Открытый урок на тему Симфонический оркестр.


Открытый урок по музыке на тему «Симфонический оркестр».
Учитель Винникова Марина Константиновна.

Видео Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну музыки и познакомимся с одним из самых интересных изобретений 18 века- симфоническим оркестром.Мы начали наш урок с прослушивания уже известного нам музыкального отрывка В. А . Моцарта.
Вопрос: Кто исполнил музыкальное произведение?
Ответ: Оркестр.
Учитель: Правильно.Оркестр-большой коллектив музыкантов для исполнения музыки. Он состоит из более чем 100 музыкантов, одним словом, оркестр это огромная музыкальная семья.
А теперь представьте себе, открылся занавес и мы видим на сцене только инструменты.А где же сами музыканты? Ожидание волнительно, но вот на сцену выходят исполнители. Они занимают свои места, музыка пока еще не звучит, но волшебное действо уже началось и все в нем подчиняется определенным правилам музыкального спектакля. Итак, музыканты расселись по своим местам и тут появляется самый главный человек в оркестре- дирижер. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково и дирижеру не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где валторнисты. . Посмотрите, как выглядит схема расположения музыкантов в симфоническом оркестре.
Слайд Схема оркестра
Портрет Й Гайдна
Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн- великий австрийский композитор, основатель школы венского классицизма. Так как Гайдну нужны были новые краски для своих произведений, он решил попробовать объединить инструменты, строго высчитав их количество. Ведь сила звука у каждого инструмента. Так появился симфонический оркестр, который мало изменился и по сей день.
Видео « Симфония №45 « Й. Гайдна. ( Фрагмент)
Вопрос: Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?
Ответ: Музыка, исполняемая оркестром , звучит более красочно, ярко, сочно.
Ответ: А еще в 18 веке появился новый жанр –симфония, и он требовал нового звучания и объема.
Учитель: Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание. Для симфонического оркестра нужны большие концертные площадки .

А сейчас мы с вами послушаем и посмотрим пьесу М. П. Мусогского из цикла « Картинки с выставки» в исполнении симфонического оркестра и фортепиано, а потом ответим на вопросы.
Видео пьеса «Быдло».
Вопрос: Что вы слышите в музыке?
Ответ: Тяжелые шаги, стук колес.
Вопрос: Как звучит основная мелодия пьесы?
Ответ: Печально, тяжело, обнообразно, в низком регистре.
Вопрос: как происходит развитие в музыке?
Ответ: Композитор использует принцип вариационности. Каждый раз тема звучит все громче, усиливается динамика. Музыка постепенно разрастается , звучит громче и настойчивей.
Вопрос: Какие группы оркестра создают кульминацию?
Ответ: Весь оркестр, тутти.
Вопрос: А как звучит эта пьеса на фортепиано?
Ответ: Более просто, менее выразительно. В оркестровом изложении пьса звучит интереснее и ярче.
Учитель: Оркестр делится на четыре группы. Инструменты каждой группы похожи друг на друга как близкие родственники.
Струнная группа инструментов- скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты звучат, когда по струнам водят смычком или щиплют струну пальцем.
Видео И. Штраус Полька «Пиццикато»
Вопрос:1) Какие новые краски появились у струнной группы?
2)Тембр какого инструмента напоминает звучание пиццикато?

Учитель: Вторая группа- так называемые деревянные духовые инструменты. Они представляют собой трубки различного устройства и формы, они звучат при вдувании в них воздуха. Это флейта, кларнет, гобой и фагот.
Видео К. Сен-Санс « Кукушка»
Учитель: В третью группу входят медные духовые музыкальные инструменты.Звук у них извлекается, как и у деревянных духовых. Это труба, валторна,тромбон и туба.
Видео пьеса «Назад в будущее» в исполнении ансамбля валторн.

В четвертую группу входят ударные инструменты. В симфоническом оркестре Й. Гайдна были литавры, малый и большой барабаны. Уже позднее к ним добавились тарелки, треугольники, маракасы, бубны, тамбурин, колокольчики, ксилофон и т. д
Видео Б . Бриттен «Путеводитель по оркестру»
Вопросы:1) Почему коипозитор решил создать такое произведение?
2)В какой форме написано это произведение?
3) Какие группы инструменов в большей степени схожи по тембру?
4) На тембры каких инструментов вы обратили особое внимание?

А сейчас в исполнении ребят 4а класса прозвучит песня « Про оркестр» композитора А. Важнова на стихи поэта М. Яснова , в которой тоже поется об инструментах симфонического оркестра.

Учитель: Оркестр- это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер волшебник и от его мастерства, профессионализма, таланта зависит то,как будет звучать оркестр. Дирижер показывает взглядом и жестом, где и когда нужно вступить музыканты, как играть музыкальное произведение. Дирижер может разговарить с оркестром без переводчика, ведь язык жестов дирижера понятен музыкантам всего мира.
Сегодня мы с вами совершили путешествие в мир симфонического оркестра, мир, со своими законами и правилами. Мир музыкальных инструментов широк, это и народные, и старинные, и современные инструменты. Но сегодня мы познакомились с инструментами симфонического оркестра, слушали, наслаждались звучанием различных по тембру и окраске инструментов, познакомились с составом оркестра.
Очень много лет тому назад симфонический оркестр создавался ка единый организм, он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать в себя и больше двухсот. Во главе его-маэстр- дирижер, великий мастер владения звуком, Слушая симфонический оркестр в концертном зале, мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.

Флешмоб «Ода к Радости»