РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС НА ТЕМУ: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР»


-44196070485КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49
СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС
НА ТЕМУ:
«ОБРАЗОВАНИЕ СССР»
Урок разработала:
учитель истории обществознания
МБОУ СОШ№49
Лисицина Алла Анатольевна
Цель урока: показать ход Гражданской войны на окраинах нашей страны; раскрыть причины, предпосылки и принципы построения СССР.
Ключевые знания: причины, предпосылки и принципы построения СССР; национальная политика и межнациональные отношения в 1920-е гг.; первая Конституция СССР.
Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Новейшая история», тема «Европа в начале XX в.»; курс «Обществознание», тема «Формы государственного устройства».Ключевые понятия: автономия, суверенитет, федерация.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять, в чём заключались предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения; характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР; раскрывать существенные черты национальной политики в 1920-е гг.
Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные.
Работа с исторической картой: показать на карте республики, первоначально вошедшие в состав СССР; новые союзные республики, вошедшие в состав СССР в 1920-е гг.
Работа с историческими источниками: чтение и комментирование первоначального варианта резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками (учебник, с. 142); отрывка из Декларации об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. (учебник, с. 142).
Основные персоналии: В. И. Ленин, И. В. Сталин.
Основные даты: 1922, 30 декабря — I съезд Советов СССР, образование Союза Советских Социалистических Республик; 1924, 31 января — принятие на II Всесоюзном съезде Советов первой Конституции СССР.
Образовательная среда: 1. Карта «Образование СССР. 1922—1940 гг.» (цветная вклейка в учебнике). 2. Учебник. — § 19. 3. Рабочая тетрадь. — Ч. 1. — § 19. 4. Хрестоматия по истории России: XX в.Ключевые вопросы: 1. Национальные окраины в Гражданской войне. 2. Предпосылки объединения социалистических республик. 3. Как строить многонациональное государство? 4. Образование СССР. Первая Конституция СССР.
Национальная политика и межнациональные отношения.
Ход урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
Данный вопрос учитель объясняет с использованием карты. Затем можно провести беседу: каковы взгляды большевиков по национальному вопросу? Как развивались события на Украине, в Белоруссии и Прибалтике после победы большевиков в Петрограде? Какова роль иностранных государств в этих событиях? Как проходила советизация национальных окраин? Какую роль играли национальные коммунистические партии? Какова программа басмаческого движения? Почему оно потерпело поражение? В чём заключались общие причины победы советской власти в национальных районах?
Вопрос о предпосылках объединения социалистических республик учащиеся изучают самостоятельно по тексту учебника, используя карту и заполняя таблицу «Предпосылки образования СССР» (задание 2 к § 19 в рабочей тетради).
Вопрос о принципах построения многонационального государства необходимо изучить путём сравнительного анализа документов, помещённых в учебнике на с. 142—143. Затем учащиеся выполняют задание 3 к § 19 в рабочей тетради (заполняют таблицу «Альтернативные точки зрения на принципы построения единого многонационального государства»).
Данную тему учитель объясняет, опираясь на текст учебника и помещённый в нём документ («Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.»). В ходе объяснения учителя учащиеся выполняют задание 4 к § 19 в рабочей тетради. Рассказ о первой Конституции СССР можно предварить постановкой проблемного задания: сравните избирательные законы Российской империи и систему избирательных прав, определённую в Конституции СССР 1924 г., и выскажите ваше мнение, была ли более демократичной советская избирательная система.
Вопрос о национальной политике в 1920-е гг. учащиеся изучают самостоятельно, используя соответствующий текст учебника и выполняя задание 5 к § 19 в рабочей тетради. Затем можно провести беседу по следующим вопросам: почему языковая и культурная политика советского правительства в 1920-е гг. отличалась определённым либерализмом? Какие цели преследовала политика развития национальных языков и культур в 1920-е гг.? С какой целью проводилась политика «коренизации»? В чём её противоречивость? Какие противоречия отличали национальную политику, проводившуюся в 20-е гг. XX в.? В заключение урока можно обсудить задание 2, помещённое в конце § 19.
Темы докладов и сообщений: 1. Эволюция позиции большевиков по национальному вопросу. 2. Советизация национальных окраин. 3. Басмаческое движение. 4. Сталинский план автономизации. 5. Конституция 1924 г.
Домашнее задание: § 19, вопросы и задания к нему. Задания 6, 7 к § 19 в рабочей тетради. Индивидуальное задание: подготовить краткое сообщение о Г. В. Чичерине.