Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование социальной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства через реализацию краеведческого компонента»

Обобщение педагогического опыта по теме:
«Формирование социальной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства через реализацию
краеведческого компонента»

Автор: Сущёва Елена Геннадьевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка
Пензенской области

Актуальность: Проблема формирования положительной мотивации к учению является актуальной для современной школы. Диагностика мотивационной сферы обучающихся показала преобладание позиционного мотива, то есть мотива личного благополучия или желание добиться определенного места среди окружающих, а требования ФГОС предусматривают развитие социальной мотивации и воспитание у обучающихся гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, культуры своего народа, своего края.
Новизна педагогической практики заключается в создании системного подхода в развитии социальной мотивации обучающихся на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности путем использования краеведческого компонента.
Технология опыта: Использование элементов краеведения на уроках позволяет создать условия для активной творческой мыслительной деятельности обучающихся, способствующей формированию мотивационных сфер целостной личности.
Мною накоплены, обобщены и систематизированы задания краеведческой направленности по различным разделам предмета. На уроках декоративно-прикладного искусства «Промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка.», «О чём рассказывают гербы и эмблемы», «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества», «Современное выставочное искусство» в 5 классе, «Исторический жанр. Мой город в прошлые века.» в 7 классе, «Городской пейзаж» в 6 классе, раздел «Искусство на улицах твоего города», уроки «Праздник в городе» и «Музей в жизни города», «Скульптура в музее и на улице» в 3 классе, «Пейзаж родной земли», «Герои – защитники» в 4 классе учащиеся погружаются в историю своего края, узнают интересные факты о развитии промыслов, о памятниках архитектуры родного края; у них возникает чувство гордости и восхищения прошлым и настоящим своей малой родины, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
В рамках проектной деятельности совместно с детьми разработаны виртуальные экскурсии по родному городу и области. В год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне была организована исследовательская работа о Стеле «Слава Героям Родины», расположенной на территории школы. Благодаря проведенной работе в рамках всероссийской акции «Карта памяти» стела отмечена на карте России. Использование краеведческого аспекта способствует формированию патриота и человека с активной гражданской позицией.
В рамках внеурочной деятельности мною разработана серия игровых занятий по промыслам Пензенской области. Лучшие работы ребят представлены на школьной и городской выставке детского творчества.
Результативность: Сложившаяся система работы дает положительные результаты. Увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в социальных проектах и акциях, выставках и конкурсах социальной направленности различного уровня. Повторная диагностика мотивационной сферы обучающихся школы показала рост количества детей с ведущим социальным мотивом, состоящим в стремлении получать знания на основе необходимости быть полезным обществу, семье, Родине.

15