Урок технологии 6 класс Виды шиповых соединений


МБОУ ЦО «Альянс»
п. Харик МО Куйтунский район
Учитель технологии Ермошенко К.А.
Класс 6аТема урока: Виды шиповых соединений. Приемы изготовления шипового соединения.
Цель урока: познакомить с видами шипового соединения, учить способам выполнения шипового соединения.
Задачи:
Обучающие: знакомить с видами шипового соединения, способами выполнения шипового соединения, учить пользоваться текстом учебника и дополнительной информацией.
Развивающие: Развивать умение:
Выполнять расчеты элементов шипового соединения
Изготавливать шиповое соединение;
Кониролировать свою деятельность по ходу выполнения задания , организовывать свое рабочее место.
Воспитывающие: Воспитать культуру умственного и физического труда, убеждённость в возможности познания природы, технологических процессов, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
Метод обучения: проблемный, деятельностный, практический.
Тип урока: комбинированный.
Формы урока: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технология: личностно-ориентированная.
Средства обучения: плакаты, макеты, готовые изделия, справочная литература, мультимедийная установка, ноутбук.Демонстрационное оборудование: заготовки для сборки угловых соединений, контрольно-измерительный и разметочный инструмент, образцы угловых соединений, столярный инструмент, призентация.
Оборудование на столах учащихся: две заготовки для углового соединения, контрольно-измерительный инструмент, разметочный инструмент.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Орг. момент Приветствие учеников.
Учёт присутствующих.
У каждого из вас на столах лежат заготовки и инструменты. Будьте осторожны и бережны при обращении с инструментом. Приветствуют учителя.
2. Мотивация. Актуализация знаний.
  Сегодняшний урок мы начнём с воспоминаний видов соединений древесных материалов. Разберём требования к соединениям отдельных изделий в зависимости от их применения. Учащиеся называют соединения, которые применялись на уроках «Технологии», а так же и другие соединения, приводят примеры, где они применяются. Рассказывают о требованиях к соединениям названных изделий.
3. Целеполагание (постановка проблемы). Вы назвали множество соединений, частично их охарактеризовали.
Возникает вопрос: что влияет на выбор определённого вида соединения в отдельных изделиях?
Условия применения, нагрузка на изделие, климатические условия, вот основные параметры, по которым определяют вид соединения. Учащиеся записывают тему урока, записывают воздействие основных параметров на выбор соединения: нагрузка, климатические условия, условия использования изделия.
4. Изучение нового материала.
  С древних времён люди для производства деревянных изделий применяли различные виды соединений: сращивание заготовок, соединения в полдерева, шиповые соединения. Для увеличения прочности соединения заматывались нитками, склеивались клеями.
В чисто столярных изделиях не должно быть инородных тел даже в виде крепёжных деталей: гвоздей, шурупов, заклёпок, скоб.
Мастера-краснодеревщики при производстве мебели полностью исключали применение металлов в соединениях. Настало время познакомиться с этими соединениями.
Первое, самое простое соединение, называется угловое или серединное в полдерева.
Задаётся вопрос: Где они применяются?
Второе соединение  в полдерева с помощью шкантов. Это соединение уже более прочное.
Чем ещё можно скрепить соединение?
Где применяются?
Третье соединение шиповое.
Открытым сквозным шипом.
Это соединение прочнее соединения в полдерева.
Где применяется?
 Познакомимся с элементами этого соединения. Рисунок на доске с элементами шипового соединения.
Новые понятия: шип, проушина, щёчки, заплечики.
В столярном деле применяются и другие соединения. Познакомимся с ними – смотрим на компьютер.
Ближе с ними познакомимся в 7 классе.
Охарактеризуйте соединение в ласточкин хвост.
Мы познакомились с вами с одной из самых важных тем в столярном деле. Качественное соединение в изделии – залог его долговечности.
Для выполнения соединений нужно применить все знания и умения, полученные ранее. Разглядывают различные изделия, определяют виды соединений.
 
 
 
 
ученик показывает соединения на компьютере.
Называют изделия с применением данных соединений.
обучающийся показывает изображение на компьютере.
Гвоздями, шурупами, заклёпками, болтами, с помощью клея.
Называют изделия с этими соединениями.
учащийся показывает изображение.
 
Называют изделия с применением этого соединения.
Смотрят на изображение на компьютере. Зарисовывают в тетрадь соединение с доски.
Записывают новые понятия по теме урока.
 Смотрят на компьютер, изучают соединения.
 
Называют достоинства этого соединения.
5. Практическая работа. Приступая к практической работе постарайтесь внимательно изучить чертёж. Затем как можно точнее произведите  разметку. Карандаш при этом должен быть остро заточен. При запиливании шипов и проушин соблюдайте черту.
Качественно выполненная работа – это прочное и надёжное изделие.
Вы видите как сложно изготовить различные соединения в мебели.
Постарайтесь бережно относиться к любой мебели: не качайтесь на стульях, не двигайте столы, не подняв их. Грубое обращение с мебелью приводит к расшатыванию соединений, а затем и к поломке её.
При пилении соблюдайте меры безопасности, особенно в начале запиливания. Не допускайте перекоса ножовки,  сильно не давите на неё. Надёжно закрепляйте заготовку в зажиме.
Соблюдая эти меры труд становится безопасным и приятным. 
При долблении проушин проверьте исправность долбёжного инструмента: состояние ручки, наличие на ней колец. Под заготовку подложите подложку, воизбежании порчи верстака.
Берегите своё рабочее место, бережно обращайтесь с инструментом
Критерии оценки изделия:
внешний вид.
прямоугольность.
прочность. Производят разметку заготовок  углового соединения в полдерева.
Запиливают и скалывают излишки древесины под черту.
Зачищают заготовку напильником, производят сборку изделия.
Зачищают соединение.
Оценивают качество изделия.
Производят разметку углового шипового соединения.
Запиливают шипы и проушины.
Долбят проушины, зачищают соединение.
Производят сборку изделия.
Зачищают соединение.
 
 Оценивают качество изделия.
 Сдают изделия для проверки.
Обсуждают качество изделий, оценивают работу.
6. Закрепление Вернёмся к теме урока.
Какую проблему мы ставили перед собой?
Перечислите изученные виды соединений.
Назовите достоинства этих соединений. Отвечают:Изучить технологию изготовления соединений древесных материалов.
Перечисляют виды соединений, называют их достоинства.
7. Итог урока. И так мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов.
Вы познакомились с видами соединений, научились производить разметку и изготовление этих соединений.
Пригодится ли это вам?
Подведение итогов урока.
Оценка деятельности учащихся.
Благодарю вас за участие в работе урока.
Тема нами изучена. В жизни она будет иметь большую значимость, особенно для любителей мастерить, для создания творческих проектов, для самоутверждения в жизни. Наводят порядок на рабочих местах, прибирают инструмент, приводят себя в порядок.