Из опыта работы над литературными текстами


Воздействие литературных произведений на развитие полноценной духовно- нравственной личности и успешной его социализации.
( из опыта работы)
Степанова О.Ю. учитель – дефектолог ( сурдопедагог) I.кв. категория
Потеря слуха имеет множество негативных последствий для личностного развития неслышащего ребёнка. Такие дети затрудняются в мотивации поступков и эмоционального состояния окружающих. Испытывают затруднения в выражении своих желаний и чувств, что почти всегда приводит к нарушениям социальных отношений, у ребят появляется раздражительность и другие невротические реакции. Непонимание со стороны взрослых, одноклассников вызывает у них несогласие, и как следствие нарушение дисциплины. Возможно ещё усугубление ситуации и сложной семейной обстановкой; особые проблемы в тех семьях, где у слышащих родителей ребёнок с нарушением слуха. Многие родители не умеют общаться с такими детьми. Поэтому школа – интернат является тем субъектом, где дети приобретают знания, навыки которые пригодятся им в дальнейшей жизни, помогут им быть реализованными в социуме.
Цель воспитательного процесса в школе - формирование социально активной личности обладающей духовно-нравственными понятиями. Наши ученики участвуют в читательских конференциях, выступают - читают стихи - декламируют. Развитие творческих способностей помогает нам воспитывать креативного разностороннего человека. Постепенно у учащихся идёт повышение своей самооценки, что в свою очередь влияет на развитие его как личности. Потому-то развивая читательскую деятельность, учащиеся старших классов на примере героев литературных произведений обогащают свой духовный мир, развиваются нравственно.
Стихия родного языка мощное средство для развития у неслышащих школьников - ясности мышления, логики, воображения, фантазии, умения чётко и грамотно изъяснятся. И покорить эту стихию можно только практически - занимаясь читательской деятельностью. Читая классические литературные произведения, развивается эмоциональная сфера: чтение по ролям, драматизация эпизодов, ведение записей- рассуждений о прочитанном эпизоде, сцене. Работая над литературными произведениями, ребята находят ответы на сложные нравственные вопросы, по таким ситуациям которых они ещё не встречали в жизни, и делают серьёзные выводы.
«Только тогда, когда становится по настоящему плохо стыдно и тяжело на душе Николеньки, он понимает что юность он начал неправильно» - запись рассуждений ученицы У. Ани. ( по повести Л.Н. Толстого «Юность»). «Поражает поведение Эраста, его безразличие к дальнейшей судьбе Лизы. Жалеет о ней и понимает, что только она его по- настоящему любила, но Лизы ведь уже нет. Поздно». Из записей ученицы Х. Юлии (по рассказу Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). «Читая повесть «Первая любовь» понимаешь, что за любовь можно принять юношескую влюблённость. Но такая влюблённость нужна каждому человеку, как определённый жизненный опыт» - из читательского дневника ученицы Н. Татьяны. ( по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь»).
В процессе размышлений над литературным произведением школьники погружаются в мир великой русской литературы, начинают ощущать и чувствовать, что писатель хочет донести до своих читателей посредством красоты слова. Поэтому складывается определённое отношение к тому или иному герою у каждого ученика. С чем-то соглашаются, а с чем- то учащиеся готовы поспорить. Личностный рост ребёнка виден, когда он адекватно без каких либо подсказок начинает оценивать действия и поступки героев произведений с точки зрения духовно- нравственных позиций. Принимаются во внимание любые отзывы учащихся даже если они идут в разрез с точкой зрения педагога. Если одним школьником это понятно как аксиома, не требующая доказательств, то другим необходим, когда наглядный пример из жизни, а когда и подискутировать, приводя в пример неоспоримые аргументы. Размышления учащихся о прочитанном произведении иногда звучат немного некорректно, но они всегда искренни и непосредственны и удивительно глубоки в понимании совсем не детских проблем. Так, например, после прочтения рассказа А.П. Чехова «Анна на шее», прошло обсуждение поступка Анны. Очень оживлённо и эмоционально высказалась Настя И.: « Девушка изменилась, забыла семью. Разве можно отказываться от своих родных, став богатым? Конечно же, нет!» Сопереживание, сочувствие, сострадание- это важнейшие душевные качества человека. Человек, который не обладает, данными качествами не может быть развитой разносторонней личностью.
Творческое осмысление художественных произведений может сегодня помочь школьнику сохранить яркость и непосредственность чувств и эмоций. Уметь находить точки соприкосновений своих ощущений, состояния души, настроения, с судьбой литературного героя, отождествить в чём – то себя с ним, переживать то, что ещё не пережил сам. Это чудо соединения искусства с реальной жизнью. Ведь пример для детей с нарушением слуха всегда являлся самым главным рычагом воздействия на его развитие как полноценную развитую личность.