Духовно-нравственное воспитание в условиях интернатного типа


Духовно-нравственное воспитание детей в условия учреждения интернатного типа.
Разувайлова Н.И.
          "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
Слово «духовность» употребляются в современном обиходе выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высоко духовных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и другие нравственные качества - это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.[№3, с.38]
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Главная цель духовно-нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию  ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.[№1,с.22]
Современным подросткам сложно ориентироваться в системе ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, падение ценности человеческой жизни, жестокость и насилие.
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о воспитанниках детских домов, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу.
Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у воспитанников социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Детский дом остается главным и, пожалуй, единственным центром нравственного развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов-воспитателей.
Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих воспитанников. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома возможно на основе гуманистических ценностей и системы дополнительного образования.
Каждый воспитатель детского дома, по нашему мнению, должен работать над решением следующих стратегических задач:
воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение воспитанников в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
организация и развитие детского коллектива на принципах духовности и нравственности;
организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
укрепление взаимодействия детского дома с другими социальными учреждениями через систему совместных мероприятий, творческих встреч как условия духовно-нравственного воспитания.
Организация целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение основных функций:
Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива группы, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями);
Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Конечно, это работа проблемная и сложная потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ребенка, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии школы, детского дома и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса. Зависит система отношений «воспитатель — ученик», «воспитатель — воспитатель».
Литература.
Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе. Ярославль, 1994 г.
Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
Щуркова Н. Е. Собранье пёстрых дел. Владимир, 1993.