Выступление на конференции по теме Проект и учебное исследование как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе на уроках родного (коми-пермяцкого языка)


Гусельникова А.Н.
заместитель директора школы УВР,
учитель начальных классов
МАОУ «Гуринская СОШ»
Кудымкарский муниципальный район
Пермский край
Проект и учебное исследование как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе на уроках родного (коми-пермяцкого языка)
"Чтобы человек был сытым один день,
дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки,
всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость.

Модернизация современного образования требует большой работы по уточнению роли и места родного языка в учебном процессе начальной общеобразовательной школы. В курсе изучения родного языка ребенок формируется как личность, корни которой уходят в традиции и законы своего народа, происходит его приобщение к жизни предков, что очень важно: без знания родного языка теряется связь с народом, его прошлым и настоящим.
Одной из важнейших проблем этнических меньшинств является возрождение и развитие языков, так как язык, являясь духовной ценностью, культурным достоянием народов, определяет их национальную самобытность. Есть язык и носители языка – есть народ. Но в последние годы стала заметна тенденция снижения уровня владения родным языком у детей. Чем это обусловлено? Факторов, повлиявших на развитие данной ситуации и появление проблемы сохранения родного языка и культуры своего народа, достаточно много, о них написано немало научных трудов. А мы, педагоги, пытаемся данную проблему решать практически. Ведь не секрет, что ребенок иногда стесняется разговаривать на своем родном языке в общественном месте. Откуда такие тенденции? Возможно, в истории нашего государства; возможно, в быстром «осовременивании» тех малочисленных народов страны, которые долгое время жили более изолированно, занимались народными промыслами, передавая из поколения в поколение язык и традиции своего народа, гордясь тем, что они принадлежат к тому или иному народу.
Несомненно, основой существования языка являются семья, родители. Именно в семье ребенок получает первые уроки родного языка, впитывая с молоком матери любовь к языку своего народа. Но помочь в обучении языку может и школа.
На первой ступени (1- 4 классы) большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать свой родной язык.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, планированию и организации деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Любой учебный проект имеет два аспекта:
для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Проекты и исследования в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования и исследования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися начальных классов самостоятельно или с помощью родителей. Это будут лишь элементы проектной и исследовательской деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса начинаем приучать ребёнка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:
     - низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
     - неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
     - неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
     - невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
     - отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную и т.д.
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. По переходу на ФГОС видно, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. И этим видом деятельности стали проекты. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моя малая Родина». Сначала мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина». Чтоб заинтересовать учащихся, я ненавязчиво рассказала о своей малой Родине, после этого была организована заочная экскурсия по деревням, где проживают дети нашего класса. Среди проектов, вызвавших у учащихся познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня». Это было широким полем деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни. Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Большими проектами стали: «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Моя малая Родина» и т.д. Они построены на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом.
Работа над проектами позволила решить следующие педагогические цели:
    - развить творческие и коммуникативные способности ребёнка;
    - привить навыки сотрудничества с другими людьми;
    - активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
    - привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, а кто-то - отдых.
Результатом проектов стало понимание ребёнком роли семьи и Родины в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов, показ презентаций о своих деревнях. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй и деревней, где он проживает.
Не менее интересной была работа по выполнению проектов «Сборник загадок на коми-пермяцком языке». Одни проекты были коллективными, а другие – индивидуальными. Они отличались не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в микрогруппах. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков, позволило проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде, в паре. Работа над проектом строится поэтапно.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебными проектами и исследовательскими работами позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Вся наша жизнь - череда различных проектов и исследований. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном и исследовательском методах обучения. Этот метод чётко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектами и исследованиями помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Библиографический список:
1.Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. – Москва: Чистые пруды, 2006.
2.Журнал «Начальная школа» №9-2011 г.
3.Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. Метод проектов.- Волгоград, Учитель, 2009 г.
4.Землянская Е.Н. «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)
5. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе.- Волгоград, Учитель, 2009 г.
6. http://www.ict.edu.ru
7. http://www.it-n.ru