Урок музыки по теме: Симфонический оркестр.

Урок музыки по теме: "Симфонический оркестр"

Цель урока: закрепить и обобщить знания обучающихся о симфоническом оркестре
Задачи урока:
- дидактические:
о создание условий для оптимизации творческих способностей обучающихся;
с формирование навыка интеграции различных видов искусств
- развивающие:
о развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать сопоставлять
о развитие импровизации в доступных для детей формах
о развитие проектных возможностей обучающихся
- воспитательные:
о воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;
о способствовать становлению позитивного отношения к искусству.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний
Форма проведения: урок-соревнование
Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение), частично-поисковый
(импровизация, ассоциативный поиск), метод проектирования, метод побуждения к сопереживанию
Оборудование урока: мультимедиа-проектор, экран, компьютер,
репродукции картин, портреты композиторов, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Е. Поплянова "Пора начать урок" (пение). Музыкальное приветствие на интонациях темы Г. Переела.
II. Объявление темы и задач урока.
Учитель. Тема сегодняшнего урока "Симфонический оркестр» (Включить музыку. (слайд 1,2)) . На этом уроке мы закрепим и обобщим знания о симфоническом оркестре.
Учитель. А какие оркестры вы знаете?
Дети:_______________________
Учитель: А что такое оркестр?
Дети:
1 . Оркестр - так называли в античном мире площадку перед сценой, на которой располагался хор, а позднее оркестранта, сопровождавшая театральное представление музыкой.
2. Симфония это группа музыкантов совместно исполняющих музыку на различных инструментах.
3. Симфония в переводе с греческого означает созвучие, согласие.
4. Когда музыканты собираются в оркестр у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой , как одно большое сердце.

Учитель. Чтобы мы смогли познакомиться со звучанием всего симфонического оркестра, а затем с каждой из групп, а также с солирующими инструментами, повторяем название инструментов (Показ инструментов на доске)
III. Соревнование.
Учитель. Первую цель - закрепить знания о симфоническом оркестре - мы выполнили и переходим к обобщению знаний в форме соревнований. Старайтесь показать все свои знания по теме, набрать максимальное количество баллов, чтобы стать лидером нашего соревнования. Помогать оценивать результаты нашего соревнования будет ваш классный руководитель. Представление команд.
Конкурс "Теоретический" (индивидуальное задание).
Задание1.
(слайд 3)
1.Какие инструменты имеют эту ноту в своем названии (Фагот) (слайд 4)
(слайд 5)
2. Какой ударный инструмент без определенной высоты звучания имеет эту ноту в своем названии? (Тарелки) (слайд 6)
(слайд 7)
3. Эта нота входит в название ударного музыкального инструмента с определённой высотой звучания. (Ксилофон) (слайд 8)

Задание№2, Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному определению.
1. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, скрипка, фагот, барабан. (слайд 9)
2. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, челеста, кларнет, фортепиано. (слайд 10)
3. Оркестром руководит: скрипач, тромбонист, дирижёр, ударник. (слайд 11)
4. Самые высокие инструменты симфонического оркестра: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет. (слайд 12)

Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному определению.
1. В группу медных духовых инструментов входит: фортепиано, скрипка, труба, фагот, контрабас. (слайд 13)
2. Симфонический оркестр состоит из группы струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и группы баянов (слайд 14)
3. Самые низкие инструменты в симфоническом оркестре: флейта, тромбон, туба, альт, контрабас, скрипка, фагот. (слайд 15)




Конкурс "Поэтический".

Учитель. Помогите поэту Джуадату Файзи закончить строки в стихотворении "Забавные гости", где рассказывается о музыкальных инструментах.
1. Имя вам мое известно
Знаменит я повсеместно
Я в оркестре главный бас,
Потому что ___________ (контрабас) (слайд 16)

2. Не сдержав тогда улыбки,
Зазвенели сестры -___________ (скрипки) (слайд 17)
Захихикали.
Запиликали.

3. Кто-то вышел - круглый, толстый,
Словно медный самовар.:
Может быть, пою я грубо,
Но на то и есть я +______________ (туба) (слайд 18)
Знают скрипки, знают трубы Голос ,______ силу___________

4. Вышла дудочка точёная,
Вся изящная и чёрная:
«:Я на весь известен свет,
А зовут меня_______________ (кларнет) (слайд 19)
Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым".

5. "Не люблю я шуток странных! Глухо вымолвил _______________________ (фагот) (слайд 20)
Я из рода деревянных
Я из группы духовых.
Уважает меня
Деревянная родня»

6. Все затихли, замолчали.
Вдруг __________ застучали, (кастаньеты) (слайд 21)
Медные, тонкие,
Звонкие, звонкие

7. Тут, сверкая черным лаком, В наступившей тишине,
Белозубый и трехпалый, Подошел ко мне. (гобой) (слайд 22)


Музыкальная пауза.
Физминутка.(дети имитируют игру на инструментах) (слайды 23,24,25,26)
Учитель. Следующие два задания я считаю более сложными, потому что вы должны проявить в них творческий подход, ассоциативное мышление, фантазию, а также умение импровизировать
Конкурс "Универсальный".
Учитель. Выберите одно из предложенных стихотворений и подберите к нему картину, соответствующую по настроению. Найдите эмоциональное родство между этим стихотворением и
картиной. Если бы вы были композиторами, какой группе инструментов или инструменту поручили исполнять мелодию? Почему? Импровизация (вокальная) на стихотворение. Выберите представителя от команды, которому придётся ответить на данное задание.
Стихотворения:
Широки у нас просторы, необъятные края,
В синей дымке встали горы и раскинулись моря.

Тихий вечер, синий вечер, всё полным покоя.
Всплыли месяцу на встречу звезды над рекою.

Поле зыблется цветами
В небе льются света волны
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

ПОКАЗ КАРТИН
1._ В.М. Васнецов «Богатыри»
2.__ И. Левитан «Весна»
3.__ И. Левитан «Сумерки»
4.__ И.И.Шишкин «Утро в лесу»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
__________________________________________________________________


Конкурс "Творчество работает на будущее".
Учитель. Это было домашнее задание. Вам надо было придумать новый инструмент для симфонического оркестра и рассказать о нем (один представитель от команды защищает проект)

Входит Фея музыки.
Фея Вы догадались кто я? Как меня зовут?
Дети: Фея музыки

Фея музыки исполняет песню «Музыка» Автор песни А. Лихачева
Фея: У меня есть скрипичный ключ, который открывает дверь в прекрасную страну «Музыка». Он волшебный. Помогает детям лучше петь, слушать и понимать музыку. Возьмите его.
Учитель: Спасибо, Фея музыки! А я хочу пожелать ребятам, чтобы музыка всегда была в вашей жизни и помогала вам.
Оценка жюри: _______________________________________________
____________________________________________________________
Музыкальный кроссворд «Нота»

IV. Итог урока.
Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок-соревнование. Пока жюри подводит итоги, мы подведем свои итоги.
Мир музыкальных инструментов весьма широк: это и народные, и старинные, и современные Мы на последних уроках вслушивались в звучания инструментов симфонического оркестра, самого
разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его - маэстро ? (ответы детей - дирижер), великий мастер владения звуком Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой - и тогда весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, льются звуки, полные самых разных красок, ритмов и интонаций.

Учащиеся слушают и смотрят увертюру к опере Ж. Бизе « Кармен ".
Учитель. На этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются Тема следующих уроков - "Симфонические сказки и легенды" А это значит что мы будем ещё и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому ?
Дети. Симфонический оркестр. ,
V. Домашнее задание: составить кроссворд, чтобы ключевое слово было "оркестр".
VI. Музыкальное прощание
Жюри сообщает результаты. Звучит мелодия на интонациях песни "Про оркестр ".

15