Статья Формирование общекультурных компетенций

Общекультурные компетенции

В настоящее время общество настоятельно требует скорейшей подготовки работников новой формации компетентных, уверенных, напористых, творчески мыслящих.
1. Гуманитарно-ценностная направленность общекультурных
компетенцийв структуре учебной деятельности

Будем рассматривать содержание образования как открытую гуманитарную интегративную систему, потенциально обладающую диалогичностью и многофункциональностью, взятую в единстве социально-практического и индивидуально-психологического аспектов деятельности человека.
Такая система дает возможность осваивать содержание образования (предметные знания, опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой и эмоционально-ценностной деятельности) инвариантным по отношению к познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентировочной, трудовой, эстетической и физической деятельности.

2. Роль и значение общекультурных компетенций

1. Благодаря сформированным организационным компетенциям человек может:
– самостоятельно ставить перед собой и формулировать цели деятельности (осуществлять целеполагание), действовать согласно поставленной цели, осуществлять выбор средств для ее достижения;
– планировать свою деятельность, выстраивать последовательность ее этапов;
– рассчитывать время, необходимое для выполнения работы в соответствии с поставленной целью;
– анализировать собственную деятельность;
– осуществлять самоконтроль и личную и предметную рефлексию в соответствии с поставленной целью;
– корректировать свои действия на основе проведенных самоанализа и самоконтроля;
– быстро и обоснованно принимать решение в ситуации, связанной с неопределенностью;
– выполнять оценочную деятельность, включающую способы сравнения результатов с целями, прогнозирование, систематизацию, конкретизацию.
Система сформированных организационных компетенций лежит в основе рациональной организации труда как в учебе, так и в профессиональной деятельности.
2. Благодаря сформированным информационно-методологическим компетенциям человек может:
– понимать ценности информации в современном мире, разбираться в сути информационных процессов;
– работать с информационными потоками различной природы;
– знать исходные положения, принципы, логику и методы исследований в каждой конкретной области науки; способы использования достижений науки на практике;
– анализировать информацию, выделять главную мысль;
– осуществлять структурирование знаний, их ситуативно-адекватную актуализацию;
– работать с учебником, справочной литературой, таблицами;
– осуществлять приращение, расширение, накопление знаний;
– самостоятельно конструировать информацию, составлять текст, его план, тезисы, вести конспект;
– понимать смысла текста на четырех уровнях: прагматическом, синтаксическом, семантическом и онтологическом;
– пополнять знания из Интернет.
Система сформированных информационных компетенций лежит в основе ориентировочной деятельности.
3. Благодаря сформированным компетенциям самосовершенствования человек может:
– выстраивать собственную жизненную стратегию;
– реализовывать потребность в саморазвитии;
– осуществлять и контролировать свое интеллектуальное развитие;
– добиваться высот профессионального мастерства, творческих достижений;
– осуществлять постановку новых перспективных задач;
– давать адекватную оценку достигнутых в саморазвитии результатов;
– осуществлять рефлексию, в частности, самоконтроль степени сформированности остальных компетенций;
– давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
– действовать разумно и обоснованно.
Система сформированных компетенций самосовершенствования лежит в основе инструментальной деятельности, являясь побудительной силой для непрерывного образования.
4. Благодаря сформированным коммуникативным компетенциям человек может:
– осуществлять межличностные продуктивные контакты;
– адекватно оценивать способы и результаты общения в разных социальных и производственных ситуациях;
– сознательно изучать и развить собственные коммуникативные качества;
– владеть способами достижения взаимопонимания;
– владеть речью как средством продуктивного общения, устно и письменно излагать результаты своей деятельности;
– принимать управленческие решения;
– работать в команде в различных качествах, как руководителя, так и исполнителя;
– привлекать ресурсы других людей для достижения общих целей;
– уважать чужую точку зрения, быть терпимым к мнению других людей,
– сотрудничать на основе толерантных ценностей, используя навыки безконфликтного и конструктивного общения.
Система сформированных коммуникативных компетенций лежит в основе демонстрационных возможностей (презентации достижений) и в целом трудовой профессиональной деятельности.

3.Формирование общекультурных компетенций

1. Формирование организационной (деятельностной) компетентности: обучение
а) целеполаганию;
б) планированию собственной деятельности,
в) рефлексивной самоорганизации;
г) осуществлять самоконтроль.

2. Формирование информационно-методологической компетентности: обучение
а) пониманию ценности информации в современном мире;
б) знаниям об источниках информации, способах ее представления, хранения, преобразования и использования;
в) умению разбираться в сути информационных процессов;
г) знаниям специфики работы с информационными потоками различной природы;
д) знаниям об исходных положения, принципах, логике и методах исследований в каждой конкретной области науки; способах использования достижений науки на практике;
е) пониманию смысла текста на четырех уровнях: прагматическом, синтаксическом, семантическом и онтологическом;
ж) «переводить» тексты в схемы, графики, рисунки и обратно;
з) глубокому пониманию мыслительных процессов;
и) устанавливать сходство и различие между объектами, проводить аналогии;
к) сопоставлять и сравнивать текстыв (объекты) по некоторому признаку;
л) анализу и синтезу (установлению логико-смысловых связей, обобщение, формулирование ведущей идеи), умению осуществлять прогностическую деятельность;
м) структурированию текста;
н) работе с учебной литературой;
о) моделированию и классификации объектов или явлений;
п) методологии исследовательской и проектной деятельности, методам научного познания.

3. Формирование компетентности самосовершенствования:
а) обучение осуществлять самоконтроль, давать самооценку;
б) обучение коррекции и самокоррекции;
в) обучение самоанализу и рефлексии.
г) обучение рецензированию и саморецензированию.

4. Формирование социально- коммуникативной компетентности: обучение
а) осуществлять межличностные продуктивные контакты;
б) адекватно оценивать способы и результаты общения в разных социальных и производственных ситуациях;
в) сознательному изучению и развитию собственных коммуникативных качеств;
г) владеть способами достижения взаимопонимания;
д) владеть речью как средством продуктивного общения;
е) работе в команде в различных качествах, как руководителя, так и исполнителя;
ж) практическим умениям конструктивного взаимодействия в условиях спора, дискуссии, собрания и пр.
з) умению слушать и слышать, смотреть и видеть;
и) умению вести диалог;
к) толерантности.

4. Оценка качества образования при
компетентностном подходе

Активные и интерактивные методы преподавания требуют иных, по сравнению с традиционными, способов оценивания знаний.
Требования к оцениванию

1) Характер оценивания работы неразрывно связан и соответствует содержанию учебной дисциплины и методам обучения. Оценивание не только устанавливает обратную связь между преподавателем и учащимися, но и помогает преподавателю установить «стандарт», т.е. минимальный уровень обучения.
2) В связи с необходимостью оценивания презентаций опыта творческой деятельности, необходимо оценивать и предложенные способы аргументации при защите проектов (а не только решение задач).
3) Учащиеся должны знать четкие критерии оценки и уметь проводить самооценку, а также давать оценку учебной и творческой деятельности своих одноклассников.
4) Задание должно быть максимально приближено к реальной жизни, основываться на контекстного обучения, т.е. содержательная сторона заданий (их сюжет) почерпнута из современных проблем, например, экономического характера, и связана с будущей профессиональной деятельностью. Т.о., оценивание происходит в нескольких плоскостях:
– овладение теорией (предметными знаниями) и овладение методами учебной дисциплины (умение решать задачи);
– приобретение умственных (ментальных) навыков;
– овладение коммуникативными навыками (создание продукта деятельности, его презентация).
В частности, при защите проектов могут оцениваться:
– уровень сформированности умений: самостоятельно выполнять различные этапы работы над темой исследования, четко выполнять ролевые функции при групповом проекте (работа в МГ);
– уровень практического использования умений, приобретенных в учебном процессе (знаний по одной дисциплине или междисциплинарные) для достижения результата проекта, степень осмысления применяемых знаний;
– уровень сложности видов деятельности, необходимых для получения продукта учебного проекта;
– степень владения применяемыми методами, методиками, а также инструментами, используемыми в проекте;
– уровень сформированности презентационных умений.
Поэтому для каждой учебной дисциплины необходимо разработать собственные четкие критерии в соответствии с методами обучения. В связи с использованием рейтинговой системы оценивания знаний, необходимо описать в диагностируемых терминах, какими баллами оценивается каждый уровень обучения. В нашей педагогической системе выполнение отдельных учебных элементов оценивается по системе 0-1-2-3 балла. Приняты следующие критерии:
1. Овладение теорией (предметными знаниями) и овладение методами учебной дисциплины (умение решать задачи), которое выражается в знании определений, формул, свойств, доказательстве теорем и их применении при выполнении практических заданий.
3 балла:
– ученик верно выполнил один учебный элемент;
– задачи решает как по заданному алгоритму, так и без него;
– все задачи авторского сборника задач соответствуют заданной теме и решены правильно.
2 балла:
– ученик допустил незначительную ошибку в одном учебном элементе (за каждую ошибку в выполнении одного учебного элемента снимается по одному баллу);
– все задачи решает по заданному алгоритму;
– знает формулировки теорем, но затрудняется в доказательствах отдельных математических утверждений;
– большинство задач авторского сборника задач соответствуют заданной теме и решены правильно.
1 балл:
– ученик допустил грубую ошибку в одном учебном элементе;
– отдельные задачи решает по заданному алгоритму;
– знает формулировки теорем без доказательств;
– значительное число задач авторского сборника задач не соответствуют заданной теме и решены неправильно.
0 баллов:
– ученик не выполнил задание;
–задачи не решает даже по заданному алгоритму;
– не знает формулировки теорем;
– все задачи авторского сборника задач не соответствуют заданной теме и решены не правильно, либо нет самого авторского сборника задач.
Т.о., объективность системы контроля достигается за счет четырехбалльной оценки каждого учебного элемента по принципу: три балла – залание выполнено верно, два балла допущена незначительная ошибка, один балл допущена грубая ошибка, ноль баллов задание не выполнено.
Такая система контроля дает возможность диагностировать результаты освоения каждого учебного элемента, а при необходимости своевременно корректировать знания учащихся.
В связи с тем, что для творческих заданий также предусмотрена четырехуровневая качественная, а не количественная шкала оценок, то диагностика творческих учебных работ осуществляется в том же режиме «0-1-2-3».
2. Опишем в диагностируемых терминах критерии оценивания уровней умственных (ментальных) навыков, которые выражаются в анализе, оценке и синтезе данных.
3 балла: ученик
– находит и логически выстраивает все данные, относящиеся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту,
– использует все соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных,
– делает информационные выводы, основываясь на данных.
2 балла: ученик
– находит и логически выстраивает большинство данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту,
– частично использует соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных;
– делает информационные выводы, основываясь на данных.
1 балл: ученик
– находит мало данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту, пропуская большинство из них;
– неправильно или неточно использует навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных;
– делает нечеткие выводы, основываясь на данных.
0 баллов: ученик
– не находит важных данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту;
– не проявляет навыков критического мышления и умственных навыков для анализа, синтеза и оценки данных;
– выводы отсутствуют
3. Опишем в диагностируемых терминах критерии оценивания уровней овладения коммуникативными навыками (создание продукта деятельности, например, в виде реферата, проекта, авторского сборника задач, выступления, его презентация), которые проявляются в умении выражать свои мысли в письменной и устной форме, демонстрации знаний, умений и навыков, способности к логическому мышлению, проявляющейся в презентациях разного вида – устных, письменных, визуальных на бумажном или электронном носителе.
3 балла:
– информация подана в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации четко определена и хорошо разработана;
– презентация хорошо структурирована;
– представлены общепринятые нормы проведения презентации или эффектные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;
– авторский сборник задач хорошо оформлен и соответствует накладываемым требованиям.
2 балла:
– многие идеи презентации поданы в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации четко определена и хорошо разработана, хотя есть отдельные незначительные замечания;
– презентация достаточно хорошо структурирована;
– встречаются малоэффективные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;
– авторский сборник задач соответствует накладываемым требованиям.
1 балл:
– отдельные идеи презентации поданы в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации нечетко определена и недостаточно разработана, есть значительные замечания;
– презентация недостаточно хорошо структурирована;
– встречаются значительные неэффективные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;
– авторский сборник задач не во всем соответствует накладываемым требованиям.
0 баллов:
– презентация подана в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик не обладает знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации нечетко определена и не разработана, есть значительные замечания;
– презентация плохо структурирована;
– не учтены т общепринятые нормы проведения презентации;
– авторский сборник задач не соответствует накладываемым требованиям.

Общие компетенции и способы их оценки


Общие
компетенции
Сфера проявления к.к. в учебной деятельности
Виды соответствующей
деятельности
Способы оценки

1
Информа-
оционные
Подготовка рефератов, выступлений, НИРС
Способность ориентироваться
в информационном потоке,
находить, хранить
систематизировать информацию,
компьютерная грамотность,
критическое отношение к
информации
Экспертная оценка НИРС,
Рейтинговая оценка в режиме «0-1-2-3»


2
Коммуни-
кативные
Работа в МГ над проектами, НИРС, выступление с рефератом
Готовность к общению, опыт
взаимодействия, работа в
МГ в ролях руководителя и
исполнителя, навыки
публичных выступлений,
письменной речи
Экспертная оценка
Рейтинговая оценка в режиме «0-1-2-3»


3
Самосовер-
шенствование
Учебная деятельност, работа над проектом, НИРС
Умение выстраивать
собственную
жизненную
стратегию, самостоятельно
контролировать свое
интеллектуальное развитие
Рейтинговая оценка учебной деятельности, проектов в режиме «0-1-2-3», экспертная оценка НИРС

4
Деятель-
ностные
Проектная деятельность, работа в МГ
Планирование, прогнози-
рование, моделирование,
опыт познавательной учебной,
игровой, исследовательской
деятельности. Выбор решения
в условиях неопределенности,
готовность к
оценочной деятельности
Экспертная оценка НИРС, рейтинговая оценка учебной деятельности, проектов в режиме «0-1-2-3»


В дальнейшем продукты индивидуальной творческой деятельности, а также достигнутые результаты могут быть включены с портфолио.