Самоанализ «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством»


Самоанализ
«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством»
Макаровой Натальи Владимировны
Воспитателя
Группы дошкольного образования
МКОУ Тогучинского района
Янченковской СОШ
С.Янченково 2015 год
«Человек по натуре своей художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
Вносить в свою жизнь красоту
А. М.Горький
Начиная с дошкольного возраста, человек должен получить начало эстетического воспитания, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда, общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. В своей профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому тему для самообразования выбрала следующую:
«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством»
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств; воспитает лучшие черты народного характера смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа. Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное, отсюда и вытекает цель: Использование народного декоративного-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры, формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитию творческих способностей. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, создавать художественные ценности. В дошкольных учреждениях педагог осуществляет эстетическое воспитание, решая важные задачи:
- приобщение детей к прекрасному через знакомство с искусством (литература, музыка, изобразительное и театральное искусство, архитектура и др.), как классическим, так и народным, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети;
- формировать у них представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает;
- формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей;
- систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей;
- развивать художественно - творческие способности детей. Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.
Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием нравственного облика ребенка - дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания:
1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная
литература, архитектура, театр).
2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения).
3- Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).
Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовывать окружающий мир, общество, природу. Предметную среду. Особое внимание следует уделить созданию эстетической развивающей среды. Эстетическое воспитание осуществляется на следующих принципах:
- тесная связь с искусством;
- индивидуальный подход к детям, основанный на влиянии их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;
- «всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, т. Е. Этим должны быть охвачены все дети без исключения;
- направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности;
- взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.
Работу по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связываю со всеми сторонами воспитательного процесса, использую различные формы её организации, а результаты проявляются в различных видах деятельности:
- занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определённым темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения);
- самостоятельная художественная деятельность;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- художественный труд;
- театрализованные игры;
- праздники, развлечения;
- экскурсии;
- преемственность между всеми возрастными группами;
- взаимодействие детского сада с семьей. Художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для самостоятельной творческой деятельности, поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать кукольное представление; (Приложение 1).
Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. В своей работе по эстетическому воспитанию я применяю следующие методы:
Метод убеждения.
Метод приучения.
Метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий).
Метод побуждения к сопереживанию.
Эстетическое воспитания формирует восприятие, воображение, память, развивает интересы, чувства, склонности и способности. В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах и постепенно. В результате выполнения самых простых требований у детей формируется чувство ритма, формы, цвета. Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетический впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов (Приложение 2).
Знакомлю детей с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Использую образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитываю у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирую основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства Приложение 3).
Широко использую созданные детьми произведения в жизни группы, чтобы дети видели нужность созданного ими. Дети участвуют в создании декораций к играм - драматизациям, к праздникам, изготавливаем детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы (Приложение 4).
Работа по эстетическому воспитанию осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, спрашиваю их о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагаю описать виденное, заостряю внимание на том, что особенно понравилось. Расспрашиваю детей и об их любимых сказках, стихах, рассказываю о том, что сама видел, идя в детский сад. Такое содержательное общение детям необходимо. Оно стимулирует желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтобы детей окружала красота. Осуществляя работу по развитию детского творчества, включаю детей во все процессы подготовки к исполнению, выслушиваю их мнения, советуюсь с ними, стараюсь создать непринужденной обстановки. Для эффективного развития детского творчества включаю в педагогический процесс игры, игровые ситуации, игровые приемы. Считаю неуместными замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Повышению интереса к занятиям и созданию радостной, творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий. Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы. Большое внимание в своей работе уделяю знакомству детей с произведениями художников-иллюстраторов детских книг, что обеспечивает успешное изображение детьми животных и тем самым доставляет им радость от того, что им удалось выполнить ту или иную работу (Приложение 5).
В своей работе я так же использую: сказки, загадки, поговорки, пословицы. Устное народное творчество - представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, учатся чувствовать общее, человеческое. В любом уголке России есть народное творчество. Насколько сильно влияние на детей народного творчества родного края, показывают детские рисунки (Приложение 6).
Естественную потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах удовлетворяю через знакомство с декоративно – прикладным исскуством:
Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Стараюсь выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается детьми. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства осуществляется через декоративное рисование; декоративную лепку; декоративную аппликацию. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.
Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, воспитываю в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного, умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Стараюсь, чтоб ребёнок почувствовал и понял, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Развитие чувства цвета - важная задача. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут. Использования цвета в декоративном рисовании усложняю постепенно. Начинаем с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчиваем оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. На занятиях по декоративному рисованию использую различные формы, вырезанные из бумаги: блюдца, овальные подносы, ковш, платье, варежка, головной убор и т.д. Каждая форма требует украшения определённым декоративным узором и в определённых местах. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен сочетаться с цветом бумаги. Например, если дымковская роспись хорошо сочетается с белым фоном, то хохломская должна выполняется на тёмном фоне. Приложение 7.
В хохломской росписи используем простейшие элементы травного орнамента («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик»), они рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом. Так же используем самый простой способ рисования «тычком», что очень нравится детям. Приложение 8.
Роспись филимоновских игрушек строится по нетрадиционной схеме: цветные полоски (младший возраст), чередуем со звучными локальными пятнами. Со старшими детьми используем более сложные узоры: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко» Приложение 9.
Самым распространённым видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Дети очень любят рисовать цветы. Роспись выполняем поэтапно. И для них всегда чудо, когда просто на чёрном фоне появляются сказочные цветы, они воспринимают это как волшебство, что даёт массу положительных эмоций.
Приложение 10.
Дымковская глиняная игрушка поражает своей яркой, ни с чем несравнимой декоративностью и красочностью, что очень привлекает Контрастные сочетания ярких цветов - красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. Яркие и сильные по цвету круглые и овальные пятна, зигзаги и полосы делают дымковскую роспись особенно жизнерадостной и веселой Приложение 11.
В Городецкой росписи используем маховую живопись для цветов, напоминающие соцветия шиповника, купавы Нарядность и декоративность росписи возрастает от обрамления белой краской по контуру лепестков цветов Приложение 12.
Для петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко, её можно выполнять на керамике, стекле, дереве, бумаге. Используем акварельные и гуашевые краски; ватные палочки и фабричные кисточки, зубочистки и просто пальцы, что детям очень нравится. Они чувствуют тепло красок, так как в этой росписи они самые яркие и сочные. Приложение 13.
Для воспроизведения узоров гжельской росписи сначала предлагаю окаймляющий орнамент, который выполняем приёмом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. По мере совершенствования навыков мотивы росписи усложняю, повторяющиеся цветы с завитками и листьями. Приложение 14.
ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА.
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народно прикладным искусством, разными его видами, в том числе лепкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой и замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластиками. Совместно с детьми создаём интересные изделия, используем их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей. При обучении декоративной лепке учу детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему. Учу детей работать с инструментом: печатками в виде трубочек, квадратиков, треугольников и др. В декоративной лепке используем различные способы: оттягивание, прищипывание, ленточный способ. Лепка очень хорошо развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка.
ДЕКОРАТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ.
Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация. В своей работе с дошкольниками использую взаимосвязь занятий по аппликации и рисованию. Считаю это важным, так как содержание одного из них является подготовкой для успешной работы над другим. Для передачи форм изделий в аппликациях использую как симметричные, так и силуэтные приёмы вырезания. Выбор их определяется особенностями конфигураций узора, его строением и уравновешенностью частей орнамента. От этого зависит и подбор заготовок бумаги. Начинать работу надо с создания контура изделия, имеющее симметричное строение.
Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: знакомство с народным декоративно – прикладным искусством в дошкольном возрасте это незаменимое средства формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения. Созданные детьми работы дышат радостью и радуют взор красочностью. Занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Расширяет представление о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства. Формирует эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети эмоционально отзывчивы при восприятии произведений народных мастеров. Научились рисовать несложные декоративные элементы. Могут самостоятельно построить геометрический и растительный орнамент. Используют в декоративной лепке конструктивный, комбинированный и пластический способ. Самостоятельно определяют последовательность выполнения несложных работ. Детям очень нравится применение различных видов материала: глина, ракушка, крупы, ткани различных фактур и расцветок, бересту, соломку, гуашевые краски, цветные мелки и пастель и т.д. Таким образом, можно определить важность значения народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста в эстетическом воспитании в целом.