Статья Здоровьесберегающие технологии как условие преемственности ДОУ и начальной школы по физическому направлению

Павлова Татьяна Викторовна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория,
МКДОУ детский сад № 15 комбинированного вида,
г.Богданович

Статья
«Здоровьесберегающие технологии как условие преемственности ДОУ и начальной школы по физическому направлению»

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.
Одни ученые считают, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой. Преемственность охарактеризована ими со стороны динамики развития детей, организации и осуществления самого педагогического процесса.
Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса. Некоторые характеризуют преемственность в формах и методах обучения.
Большое значение в определении готовности ребенка 6 - 7 лет к школьному обучению приобретает учет так называемой "школьной зрелости". Под ней понимается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровья.
Физическая готовность (А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, Н.Т. Терехова и др.) включает состояние здоровья будущего школьника, правильное телосложение, хорошую осанку, своевременное развитие двигательных навыков и качеств (произвольности, выносливости, координации, в особенности тонкой моторной координации), физическую и умственную работоспособность.
Обеспечение преемственности, создающей общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья. Последнее составляет важнейшую задачу образования и его основной результат.
Так, на дошкольной ступени основными задачами физического воспитания являются:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
На этапе начальной школы эти задачи расширяются и углубляются:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
В постановке задач по реализации преемственности четко прослеживается взаимосвязь и взаимодополнение.
Современная статистика представляет нам неутешительные данные о проблемах в физическом и психическом здоровье детей уже в дошкольный период развития. Многие дети демонстрируют психофизиологическую незрелость. Поэтому чрезвычайно важно четко отследить насколько действительно дети готовы к обучению в школе. При этом важно рассмотреть все аспекты: здоровье ребенка, его соматическое и психическое развитие. Построение обучения в школе на диагностической основе способно помочь детям преодолеть возникающие сложности переходного этапа в их жизни.
В настоящее время основополагающей целью преемственности рассматривается создание условий безболезненного перехода ребёнка – дошкольника из детского сада в начальную школу.
Среди нерешенных проблем в области преемственности остается недостаточная двигательная активность младших школьников. Этот вопрос требует двустороннего решения на основе преемственности обучения и развития личности.
Деятельность в рамках экспериментальной площадки позволила нам наметить направление в решении вопросов преемственности дошкольной и начальной ступеней образования. Это следующие задачи:
- обеспечение мониторинга соматического, физического и психического состояния здоровья детей;
- создание направленной развивающей среды для детей и старшего дошкольного, и младшего школьного возраста;
- разработка модели преемственности, с учетом содержания, форм и технологий образования детей на дошкольной и начальной ступенях;
- целенаправленное психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников дошкольного звена и учеников начальной школы.
У большинства детей, поступающих в школу, наблюдается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение внимания и памяти, не сформированы пространственная и временная ориентировка, целенаправленные действия, основные понятия и представления.
Недостаточная сформированность этих функций проявляется как изолированно, так (чаще) и в сочетании, что ведёт к значительному снижению возможностей образовательно-воспитательного процесса, и тем самым к низкой готовности к обучению, трудностям усвоения школьных предметов и в целом приводит к общей и эмоциональной дезадаптации к условиям обучения в массовой школе.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что занятие или урок, организованные на основе принципов здоровьесбережения, не должны приводить к тому, чтобы дети заканчивали деятельность с сильными и выраженными формами утомления.
Интересную технологию обучения на основе двигательной активности, решающую часть проблем по сбережению здоровья детей, разработал доктор медицинских наук, профессор и врач В.Ф. Базарный. Данную технологию используют как воспитатели, так и учителя начальной школы.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия (урока), предотвращающим утомление дошкольников является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Выделяют следующие виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз.
Полученные В.Ф. Базарновым данные о том, что утомленность тех детей, которые выполняли на занятии общую физминутку, к концу недели была достоверно выше по сравнению с теми, которых просто в течении занятия трижды поднимали в положение свободного стояния, явились основанием для рекомендации внедрения в образовательный процесс методики периодически меняющихся динамических поз.
Для создания здоровьесберегающей среды на занятиях (уроках) используются следующие приёмы технологии В.Ф. Базарного:
1. Обучение в режиме смены динамических поз. Здесь необходимо стремиться там, где возможно, менять позу детей во время занятия (урока). Но нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
Режим динамических поз (без использования специальной мебели конторок) осуществляется следующим образом. Педагог периодически (ориентировочно через каждые 5–10 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в положение «стоя». Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда педагог что-либо объясняет, либо когда один из детей говорит, а остальные слушают. Дети встают на 2–3 минуты и «работают» стоя. При этом сохраняется и укрепляется  телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.
Практический опыт убедил в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме "динамических поз", тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния. В целом, предложенный режим существенно повышает активность детей на занятии (уроке), в том числе их учебно-познавательные способности.
В школе в скором времени будут приобретены конторки – специальная мебель, позволяющая в полной мере использовать данную методику.
2. Методика зрительно-координационных упражнений: использование схем-тренажеров. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно они делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы.
Также в работе активно используются упражнения, активизирующие мышечный тонус, чувство телесной, в том числе, зрительной координации в пространстве, которые наиболее эффективны для снятия утомления. Отличительные их особенности: а) все упражнения выполняются в позе свободного стояния; б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах; в) в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем; г) продолжительность таких упражнений 1,5–2 минуты. Установлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на занятиях от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого занятия.
3. Методика сенсорно-координаторных упражнений. На стенах группы (класса) размещаются картинки, схемы, цифры, фигуры, буквы. Детям предлагается выбрать нужную карточку, составить пары, найти «лишнее», найти ответ на загадку. Это упражнение развивает зрительно-моторную реакцию, скорость ориентации в пространстве. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем.
4. Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата используется дыхательная гимнастика, а также успокаивающее и мобилизующее дыхание.
5. Так же проводится самомассаж, в том числе точечный, он улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение, способствует профилактике простудных заболеваний.
В ДОУ разработана программа «Здоровей-ка» по формированию основ валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя два направления деятельности:
- профилактика заболеваний детей, развитие их физических и психических резервов,
- формирование у них адаптационных основ здорового образа жизни.
Целью данной программы является развитие позитивного самосознания, ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, развитие свободной, здоровой личности, обладающей саногенным мышлением, чувством собственного достоинства и уважением к людям, воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, реализация идеи жизнетворчества и жизнестроительства.
В начальной школе данное направление продолжается во внеурочном курсе «Культура здоровья», в котором прослеживается целевая и содержательная преемственность, а также учитывается ведущая деятельность и возросшая компетентность воспитанников.
Таким образом, представленная организация работы по выстраиванию преемственности показала наличие положительной динамики. Поэтому мы считаем, что здоровьесберегающие  технологии, направленные на формирование высших психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка – необходимая составная часть подготовки детей к школе, позволяющая предупредить школьные трудности, а в некоторых случаях подготовить детей к успешному обучению в школе.
Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе, т.е. ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал, способствуя его дальнейшему личностному становлению. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Подводя итог, важно сказать, что процесс преемственности дошкольного и начального образования двусторонний. Чтобы встретиться в пути, важно начать движение с обеих сторон: и дошкольному образованию, и начальной школе нужно не просто говорить о преемственности, но и вести активный поиск путей сближения.




Литература:
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с. (Учебное пособие).
Николаева А.Б Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения. // Дошкольное воспитание. -2004 - №5 – с.2-6