Конспект открытого урока по музыке в 4 классе с анализом. Симфонический оркестр


Конспект открытого урока по музыке в 4 класcе.
по теме 
«Симфонический оркестр»
Цели урока:
Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.
Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.
Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Углубление знаний о тембре музыкальных инструментов через взаимосвязь с настроением человека.
Задачи урока:
учить применять полученные знания на практике;
оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
активизировать слуховое внимание, музыкальную память;
обогащать впечатления детей;
развивать коммуникативные навыки работы в группах;
различать инструменты симфонического оркестра;
Методы: беседа, исполнение, исследование, игра, показ, игра на музыкальных инструментах
Этапы урока:
- организационный этап;
- этап проверки домашнего задания;
- этап подготовки к усвоению нового материала;
- этап усвоения новых знаний;
- этап закрепления новых знаний;
- этап первичной проверки понимания нового материала;
- этап повторения пройденного материала;
- этап обобщения и систематизации новых знаний;
-этап подведения итогов в учебной деятельности;
-этап рефлексии учебной деятельности.
ХОД УРОКА:
Со звонком дети входят в класс. Звучит фрагмент симфонической музыки – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский.
1.Организационный момент: музыкальное приветствие:
Учитель - Здравствуйте, ребята,
Встретились мы снова.
Дети - Слушать музыку и петь
Мы уже готовы.
Учитель: - Ребята, вы вошли в класс под музыку, она вам знакома?
- Что удобно делать под эту музыку? (танцевать)
- Какой танец? ( вальс)
- Это произведение называется « Вальс цветов», а чтоб узнать, кто его написал, я хочу загадать вам загадку:
Он родился на Урале,
Вундеркиндом называли.
На рояле он играл,
Выступал и сочинял.
Для любителей природы
есть альбом «Времена года».
Для детей – «Детский альбом».
И Щелкунчик, и Одетта
Нам известны из балетов.
Девять опер сочинил,
Потому он людям мил.
Всюду – в области Ростовской
И во Псковской, и в Московской
Знают …
- Это П.И. Чайковский
- Ребята, а в исполнении какого оркестра прозвучало это произведение? (симфонического)
2. В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.
Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, даже в мультфильмах звучит симфоническая музыка.
Ребята, а что такое оркестр?
А какой же оркестр называется симфоническим?
Ребята: Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
Учитель. Правильно. Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра. И сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие инструменты входят в состав этого оркестра.
Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить.
Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места.
На какие группы можно разделить инструменты в симфоническом оркестре? (ответы детей)
Струнно – смычковая группа. Какие инструменты входят в состав этой группы?
Что мы с вами знаем про эту группу? Она является фундаментом в оркестре.
При помощи чего извлекается звук на этих инструментах? (смычка)
В чём сходство этих инструментов? ( форма)
Различие? ( размер и звучание)
Деревянно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав этой группы?
Как извлекается звук на этих инструментах?
Какой из инструментов самый низкий по звучанию? (фагот)
Звучание, какого инструмента напоминает нам птичьи трели? (флейта)
Медно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав этой группы?
Из чего изготавливаются эти инструменты?
О чём напоминают звуки этих инструментов? (о походах, о военных маршах)
И последняя ударная группа, самая разнообразная, какие инструменты этой группы вы знаете?
На какие две подгруппы делятся инструменты в этой группе? (с определённой высотой и неопределённой) Например:
3.Учитель - А сейчас «Музыкальная минутка»:
Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.
Какой инструмент вы бы предпочли?
Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
(Звучит запись произведения М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».)
Дети импровизируют под музыку.
4. Игра «Третий лишний».
Учитель - Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните своё решение.
Скрипка, контрабас, баян
Гобой, труба, кларнет
Барабан, альт, виолончель
Тромбон, фагот, валторна
5. Ну, а теперь проверим ваш музыкальный слух.
Сейчас вы будете прослушивать музыкальные фрагменты произведений, ваша задача отгадать, что за инструмент звучит. Готовы?
Загадка:                         
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это … (ДИРИЖЕР)
Дети: Дирижёр - великий мастер владения звуком.
6. Исполнение песни «Весёлый музыкант», музыка Г. Струве
7.Учитель: Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале!
Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок. Мир музыкальных инструментов весьма широк: и сегодня на уроке мы только знакомились с инструментами симфонического оркестра
Наш урок окончен. Благодарю вас за работу. До свидания


Анализ урока по музыке в 4 классе
по теме «Симфонический оркестр».
Данный урок относится к комбинированному типу. В  программе  по  музыке 4  классе  предусмотрены  темы  по  ознакомлению  с  инструментами разных оркестров, в том числе и симфонического, поэтому  данный  учебный  проект  является одним из нескольких уроков по теме «Симфонический оркестр».
Выбранный мною вид урока: урок-игра (с применением проектной деятельности и мультимедийных технологий).
Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.
На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме.
Организационный момент содержал в себе эмоциональный настрой, помог плавно включиться в работу. Использовались разноцветные ноты, которые далее применяются в конце урока.
На этапе освоения новых знаний ребята учились сравнивать музыкальные инструменты, находить отличия между ними. Детям очень хорошо запоминаются новые слова и термины.
Неотъемлемой частью моего урока является коллективное пение, причем это развивает способности всех детей. Перед исполнением, ребята исполняли песни, с использованием шумовых музыкальных инструментов. Песня исполнялась медленно, быстро, тихо, громко, что способствует развитию слуха, а также знакомит на начальном этапе со средствами музыкальной выразительности: динамикой и темпом. Ребята поют с удовольствием, особенно им нравится использование шумовых инструментов, для повышения эмоционального настроения детей.
Этап урока повторение ранее изученного содержал в себе отгадывание загадок о музыкальных инструментах. Ребята охотно разгадали все задания. Я часто применяю загадки такого рода, ребятам нравятся такие задачи.
Всегда применяю динамические паузы.
Одним из важнейших моментов на уроке музыки является слушание. Особое внимание уделялось аналитической деятельности с музыкальной точки зрения. Ребята, прослушав два музыкальных фрагмента, получили конверты с разными словами, из которых выбирали соответствующие данным фрагментам слова. Т.е. учились анализировать, отвечая на вопрос «музыка была какая»? На объяснении как звучат песни . я применила элемент игровой технологии. Она не только расслабляла детей, но и носит закрепляющий знания характер. Заключительный этап урока носил также эмоциональный характер. Уч-ся выбирали разноцветные ноты, соответствующие их настроению. Моя задача состояла в том, чтобы ребята не воспользовались нотами черного цвета.
При подведении итогов я использовала прием рефлексии. Дети заканчивали начатаю мной фразу «сегодня на уроке я запомнил,… мне понравилось…)На протяжении урока между учителем и учениками сохранялась благожелательная атмосфера, эмоциональное настроение.
Считаю, своих целей урок  достиг, как показало закрепление и  рефлексия, учащиеся  были  заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия. Моя задача на данном уроке реализована.