Конспект урока по истории на тему: Образование СССР


Конспект урока по истории России
Учитель: Сафронов Е.С.
Класс: 11 «А»
Тема урока: Образование СССР
Тип урока: комбинированный
Педагогическая технология: объяснительно-иллюстративное обучение
Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников
Форма урока: традиционная
Основные понятия: элита, Конституция
Основные даты: 27 декабря 1922 г. – договор об образовании СССР; 31 января 1934 г. – Конституция СССР;1925 г. – РКП(б) => ВКП(б); 1924 г. XIII партконференция
Имена исторических деятелей: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев.
План изучения нового материала:
Советские республики:
Образование СССР;
Кризис руководства партии большевиков
Оборудование урока: презентация, атласы, карта «Образование СССР», раздаточный дидактический материал (карточки)
Оформление доски: на доске дата, тема урока, д/з в правом верхнем углу
Мизансцена урока: традиционная
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент (2-4 мин.).
Приветствие
Проверка присутствия
Проверка готовности Приветствуют учителя стоя
Староста докладывает об отсутствующих
II. Повторение изученного материала (15 мин.).
Письменный опрос по карточкам (3 человека).
Фронтальный опрос:
-Каким было экономическое положение Советской России после окончания гражданской войны?
Почему политика военного коммунизма стала вызывать все более сильное сопротивление масс?
-Охарактеризуйте содержание и методы проведения новой экономической политики.
-Сравните политику военного коммунизма и нэп. В чем они принципиально различаются? Что в них было общего.
Работа с датами (1 учащийся у доски).
За партами индивидуально
весна-лето 1921 г.; 1920-1921 гг.; март 1921 г.; 1922 г.
III. Постановка учебной задачи (2-5 мин.).
Союз Советских Социалистических Республик - так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события. Сегодняшние оценки этих событий отнюдь не однозначны. Политические реформы последних лет и возникший благодаря им плюрализм мнений позволяют нам более объективно проанализировать многие явления и процессы.
Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР.
Главный вопрос урока:
Какое значение для дальнейшей истории играло образование СССР и были ли другие варианты? Записывают в тетрадь тему урока

IV. Изучение нового материала (15-20 мин.).
1. Советские республики
а) Рассказ учителя (образное повествование):
После завершения гражданской войны советская власть утвердилась в нескольких государствах – России, Украине и Белоруссии. Также Азербайджан, Армения и Грузия. В 1922 г. Они объединились в Закавказскую Федерацию.
Между республиками были заключены соглашения о сотрудничестве в области обороны, внешней политики и хозяйственной деятельности.
Вопрос о принципах государственного строительства на территории бывшей Российской империи вызвал споры в партии большевиков.
И.В. Сталин отстаивал идею жесткой централизации, тогда как Ленин за равноправие республик.
Бывшая империя встала перед выбором из двух путей развития.
Постановка вопроса:
Каковы же предпосылки объединения республик?
Предпосылки образования СССР:
Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.
Стремление к единой внешней безопасности республик.
Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.
Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.
2. Образование СССР
б) Характеристика создания Советского Союза.
См. слайд..Объяснение:
Органы управления СССР создавались согласно Конституции (31 декабря 1924 г.): Всесоюзный съезд советов – высший законодательный орган и Совет народных комиссаров – высший исполнительный орган власти.
в) Выборочное чтение
-Найдите в учебнике и прочитайте вслух противоречия, заложенные при образовании СССР.
г) Работа с текстом (слайды 11-16)
-Какие полномочия получил Верховный Совет СССР в соответствии с Конституцией СССР?
3. Кризис руководства партии большевиков
д) Рассказ учителя (образное повествование):
В последние годы жизни В.И. Ленин пришел к выводу, что жестко централизованная система партийного руководства ставит общество в зависимость от воли узкого круга лидеров.
С болезнью и смертью Ленина в партии началась борьба за власть.
Наиболее спорным оказался вопрос о целесообразности продолжения нэпа.
Л.Д. Троцкий был против нэпа еще в 1923-1924 гг., доказывал, что нэп приведет страну к государственному Капитализму и возникновению нового правящего класса – бюрократической элиты.
Словарная работа: прочитайте в учебнике понятие «Элита», дома выпишите это определение в тетрадь.
Троцкий придерживался теории непрерывной революции вплоть до победного конца – мировой революции.
Также Троцкий предлагал расширить внутреннюю демократию. Все это привело к XII партконференции в 1924 г., на которой Троцкого и его сторонников сместили с постов. Однако на этом борьба за власть в партии не закончилась.

Аналитическая беседа
Запись в тетрадь

Запись в тетрадь.
Учебник С.123-125 фронтально
Учебник С.125 – 1 ученик
V. Подведение итогов. (2-3 мин.).
Содержательная оценка УПД и ее результатов, выставление отметок в дневник. Запись д/з в дневник