Статья. Проектная деятельность как способ становления личности обучающегося


В.Е.Шитова
МБОУ «Лицей №3»
г. Братск
Проектная деятельность как способ становления личности обучающегося.
Основная задача деятельности педагога образовательного учреждения- формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, знающей и умеющей отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально- значимой общественной деятельности. Одним из видов которой является проектная деятельность.
Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.
Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций Выполняя проект учащийся достигает поставленной цели используя знания из различных предметных областей.
Успешное введение метода проекта в образовательную практику непосредственно связано с формированием определённой среды и подготовленности педагога. Поскольку использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности , руководителем проекта, консультантом деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.,
Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие достаточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении. Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.). Работа над проектом может стать способом организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием проектной деятельности становится организации образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Реализация метода проектов на второй и третей ступени общего образования является наиболее эффективной поскольку в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчётливость, умение оперативно решать поставленные задачи) , приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащихся в будущем.
Объем освоенных знаний, умений и навыков и позволяет осваивать основные технологии деятельности, а опыт познавательной деятельности и достаточны для увеличения уровня самостоятельности на этапе реализации проекта.
Поэтому помимо «академического настоящего» у обучающегося должен появиться опыт реальной деятельности в плане наиболее общих профессиональных направлений для того, чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. В связи с этим проектную деятельность учащегося в этот период можно рассматривать как социальную практику.
Цели проектного обучения:
1.Способствовать повышению личной уверенности, самореализации и рефлексии у каждого участника проектного обучения через проживание «ситуации успеха» почувствовать себя значимым, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2.Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор информации , проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Для каждого участника образовательного процесса необходимо расставить свои акценты при планировании и организации проектно- исследовательской деятельности .
Учителю необходимо:
- уметь отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
- владеть исследовательскими, поисковыми методами, умением организовать самостоятельную работу учащихся;
- владеть коммуникационными способностями, которые предусматривают умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
- направлять учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
- уметь устанавливать и поддерживать в группе положительный эмоциональный настрой;
- владеть компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
- знание и владение основными исследовательскими методами(анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
- владение компьютерной грамотностью, пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
- владение коммуникативными навыками;
- умение самостоятельно применять ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в проекте.
Несомненно самое решающее звено в данной новации – учитель. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Для организации успешной проектной деятельности необходимо соблюдать определённые правила. К ним можно отнести :1. В команде нет лидеров, все члены команды равны.
2. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе.
3.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
4. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы , требующей исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
Использование исследовательских методов предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов ( через использование в ходе совместного исследования метода
«мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.).
Одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовать так, чтобы учащиеся научились:
- ставить ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Особенного внимания требует оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание самостоятельности (успешности) . Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающихся.
Можно выделить следующие критерии оценки:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений и навыков;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и и степень владения использованными методами;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели;
- уровень организации и проведения презентации;
- владение рефлексией4- творческий подход к подготовке проекта;
- практическая и социальная значимость полученных результатов.
По мнению ряда исследователей, что особенно важно знать педагогу, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Список литературы:
1. Стефановская Т.А. Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя: Методическое пособие.- Иркутск, 2003.
2. Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель.- 2002г., №5
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
4.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.