СтатьяФормирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе


КАЛЬСКОВА Т.В.-учитель русского языка и литературы МБОУ «Тургеневская средняя школа»ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда понятия «милосердие», «доброта» и «терпимость» вышли из моды, духовно-нравственное возрождение человека стало приоритетной задачей, от решения которой зависит будущее страны. Через несколько лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Будут они расточителями и потребителями или станут духовно-нравственными людьми, любящими свое отечество, дорожащими традициями, радеющими о процветании Родины, будут ли с уважением относиться к представителям других национальностей, это зависит и от нас, учителей.            
Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют негативный образец поведения: индивидуализм, следование принципу « бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ориентиры отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права.
В наше сложное время общество захлестнула волна цинизма, жестокости, неуважительного отношения к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к творчеству. Во многом утрачено чувство долга перед родителями, обществом, Отечеством. У молодого поколения ослабел один из главных факторов развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», «дегуманизация» поведения, ориентация  на атрибуты массовой культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей. Все это вызывает беспокойство за будущее страны и судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их души, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии.
Учитывая реалии нашего времени,  можно утверждать, что необходим  всесторонний подход к воспитанию учащихся. В этих условиях основной задачей становится возрождение духовно-патриотического самосознания, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, пробуждение интереса к национальной культуре и воспитание уважения к другим народам и культурам. Безусловно, основная роль в воспитании гражданина принадлежит семье и школе. Поэтому назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной среде.                                    
Приобретение школьниками специальных знаний по предметам еще не гарантирует их всесторонней воспитанности. Не случайно педагогов упрекают в том, что, развивая интеллектуальные качества учащихся, мы мало воздействуем на культуру их чувств, считая ее чем-то второстепенным. Главным приоритетом должно стать воспитание.  Нужно на-учить детей терпимости, сочувствию и состраданию ко всем людям, вне зависимости от их национальности и положения в обществе. Чтобы школа как социальный организм могла стать сегодня для ребёнка воспитательной средой, в её педагогическую канву должна быть заложена духовно-нравственная, этнотолерантная система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Опыт показывает, что необходим комплексный подход к духовно-нравственному  воспитанию, построенный на принципах педагогики толерантности, поэтому система моей работы как учителя русского языка и литературы по освоению учащимися общественно и духовно значимых культурных концептов построена не только на учебной, но и  внеурочной, а также внешкольной  деятельности.
Одним из оптимальных условий для формирования этнотолерантности как нравственной основы личности является изучение духовного наследия мордовского народа в тесной связи с общечеловеческими ценностями, поэтому считаю очень важным знакомство с жизнью и творчеством великих людей нашей республики. Они являются высоким нравственным примером для наших детей. Таким образом, этнотолерантное воспитание должно создать у школьников осознание своей сопричастности не только семье, классу и школе, но и общностям более высокого порядка: народ, республика, страна. Отсюда задача - помочь принять непривычное, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, мировому искусству и литературе. Так возникла идея провести мероприятие, посвящённое 120-летию годовщины выдающегося земляка - скульптора С.Д.Эрьзи в контексте мирового искусства. Его творчество вместило в себя достижения не только национальной, но и мировой культуры. Об этом свидетельствуют работы, посвященные великим людям. Эрьзе были близки и философская мудрость Сократа, и непостижимая человеческая глубина Льва Толстого, музыка Бетховена и Грига и гений Микеланджело. И теперь каждые 5 лет провожу творческие художественные мастерские, которые можно объединить в цикл «Эрьзиниана»: «Эрьзя и Григ», «Эрьзя и Микеланджело», «Эрьзя и Лев Толстой», для которых пишу стихи.
Два гения: Эрьзя и Бетховен
Один восстал против судьбы
Из мрака серости дремучей.
Другой, не испугавшись глухоты,
Давал аккордам звук могучий.
Тот, первый, бросил вызов всем:
Эпохе, вкусу, людям, моде. Остановив мгновенье, тем Запечатлел порыв к свободе.
Соединил ты их в веках, Мятежный человека гений!
Того, кто музыки не знал,
С великим музыкантом поко-
лений.
О почестях, наградах и о славе Не помышлял ни тот и ни
другой. И гением зовём мы, не лукавя, Того, кто воспарил душой.
Уважение к народу, живущему рядом, понимание его души - надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать в детях. Этой цели подчинена внеурочная и внешкольная деятельность. Я учу детей писать сказки, рассказы, очерки, с которыми они принимают участие в конкурсах различного уровня, публикуются в районной газете «Маяк». Проектно-исследовательская работа Клементьевой А. «Молодёжь Мордовии за духовное возрождение России», представленная на II Всероссийской зтнокультурной научно-практической конференции учащихся, была награждена Дипломом 3 степени. Стихи двух моих учениц(«Мордовия-спортивная держава», «Две единых судьбы»), посвящённые 1000-летию единения народов, заняли призовые места в республиканском творческом конкурсе «Искусство слова» и были опубликованы в сборнике. В соавторстве с учениками сочиняем песни о Мордовии:
Ты маленькая точечка на карте,  Ты маленькая черточка на парте, Ты малая планета во Вселенной,  Ты то, что для меня вовек нетленно. 
Пр.:Мордовия — наш отчий дом,  До боли все родное в нем, Как первый, детский, чистый крик, Журча, бежит святой родник. 
2. Движенье жизни здесь размеренно, неспешно. Пылинка в вечности, ты так не бесконечна, Своею мудрою, нетленною красой  Ты душу мою бережно омой. 
Припев:
Ключей твоих живительная чаша,Спасенье и вовек обитель наша, Излечит не одно израненное сердце,Откроет к Богу маленькую дверцу. 
Пр.:Мордовия — наш общий дом,  Благословен пусть будет он.  Переплелись мы здесь корнями- Мокшане, русские, эрзяне.
Описанные мероприятия лишь начало большой работы по формированию этнотолерантности. Ведь можно быть совершенно уверенным в том, что через познание внутреннего мира другого народа и собственное творчество будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. Очень важно, чтобы ученики почувствовали, что дружеский настрой к другому народу делает собственный мир богаче, а жизнь ярче и интереснее.