Презентация для учителей Укрупнение дидактических единиц


Укрупнение дидактических единиц «…ребенок полноценно трудится тогда, когда трудности преодолимы. Он чувствует уверенность в себе.» (С. Лысенкова «Когда хорошо учиться») Преодоление этих трудностей учителя осуществляют путем различных способностей: опережающим изучением трудных тем; дополнительными занятиями; разнообразными пособиями; карточками; тратой духовных сил. Фактором обеспечивающим высокое качество теоретического обобщения может выступать графический образ – ОПОРНАЯ СХЕМА. При составлении таких схем необходимо придерживаться таких требований: доступность, максимальная информативность, компактность,легкая запоминаемость, легкая воспроизводимость, двухцветность (черный и красный цвет). Опыт работы показывает, что тема, какой бы объемный материал она не включала, должна подаваться целиком на первом уроке с использованием опорных схем и сигналов, а затем на последующих уроках уточняться, закрепляться, преодолевая восхождение от абстрактного к конкретному. Технология работы со схемой Учащиеся активно воспринима-ют опору зрительно. Проговаривая ее несколько раз в течение урока, они воспринима -ют ее на слух. При зарисовке схем в свои справочники возможны кинестатические ощущения. На втором уроке обучающиеся получают индивидуальную карточку со схемой.Они ее вкладывают в свою папку и пользуются ею на различных этапах, выполняя различные упражнения, направленные на осмысление частей схемы. На уроке создается спокойная, деловая атмосфера. Отсутствует состояние растерянности, неуверенности, так как опорная схема постоянно перед глазами. Все учащиеся имеют возможность пользоваться схемой по необходимости, т.е.каждый индивидуально. Причем ученик сам определяет, сколько и как пользоваться схемой. На втором этапе продолжается непроизвольное запоминание опорной схемы. Третий этап – выполнение самостоятельных и творческих работ с использованием схемы в крайних случаях, дальнейшее запоминание. Четвертый этап – срезовая или контрольная работа. Приведем фрагмент урока русского языка в 1 классе: «Главные члены предложения». На доске заготовка: (О чем или о ком говорится в предложении?) (Что говорится о подлежащем?) На доске предложение: Хлынул теплый дождь. О чем говорится в предложении? (О дожде)Подчеркиваем одной чертой.- На какой вопрос отвечает слово дождь? (Что?) Меняется схема: (О чем или о ком говорится в предложении?) ПОДЛЕЖАЩЕЕ В предложении это (Что говорится о подлежащем?) Кто? Что? Что говорится о дожде? (Хлынул)Подчеркиваем двумя линиями.Хлынул тёплый дождь.Поставь вопрос: дождь … хлынул (Что сделал?) ПОДЛЕЖАЩЕЕ(О ком или о чем говорится впредложении?)Кто? Что? (Что говорится о подлежащем?) Что сделал? Что сделает? СКАЗУЕМОЕ «Хлынул дождь» – это главные члены предложения (основа предложения) ПОДЛЕЖАЩЕЕ(О ком или о чем говорит ся в предложении?)Кто? Что? СКАЗУЕМОЕ(Что говорится о подлежащем?)Что сделал? Что сделает? ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ) Группы опорных схем: КОНСТАТИРУРУЮЩИЕ – схемы, где дается правило или закон, заключенный в формулу (Состав чисел).ОБУЧАЮЩИЕ – схемы, содержащие описание формулирования действия, последовательности выполнения операций (Умножение многозначного числа на число). ОБОБЩАЮЩИЕ – схемы, содержащие обобщенную информацию.СПРАВОЧНЫЕ – схемы носят информационный характер. Литература:С. П. Корсунская. Укрупнение дидактических единиц.Фотография С. Лысенковой на сайте http://www.yandex.ru Спасибо за внимание!