План-конспект по музыке на тему Симфонический оркестр (2 класс)


ГБПОУ РО «ШПК»
Конспект пробного занятия
проведенного в 2 «А» классе «Радуга»
МБОУ лицей №6
студенткой группы 4 «Д»
специальности 050148 Педагогика дополнительного образования
Зыченковой Ольгой Валентиновной

Тема занятия: «Симфонический оркестр».
Цель: Познакомить детей с симфоническим оркестром.
Планируемые результаты:
Метапредметные:1. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.3. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.4. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.5. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.Личностные:1. Формирование целостного, социально - ориентировочного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.4. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Методы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические.
По времени воздействия: внеурочное.
Организованность обучающихся: групповое.Оборудование: ТСО, проектор, компьютер.Литература: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/07/2.. - zanyatie-v-obrazovatelnuyu-vokalnoy-studii;
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-slushaniyu-muzyki-v-podgotovitelnoi-grupe.html. План занятия: Приветствие: 3 минОпрос: 5 минСлушанье произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов»: 3 мин
Беседа о музыке: 3 мин
Слушанье произведений: «Вальс» композитора Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» и «Тарантеллу» В. Гаврилина из балета «Анюта»:8 минБеседа о музыке: 3 минСлушанье песни «Учитель»:3 мин
Беседа о песни:5 минИтог занятия: 3 мин
Задачи: Образовательные: Познакомить детей с понятием «симфонический оркестр», «дирижёр», расположением инструментов в оркестре.
Развивающие: Развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать. Расширять кругозор и словарный запас детей «консерватория», «симфонический оркестр», «дирижёр».
Воспитательные: Воспитывать музыкально - художественный вкус. Способствовать формированию потребности слушать классическую музыку. Формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки.
Ход занятия.Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас в консерваторию. Кто знает, что такое «консерватория? »
Дети: да, нет.
Педагог: Да, консерватория - это высшее музыкальное учебное заведение, в котором ученикам даётся полное музыкальное образование и откуда они выходят композиторами, учителями, певцами или музыкальными исполнителями.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов». Какие инструменты вы услышали? Как они звучали?
Ответ детей:
Педагог: Это играл оркестр - коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение. Оркестры стали появляться давным-давно. Сейчас существуют симфонические, струнные, духовые, шумовые музыкальные оркестры. Самый богатый по составу инструментов - симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку, передавать тончайшее настроение человека.
Педагог: Предлагаю вам послушать 2 произведения: «Вальс» композитора Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» и «Тарантеллу» В. Гаврилина из балета «Анюта».
И расскажите, какую музыку вы услышали. Что вы почувствовали, когда слушали «Вальс»? Какое, на ваш взгляд, настроение вызывает «Тарантелла»?
Ответ детей.Педагог: Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, нежно щебетать, словно птица. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов, а количество их порой достигает ста!
Педагог: Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди скрипки и их родственники, чуть поодаль контрабасы. Они составляют семейство струнных. Какие вы знаете струнные инструменты?
Ответ детей: скрипка, альт, виолончель, контрабас
Педагог: Далее располагается семейство деревянно - духовых. Назовите, какие вы знаете деревянные духовые инструменты. Рядом их ближайшие родственники- медные духовые. А затем…
Ответ детей: флейта, фагот, гобой
Педагог: Рядом их ближайшие родственники- медные духовые. А затем ударные инструменты.
Педагог: Оркестр - хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король - управляющий оркестром. Его называют- дирижёр.
Педагог: Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хоть при этом и не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легко о подставку для нот – пюпитр. Показать, и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам побыть дирижерами и продирижировать «Вальс» Г. Свиридова к кинофильму «Метель». Встаньте…
Педагог: Молодцы присаживайтесь.
Педагог: А теперь я предлагаю вам разучить и исполнить песню «Всюду музыка живет».
Песня «Всюду музыка живет».
1.Едва только ветер подует с реки-
к нам музыка в окна стучится,
Ведут перекличку трамваев звонки,
Чирикает первая птица.
Припев
Это чудо, это чудо!
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда и играет и поет.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
даже в писке комарином-
всюду музыка живет.!2.Веселая музыка в доме моем
Со скрипкой дружна и фаготом
И если вы спросите, как мы живем,
Ответим- "живем, как по нотам!"
3.Нам с нею легко на параде шагать
И что-нибудь делать не скучно.
А если захочется нам помечтать,
то с нами она неразлучна.
Педагог: Молодцы ребята! А итог нашего занятия я предлагаю провести с помощью загадок.
Расселись музыканты по местам,
Настроили гобои, скрипки, флейты,
Вот вышел дирижер – и замер зал.
Сиди тихонечко, шалить не смей ты!
Сейчас волшебной музыки потоки
Умчат нас далеко от этих мест.
Ты молодец, что на концерт пришел сегодня
Послушать симфонический … (Оркестр)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
В симфоническом оркестре
Ее голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаем мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
Инструмент волшебный… (Скрипка)
Он оркестром управляет,
Радость людям доставляет.
Только палочкой взмахнет-
Музыка звучать начнет.
Оно не врач и не шофер.
Кто же это? ... (Дирижер)
Педагог: Молодцы! На этом я хочу завершить наше занятие. Большое вам спасибо.
До свидания!