Конспект занятия Симфонический оркестр


ГБПОУ РО «ШПК»
Конспект пробного занятия
проведенного в 3 «Г» классе «Дружные нотки»
МБОУ лицей № 6
студенткой группы 4 «Д»
специальности 44.02.03/ 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»
Гетмановой Светланой Сергеевной
23 ноября 2015 года.
Компанченко Марина Александровна _______________________
Иванченко Тамара Геннадьевна ______________________
Симфонический оркестр.
Цель: показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.
Задачи:
Образовательные:
расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре;
Развивающие:
развивать тембровый слух умение определять звуковую окраску инструмента узнавать его звучание;
развивать слуховое внимание и музыкальную память.
Воспитывающие:
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
формировать музыкальный вкус;
пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.
Тип занятия: беседа
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1.активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
2.готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3.сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
4.сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
5.умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Личностные:
1.формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2.принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3.формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
4.развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Методы обучения:
•словесные
•наглядные
•практические
Оборудование занятия: ТСО, фортепиано.
Литература:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/07/25/vvodnoe-zanyatie-v-obrazovatelnuyu-programmu-vokalnoy-studii
Ход занятия:
Педагог: ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в музыкальный театр. Мы побываем в необычном месте- оркестровой яме. А кто из вас знает, что это за место? (это такое место в театре, где расположен оркестр.)
Дети: ответы детей
Педагог: Действительно, оркестровая яма – это углубленное помещение перед сценой, предназначенного для размещения оркестра. Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Дети: ответы
Педагог: а какой оркестр называется симфоническим? (Коллектив музыкантов, исполняющих произведение для симфонического оркестра)
Дети: ответы
Педагог: совершенно верно! Следует отметить, что слово «оркестр» - греческого происхождения . в Древней Греции «оркестровый» называлась площадка для танцев. На ней располагался хор. Позднее хор сменили музыканты, сопровождающие спектакль игрой на музыкальных инструментах. Современный симфонический оркестр- это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов. А какие же инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети: ответы детей
Педагог: симфонический оркестр состоит из четырех групп инструментов: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.
Главными в симфоническом оркестре являются струнные смычковые инструменты. Как вы думаете, какие инструменты входят в эту группу?
Дети: ответы.
Педагог: в эту группу входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Давайте послушаем произведения, в которых используется звучание струнных инструментов. Слушание пьесы Камиль Сен Санс «Лебедь». Какой же инструмент был солирующим?
Дети: ответы.
Педагог: следующая группа – деревянные духовые инструменты. Какие инструменты входят в эту группу?
К ним относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот. Слушание Иоганн Себастьян Бах соло для флейты.
Педагог: следующая группа – деревянные медные инструменты. К ним относятся труба, валторна, тромбон, туба.
Слушание П. Чайковский симфония №5.
Следующая группа это ударные инструменты: литавры, колокола, ксилофон, большой и малый барабан, тарелки, кастаньеты. Итак, мы познакомились с основными 4 группами инструментов симфонического оркестра. Нередко в состав оркестра входят дополнительные инструменты: рояль, арфа, челеста, орган и др. За несколько веков музыкальная практика выработала несколько типов симфонического оркестра. Во-первых, концертнеый оркестр. Он располагается на возвышенной эстраде в зале, и мы, сидя на своих местах, постоянно видим оркестр, и его руководителя. А как называют руководителя оркестра?
Дети: дирижер
Педагог: совершенно верно! Руководитель оркестра –дирижер. Помимо концертного симфонического оркестра есть еще оперный. Это как раз тот оркестр, который находится в оркестровой яме. В наши дни есть еще радио, телевидение, кино. Чаще всего они нам не видны, так как располагаются в особых студиях, порой за тысячи километров.
Давайте посмотрим на расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре?Дети:
Педагог: музыканты в оркестре располагаются своеобразно, это нужно для того, что бы каждый из них хорошо видел дирижера, место которого в центре. Впереди помещены инструменты с более тихим звучанием. Ребята, а какие это инструменты?Дети: струнные
Педагог: а почему духовые размещены сзади?
Дети: ответы.
Педагог: такое расположение музыкантов позволяет добиться равномерного звучания всего оркестра.
Вот и пришло время немного отдохнуть.
Раз- на ципочки подняться,
Надо всем, друзья, размяться.
2- нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 руками помахали
Наши рученьки устали.
На 4 руки в боки
Дружно делаем подскоки
5 присели раза два
6 за парты нам пора.
Предагог: ну что ж, проверим наши знания. Сейчас мы будем слушать отрывки музыкальных произведений, ваша задача узнать какие музыкальные инструменты звучат в муз. произведениях.
Разучивание песни «Старый добрый клавесин»
Старый добрый клавесин -
Дедушка рояля,
Музыкантов пригласил,
Чтобы поиграли.
Чтобы каждая струна
Принялась за дело,
Чтоб звенела тишина,
Чтобы эхо пело.
В небе плещется закат,
В окна льется вечер,
Пусть играет музыкант,
Пусть мерцают свечи.
Нас сегодня пригласил
В сказочные дали
Старый добрый клавесин -
Дедушка рояля.
Педагог: вот и закончилось наше необычное путешествие в страну муз. инструментов и симфонического оркестра. Что вы узнали на занятии? Что вам понравилось? На каком инструменте хотели бы научиться играть?
Дети :ответы детей
Педагог: до свидания!