Урок по русскому языку для 4 класса коррекционной школы VIII вида «Работа над деформированными текстами»


Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания

I
Организационный момент.






-Ребята, к нам на урок русского языка пришли гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся.
Со звонком дети заходят в класс, встают рядом со своими партами.

Здороваются с гостями, садятся за парты.


II
Актуализация имеющихся знаний.


-Откройте свои тетради, запиши число.
-Ребята, нам пришли письма, но я не смогла сама их прочитать. Предложения рассыпались. Вы умеете составлять текст из предложений?

-Тогда попробуйте сами прочитать письма, может там что-то важное?

-От кого же это письмо? Кто догадался?

-Что же пишет нам Снегурочка? Кто прочитает?

-Снегурочка просит нас о помощи. Мы поможем ей?

- Мы отправимся с вами в воображаемое путешествие, и поможем Снегурочке, выполняя задания на уроке. Хорошо?


- Но сначала, давайте закончим с письмом. Посмотрите внимательно, там еще и буквы некоторые потерялись. Давайте вспомним правила и попробуем вставить потерявшиеся буквы.




-Молодцы, а теперь запишите в свои тетради эти слова, не забудьте подчеркнуть вставленные буквы и записать в скобках проверочные слова.

- Ну, что ребята, Снегурочка просит нас о помощи, мы поможем ей?

-Тогда нам нужно отправляться в путь, искать замок Снежной Королевы, вызволять Снегурочку из беды.
записывают







Да




Составляют текст из предложений.





От Снегурочки.

Один ученик читает письмо.


да






да





Беда – пропущена безударная гласная «е» (беды)
Праздник – пропущена буква «д», это словарное слово.
Снегурочка – пропущена безударная гласная «е» (снег)



Записывают









да



Конверты с письмами лежат на партах.








Текст письма.
Дорогие ребята! Я попала в б..ду! Снежная Королева увела меня в свой замок . Я не смогу придти к вам на праз..ник. Помогите мне! Сн..гурочка.



















Учитель записывает на доске.

III
Основная часть урока.

.
- Посмотрите, на нашем пути преграда из елочек. А елочки то непростые, на них что-то есть! Как вы думаете, что там?

-Наверное, их оставила Снежная Королева для нас. Давайте попробуем справиться с заданиями. ЗАДАНИЕ 1
Вспомните стихотворение о зиме, расскажите его.
- Ребята, вы знаете стихотворение о зиме?
-Как оно называется?

- Кто выйдет к доске и расскажет его?



- Ну, с первым заданием мы справились. Давайте теперь посмотрим, что там во втором задании.
ЗАДАНИЕ 2
Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Запишите его.

- Я думаю, с этим заданием вы все тоже справитесь без труда. У вас на партах есть конверты с заданием 2. Вставляйте пропущенные слова в текст стихотворения и записывайте его в тетради.


- Молодцы, и с этим заданием справились! Давайте скорее выполним следующее задание.


ЗАДАНИЕ 3
Отгадайте загадку.
Что за зверь зимой холодной, Ходит по лесу голодный?

Посмотрите внимательно вокруг, найдите волка и выполните его задание.





Задания













да


Декабрь.

Ярослава рассказывает стихотворение.













Записывают в тетради стихотворение.



















Это волк.




К доске выходит мальчик в маске волка: «Я хоть и голодный, но добрый волк, я помогу вам найти дорогу к замку Снежной королевы. Вставайте и повторяйте за мной.»
Мальчик проводит физминутку.







Учитель подходит к елке и снимает фигурку с цифрой 1.








Стихотворение «Декабрь».
У декабря полно забот –
Как все успеть – не знает!
Он провожает старый год
И Новый год встречает!
Он должен ёлку нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний!






Задания на партах у учащихся.




Вариант1.
Стихотворение «Декабрь».
У _________ полно забот –
Как все успеть – не знает!
Он _________ старый год
И Новый ____ встречает!
Он должен _____ нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На _________ новогодний!
Вариант2.
У _________ полно забот –
Как все успеть – не знает!
Он _________ старый год
И Новый ____ встречает!


Физминутка.



К зимней мы полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.


-Ребята, давайте поблагодарим волка, посмотрите, он помог нам прийти к замку.

-Вот мы и добрались до замка Снежной Королевы. Но как же нам попасть внутрь? Двери то закрыты. Может, мы попробуем описать его, и двери откроются?

Учитель показывает план описания замка. По этому плану дети под руководством учителя составляют устный рассказ – описание замка. Учитель обращает внимание детей на таблицу со словами-помощниками.

- Что означает знак вопроса на схеме?

- Что перед нами?

Смотрят на следующую картинку, составляют предложение-ответ.

- Его величина.



- Из какого материала сделан?





- Из каких частей состоит?






- Какой он формы?













- Какого он цвета?








- Кто живет в замке?



- Очень хорошо. Давайте посмотрим, может двери откроются?

Учитель открывает дверцы.

- Ой, да тут задание от самой Снежной Королевы.

ЗАДАНИЕ 4
Выполните мое задание ,и я отпущу Снегурочку.
Вот вам карточки с заданиями.

- Ну что ж ребята, надо выполнить задание Снежной Королевы.

Учитель раздает детям карточки с индивидуальными заданиями.





В класс входит Снегурочка, благодарит ребят за спасение.

Благодарят, все садятся на места.





Соглашаются




















Вопрос «Что это?»


Перед нами замок.







Он огромный, очень высокий.


Замок Снежной Королевы сделан из снега и льда.
Он снежный, ледяной.


Замок состоит из трех частей. Центральная башня, левое и правое крыло.



Центральная башня прямоугольная с прямоугольными окошками.
Левое крыло круглой формы с круглыми окнами. Правое крыло треугольной формы с треугольными окнами.

Замок разноцветный. Центральная часть желтого цвета. Левое крыло голубого цвета. Правое крыло оранжевого цвета.

В замке живет Снежная Королева.

























Дети выполняют задание в тетрадях.















Смотри приложение1
















































































Карточка 1
Раскрой скобки, запиши предложение.

Замок снежной королевы сделан из (снег) и (лед) .

Карточка 2
Составь из слов предложение.

Сделан королевы из льда снежной и снега замок.

Карточка 3
Составь из слов предложение, раскрой скобки.
Сделан королевы из (лед) снежной и (снег) замок.



IV
Домашнее задание.


- Дома вы выполните упражнение 31 на странице 87.
Учитель записывает на доску домашнее задание.
- Вам нужно расположить предложения по порядку и записать рассказ.
Записывают в дневники домашнее задание.


V
Итоги урока.


- Ребята, вы молодцы! Помогли Снегурочке выбраться из замка! Давайте вспомним, что же мы делали, чтоб спасти Снегурочку?










-Понравилось вам наше путешествие?

- И мне понравилось. Вы все молодцы я вами горжусь!
-А теперь приготовьте дневники, я поставлю вам оценки за урок.
- составляли предложения
-рассказывали стихотворение о зиме
- вставляли пропущенные буквы в слова
- вставляли пропущенные слова в предложения
- составляли рассказ о замке
-работали с индивидуальными карточками

Да





Открывают дневники


VI
Организационное окончание урока.


- Наше путешествие закончилось, а вместе с ним и урок. Всем спасибо! Готовьтесь к следующему уроку.



















Раздаточный материал.

Дорогие ребята!

Я попала в б..ду!

Снежная Королева увела меня в свой замок.

Я не смогу придти к вам на праз..ник.

Помогите мне!

Сн..гурочка.



Стихотворение «Декабрь»
У _______ полно забот –
Как всё успеть – не знает!
Он _________ старый год
И Новый _____ встречает!

Он должен ______ нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На ________ новогодний!

Карточка 1
Раскрой скобки, запиши предложение.

Замок снежной королевы сделан из (снег) и (лед) .


Карточка 2
Составь из слов предложение. Запиши.

Сделан королевы из льда снежной и снега замок.



Карточка 3
Составь из слов предложение, раскрой скобки. Запиши.

Сделан королевы из (лед) снежной и (снег) замок.
Замок
Высокий
Огромный
Снежный
Ледяной
Башня
Центральная часть
Левое крыло
Правое крыло
Приложение1


Тема: Работа над деформированными текстами.


Цель: Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

Задачи:
Актуализировать знания учащихся о деформированном тексте.
Актуализировать знания учащихся о правописании безударных гласных, непроверяемых гласных.
Учить составлять рассказ-описание.
Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.
Развивать речь, память учащихся.
Осуществлять межпредметные связи.
Воспитывать в учащихся нравственные качества: доброта, участие.
Воспитывать в учащихся умение работать в коллективе сверстников.

Оборудование: рисунок замка Снежной Королевы, искусственные елочки с заданиями, маска волка, предложения для составления письма, схема для описания замка, таблица со словами-помощниками, индивидуальные карточки.

Словарь: Новый год, рассказ-описание, ледяной, снежный, праздник, центральная часть, левое крыло, правое крыло.














Тема: «Работа над деформированными текстами».
Тип урока: комбинированный.







Учитель: Чикова Е.Л.