Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
center25082500 Трубко Вита Петровна


2015г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационный блок ………………….…………………. стр. 3
2 . Актуальность и перспективность педагогического опыта.. стр. 3
3. Концептуальность…………………………………………….. стр. 4
4. Наличие теоретической базы опыта…………………………стр. 4-5
5. Ведущая педагогическая идея……………………………….. стр. 5
6. Оптимальность и эффективность средств…………………… стр. 6
7. Диапазон обобщения опыта …………………………………… стр.7
8. Описание сути опыта ………………………………………. стр. 8-13
9. Результативность опыта и эффективность опыта……….. стр. 13-14
10. Заключение. Распространение педагогического опыта…стр. 14-17
11. Список использованной литературы………………………... стр. 18
12. Приложение……………………………………………… стр.18-39

1.Информационный блок.
Тема опыта «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
2Актуальность и перспективность опыта.
Педагогическая проблема, над которой я работала – «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность».
Наше время — время перемен. Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения, а также она созвучна с проблемой нашей школы.
На практике необходимо обучающимся самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
3. Концептуальность.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.   Так как процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
4. Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическую основу моего опыта составляют:
1. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешскийученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания нанеобходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие кучению», она направлена против словесно-догматического обучения, котороеучит детей «мыслить чужим умом». 2. А Ж. Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».
3. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности. 4. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.
5. Концепция УМК «Школа России», авторского коллектива учёных, которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
6.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, З.И. Курцевой, О.В. Чиндиловой, Г.Д. Шапошниковой).
5. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея образовательной деятельности заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.
Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В.Давыдов и др.
Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.
Длительность работы над опытом. По данной проблеме я работала с 2011 по 2015г.
Степень новизны обобщения опыта. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.
Мною были намечены следующие задачи:
1) Формировать положительную мотивацию учения.
2) Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка.
3) Развивать личностный потенциал учащихся.
4) Формировать умение самостоятельно добывать знания.
5) Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
6. Оптимальность и эффективность средств.
Технологии, используемые мною в работе:
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- ИКТ;
- здоровье-сберегающие технологии.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемное изложение;
- поисковый
- метод проекта.
Формы работы:
- общеклассная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Средства деятельности:
- словари и энциклопедии;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- мультимедийные презентации.
7. Диапазон обобщения опыта
Применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе урочно-внеклассной работы.
8. Описание сути опыта
Повысить у обучающихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. 
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации . Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.
Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение.
Проблему всестороннего развития личности я решаю путем применения технологии уровневой дифференциации - основа личностно-ориентированного подхода, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.    
   В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
    Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются значительные, качественные различия.  Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
   Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
 2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    
     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.
    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно - коммуникационных технологий
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Тем более, что кабинет оборудован проектором, ноутбуком, мультимедийной доской, наборами дисков по всем предметам, подключен Internet. И чтобы совместить игру с получением, добыванием и закреплением знаний, как нельзя лучше помогают нам компьютерные технологии. А с появлением в классе оборудования моя педагогическая деятельность и построение уроков значительно изменились, уроки стали намного эмоциональнее, красочнее, активнее.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии использую на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля обучающихся.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Использую в своей работе личные презентации. Очень эффективны тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.
Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов, проектов, онлайн конкурс «Олимпис» по математике, окружающему миру. русскому языку. Дети получили дипломы 1,2 3 степени.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной работы - проведение классных мероприятий «День защитника Отечества», «Для милых мам», единых уроков, родительских собраний «Общение родителей с детьми», «Семейные традиции в жизни ребенка» и др . Использование средств ИКТ позволило сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволило привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Как показала практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для обучающихся
Разработки уроков и методические материалы публикую на сайтах https://infourok.ru, http://kopilkaurokov.ru

В моей работе всё более широкое применение находит метод проектов. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.
Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
Таким образом, увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. Приняли участие в проектах 100% обучающихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных детей: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, презентаций, публичное выступление очень понравилось всем. Из общего числа обучающихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов, которая активно стала участвовать и во внеурочных мероприятиях.
В 4 классе изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.
В 4 классе под моим руководством был создан и реализован проект «Помоги птицам!»
Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной литературой. ( Э. Д. Вартаньян. Из жизни слов. М., «Детская литература» 1973г.; Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Мир растений, М., Москва,2012 г., Детская энциклопедия, М., «Росмен» 2012 г.; Новая детская энциклопедия, М., «Махаон»,2011г.; Энциклопедия для детей «Праздники, традиции, обычаи» М., «Махаон», 2007г.. )
В первом классе все обучающиеся имеют портфолио. Это позволяет судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность.
9. Результативность опыта и эффективность опыта.
За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства обучающихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.
Показатели качества знаний обучающихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершении первой ступени обучения мои ребята получили следующие результаты: начальную школу закончили на «5» три человека, на «5» и «4» - 9 человек,62% качество знаний. Средний балл по итогам освоения учебных предметов составил 4,2.
Проводимая работа позволила мне получить результаты качественной подготовки обучающихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждались результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Колосок» «Олимпис». Дети становились победителями школьных и районных олимпиад, конкурсов, соревнований.
Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам.
В 2013 году мой ученик Лазаревич Дмитрий занял 1 место в республиканском конкурсе «Я Живу в мире качества».В конкурсе «Олимпис» по математике, окружающему миру, русскому языку дети получили дипломы 1,2, 3 степени. Во Всероссийской онлайн олимпиаде «Я знаю» получили дипломы призеров. Международный конкурс им.П.Яцыка, 1 место (уровень района).
Целенаправленная работа по проектной деятельности на протяжении пяти лет дала возможность осуществить проекты по здоровьесбережению, экологическому и патриотическому воспитанию. Социально-значимый проект «Помоги птицам!» с элементами исследовательской деятельности , «Моё имя», творческие проекты «Книжка-малышка», «Моя семья».
10. Заключение. Распространение педагогического опыта
Одним из девизов, которым я руководствуюсь в своей работе, является слоган: «Учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться». Поэтому я стараюсь принимать участие в работе районных творческих семинаров. Мне интересен опыт моих коллег, их передовые идеи я использую в своей педагогической деятельности. Также охотно я делюсь своим опытом, выступаю на педагогических советах школы:
1. Доклад «Формы воспитательной работы здорового образа жизни школьников» 2012г.
2. Доклад «Особенности личностно- ориентированного урока» 2013 г.
3. Доклад «Развитие познавательных способностей обучающихся»» 2014г.
на заседаниях РМО :
1. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе», 2012 г.
2. «Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками»,2012 г
3. «Проектная деятельность, как средство повышения качества образования». 2013г.
5. «Организация творческой деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности», 2014 г. Практический семинар (МО руководителей МО учителей начальных классов «Групповая учебная деятельность»
6.Мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов ,интегрированный урок(уровень района,г. Джанкой)
7.Презентация опыта на МО учителей начальных классов района «Инновационные технологии в начальной школе»
8.Выступление на районной научно-методической конференции на курсах повышения квалификации «Развитие творческих и познавательных способностей учащихся путем использования нестандартных форм обучения и воспитания». Презентация.
Участвую в работе различных интернет-сообществ, имею публикации. На сайте я размещаю методические разработки, презентации к урокам, методические материалы, проекты детей, также я делюсь своим опытом на педагогических сайтах ПроШколу, nsortal.ru, Metod-kopilka.ru
и т.д..
Мои публикации в педагогической прессе и других изданиях.
«Сучасна школа», №2, 2013. Статья «Интегрированное обучение в начальной школе».
«Початкове навчання та виховання», №13,2013. «Интеллектуальное занятие,посвященное окончанию 1 класса».
«Початкове навчання та виховання», №34,2012.Методическая разработка урока математики «На математической новогодней бирже». Публикация на веб-сайте издательства «Открытый урок», декабрь, 2012.Разработка урока математики,4 класс.
Международная литературная газета «Настенька», №3. «Путешествие в город мастеров», ,детские стихи и рисунки. Публикация на веб-сайте издательства «Открытый урок», май 2013.Воспитательное мероприятие.
«Початкова школа», №5,2013.Занятие «Вверх по лестнице-чудеснице». «Початкова освіта», №4, 2013.Итоговые уроки.
Интернет –конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов». Сертификат участника. Май,2013.
Мой опыт работы дал возможность получить следующие результаты:
у обучающихся формируется познавательный интерес с первых дней обучения в школе;
дети активно включились в процесс самообразования и саморазвития;
ученики приобрели умения и навыки самостоятельной работы;
повысился уровень знаний.
Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск способствует повышению качества образования и творческого развития личности. Буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.  
Список использованной литературы
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 5с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 34с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с.
Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.- 101с.
Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2. - 96—101с.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися
Приложения:
1.Творческие задания, фрагменты уроков, способствующие активизации познавательных способностей обучащихся. 2. Проект «Помоги птицам!»
3. Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Приложение1
1.Творческие задания на отдельных этапах учебного процесса при обучении грамоте
С 1-го класса на уроках я систематически использую чистоговорки, скороговорки, заучивание четверостиший, ребусы, кроссворды, сканворды, филворды, загадки, анаграммы, упражнения для развития скорости чтения, расширения поля чтения.
Ребята с удовольствием разучивают рифмовки, скороговорки, отгадывают загадки со зрительными опорами.


Смотрите! Река у меня на окне.
Там разные рыбы плывут в глубине.
Там красные рыбы, раскинув хвосты,
Мохнатой травы раздвигают кусты и смотрят,
Как, словно по нитке,
Ползут по травинке улитки,
Но речка моя никуда не течет.
Она бы плескалась, она бы текла,
Но держат ее берега из стекла.
(АКВАРИУМ)
-11430032385
К нам во двор забрался крот.
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.
(ЭКСКАВАТОР)
В работе над четкостью дикции, для тренировки речевого аппарата, а также с целью развития творческих способностей я постоянно использую чистоговорки. Чистоговорки представляют собой ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произнесения. Чистоговорки, как правило, заучиваются наизусть, хотя на первых порах можно применять и такой прием, как отраженная речь. Дети с удовольствием включаются и в самостоятельное сочинение чистоговорок.
Для активизации сочинительства лучше использовать зрительную опору. Забавные рисунки, которые дети с удовольствием рассматривают (а затем и раскрашивают, тренируя мелкую моторику), помогают им подобрать рифму и быстрее запомнить текст.
Ал-ал-ал...
Наш малыш упал. Жи-жи-жи...
В лесу живут Ок-ок-ок...
На улице снежок. Ок-ок-ок...
Я несу флажок


Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив, а творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов, развитию творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Зная по опыту, что ребенок может испугаться творческого задания, его непривычной формулировки, я начинаю с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Творческие задания даю осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводяще- творческим, и затем к творческим работам. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы. Творческие задания для детей на урок часто приносит гном Путалка. Как-то раз гном Путалка вернулся домой очень довольный:
- Я научился рифмовать строчки! Вот послушайте:
В теплой лужице своей
Громко квакал...
По горной круче проходил
Обросший шерстью...
Быстрее всех от страха
Несётся ...
Над лесной поляной ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей ...
Как говорилось ранее, одним из условий формирования познавательного интереса является оптимальный уровень развития учащихся. Практически на каждом уроке с первого дня обучения в школе я использую индивидуальные карточки. Работа с карточками не только привлекает внимание ребят, возбуждает их интерес, но и помогает мне научить детей слышать и понимать инструкции, а также выполнять задания самостоятельно.
Так, например, на уроках грамоты я использую фонетические упражнения по индивидуальным карточкам, которые способствуют закреплению знаний по фонетике, а раскрашивание картинок, различные штриховки тренируют мелкую моторику.
1. Назови пары предметов. Определи, какие звуки в словах разные. Запиши предметы парами, буквы подчеркни.
1853564158115
2. Назови каждую пару предметов и определи, есть ли в произнесенных тобой словах одинаковые звуки.
185356448895
20631157391403. Назови по очереди каждый предмет, нарисованный сверху. Замени первый звук в слове так, чтобы получилось другое слово. Найди внизу предмет, который называется этим словом, и соедини его линией с предметом из рамки.
Разгадывание загадок для моих учеников - дело трудное. У ребят небольшой жизненный опыт, узкий кругозор, неразвитое воображение. Поэтому на начальном этапе я стараюсь предлагать детям загадки тоже со зрительными опорами. Вот примеры.
3187065160655
Нашел я зонтики в лесу,
Домой в корзинке их несу.
Грибы

112966510160Огненная шубка,
Бусинки глаза.
Прыгает по веткам и зовется...
Белка
212979047625Серенькие шубки,
Остренькие зубки.
Мышки
112966549530У косого нет берлоги,
нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода – кора.
Заяц
Способствует формированию познавательной активности также следующий вид упражнений.
Игра «Как меня зовут?» способствует формированию и развитию читательских навыков:
Впиши в клеточки первые буквы предметов и узнаешь имя девочки.
228600107950 237490107950 250190109220 252095108585
Впиши в клеточки первые буквы предметов и узнаешь имя мальчика.

2. Соединяя линией предмет и букву, с которой начинается название, дети сопоставляют звук и букву.
2125903124460
3. Хорошее испытание на сообразительность, эрудицию и остроумие - игра в шарады. Она помогает активизировать и обогащать словарный запас учащихся. Неожиданные решения оживляют урок, создают атмосферу азарта, рождают выдумку. Для начала мы с детьми играем в совсем простенькие шарады, где требуется соединить стрелочкой самостоятельные части слова в одно. Например:
след ель
зал як
гриб соль
газ кон
бал окно
вол ель
мышь рот
фа ежи
град опыт
2.Творческие задания на отдельных этапах учебного процесса на уроках русского языка
Фрагменты уроков
Тема: Род имен существительных
Задания:
К данным существительным подбери синонимы и запиши:
Перстень-…
Бастион-…
Занавес-…
Обязанность-…
Безмолвие-… Мрак-…
Залив-…
Зной-…
Граница-…
Удача-…
Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.
Укажи род имен существительных.
Тема: Род имен существительных
Задания:
Прочти пословицы. Спиши, вставляя существительное, противоположное по значению существительному, данному в пословице.
Труд кормит, а … портит.
Худой… лучше доброй ссоры.
Герой умирает раз, а…- тысячу раз.
Ученье- свет, а неученье-… .
Обозначь род имен существительных.
Как назвать существительные каждой пословицы?
Тема: Мягкий знак в конце существительных после шипящих
Задания:
К данным существительным подбери синонимы и запиши:
Неправда -…
Соревнование -…
Здоровяк-…
Команда -…
Сила -… Трепет -…
Ерунда -…
Призыв -…
Граница-…
Слова для справок: клич… , крепыш… , лож…, экипаж…, рубеж…, мощ…, дрож…, чуш…, матч… .
Подумай, в каких существительных нужен мягкий знак на конце, а в каких- нет. Объясни, почему.
Тема: Мягкий знак в конце существительных после шипящих
Задания:
Данные существительные объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались антонимы.
Лож…, мякиш…, правда, бедность, роскош…, корка, Тиш…, бедняк, шум, богач…, старики, мощ…, молодеж…, слабость.
Определи род имен существительных с шипящими на конце. Где нужно, пиши мягкий знак.
Тема: Имя существительное
Задания:
К данным существительным подбери антонимы и запиши:
Белизна, богатство, богач, великан, герой, доброта, встреча, друг, восход, труженик, мудрец, мир, сказка, веселье.
Слова для справок: заход, бедность, чернота, бедняк, глупец, лентяй, разлука, трус, карлик, жадность, враг, война, быль, скука.
Подчеркни имена существительные, которые отвечают на вопрос «кто?».
Тема: Имя существительное
Задания:
Напиши слова в три столбика в зависимости от значения:
Книга, пальто, учитель, кофта, тракторист, шарф, платье, пенал, карандаш, тетрадь, пианист, летчик, альбом, шофер, юбка.
К какой части речи относятся эти слова? На какой вопрос отвечают? Назови словарные слова.
Тема: Имя существительное
Задания:
Прочти слова, раздели их на две группы:
Выборы, буря, гром, праздник, война, метель, дожди, рассвет, воскресник, экскурсии, парады, молния, ветер, каникулы, засуха, половодье, ливень, ураганы.
Выпиши сначала имена существительные, обозначающие явления природы, а затем- события жизни.
Тема: Части речи.
Задание:
Составь и напиши словосочетания с подходящим по смыслу именем существительным из скобок. Там, где нужно, изменяй слово.
Косой, покатый (крыша, дождь).
Крупный, огромный ( зерна, озера).
Старый, пожилой (возраст, дом).
Мирный, спокойный (договор, море).
Нежный, мягкий (хлеб, руки).
Ценный, дорогой (гость, совет).
Как назвать имена прилагательные каждой строки?
Тема: Корень. Однокоренные слова.
Задание:
Подбери и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Выдели корень.
45720012700000 тот, кто любит собирать грибы
гриб маленький гриб
часть гриба под землей
дорога через горный хребет
3429002603500
вал остановка в пути
снежные глыбы, которые обрушиваются с гор
Какими словами можно дополнить каждую группу слов?
Тема: Имя прилагательное.
Задание:
Спиши пословицы, вставляя прилагательные, противоположные по значению данным.
Доброе слово лечит, а … - калечит.
Веревка хороша длинная, а речь- … .
Осенью дни ненастные, а весной … .
… дело лучше большого безделья.
Родная сторона- мать, а … - мачеха.
Платье хорошо новое, а друг- … .
Как называются такие имена прилагательные?

Тема: Имя прилагательное.
Задание: ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!
Каменистый- покрытый камнями, обильный камнями или твердый, как камень.
Каменный- то, что состоит или сделано из камня.
Составь и напиши словосочетания, подбирая нужное слово.
Каменистый… земля, дом, овраг, почва,
Каменный… глыба, берег, дно (реки).
Изменяй, где нужно, окончание прилагательных.
Тема: Имя прилагательное.
Задание: ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!
Дождливый- богатый, обильный дождями.
Дождевой- несущий дождь или предохраняющий от дождя.
Составь и напиши словосочетания, подбирая нужное слово.
Дождевой … капля, ночь, погода,
Дождливый … туча, время, год, плащ.
Изменяй, где нужно, окончание прилагательных.
Тема: Имя прилагательное.
Задание:
Замени прилагательные синонимами. Напиши словосочетания, которые получились.
Тихая езда- … езда. (медленная)
Тихий голос- … голос. (слабый)
Верный друг-… друг. (преданный)
Верный ответ- … ответ. (правильный)
Ясное небо- … небо. (безоблачное)
Ясный вопрос -… вопрос. (четкий)
Свежий хлеб- … хлеб. (мягкий)
Свежий ветер- … ветер. (прохладный)
Худое ведро- … ведро. (дырявое)
Худая слава -… слава. (плохая)
3.Творческие задания на отдельных этапах учебного процесса на уроках математики
Развитию моторики, внимания, мышления, расширению представлений об окружающем мире способствуют следующие задания.
Раскрась только грибы. Раскрась только овощи.
148590113665
Нарисуй увеличивающиеся. Штриховки- дорисовки.
45339095250
Отыщи пять различий между этими рисунками
321754543815106124346990
Для создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся я использую различные задания, которые способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, помогают формированию творческих способностей учащихся, позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.
Главное назначение этих заданий состоит в том, что они помогают усилить интерес учащихся к математике, содействуют развитию математических способностей учащихся младшей школы.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют логические упражнения на поиск недостающих в ряду фигур. В ходе занятия дети анализируют условия упражнения по рядам, по столбикам, считают фигуры. Недостающую фигуру дети выбирают и помещают вместо вопросительного знака. Учитель выслушивает ответы, не подтверждая правильности или ошибочности решения, направляя детей на поиск решения по плану на основе анализа. Дети находят правильный ответ самостоятельно.








?
285369032385
529590124460
296799029210

Нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур или предметов.
1. Рассмотрите внимательно картинку. Как вы думаете, в какой последовательности художник рисовал птичку? Поставьте в квадратиках цифры порядка рисования.

1485900105918000331470010591800024003001059180004229100105918000
16440154305302. Рассмотрите картинки внимательно, соедините линиями предметы, которые связаны между собой. Раскрась каждую пару в соответствующий цвет.
3. Перерисуйте, оба раза сдвигая велосипед на одну клетку вправо и удлиняя солнечные лучи.
9144001162054. Внимательно рассмотрите рисунки. В каждом из них художник допустил ошибки. Найдите их и обведите цветными карандашами. Скажите, что перепутал художник.
1893924116840
А теперь закройте рисунок и постарайтесь вспомнить все предметы, которые здесь изображены.
На основе зрительного анализа надо найти лишний предмет (фигуру, число, пример и т. д.), аргументируя свой ответ.
1.Детям предлагаются различные картинки в рамочках. В каждой есть лишний предмет. Найдите его и раскрасьте.Объясните, почему он лишний.
2.Внимательно рассмотрите рисунки. Найдите в каждом ряду лишнее изображение. Раскрасьте лишние картинки цветнымикарандашами.

Фрагменты уроков
Тема: Отрезок
Задание:
Проведи прямую линию и поставь на ней 2 точки.
Найди на чертеже отрезок и обведи его красным карандашом.
57150012890500
Можно ли назвать отрезком часть прямой справа от отрезка? а слева?
Почему это не отрезок?
Тема: Отрезок
Задание:
Поставь в тетради 3 точки так, как показано на рисунке?



Соедини их 2- мя отрезками. Есть ли другие способы соединения точек?
для каждого способа бери новые точки, располагая их также, как первые.
Тема: Многоугольник
Задание:
Выбери 2 похожие фигуры из трех данных.
68580013716000
Чем они похожи? Чем отличаются?
Чем отличается одна фигура от двух других?
Тема: Длиннее, короче
Задание:
Сравни отрезки.
8001008382000
80010011493500
Легко ли было узнать, какой из отрезков короче, а какой длиннее? Почему?
Начерти еще 2 отрезка так, чтобы их было легко сравнить.
Сравни эти отрезки. Удобно ли их сравнивать?
68580021018500274320010033000
Почему неудобно? Что нужно сделать, чтобы можно было сравнить отрезки?
Тема: Числа 1-10
Задание:
Напиши числа:
5 6 7 8 9
На сколько каждое следующее число больше предыдущего?
Можно ли назвать этот рад чисел натуральным? Почему нельзя?
Что нужно сделать, чтобы этот отрезок натурального ряда чисел стал натуральным рядом?
Тема: Числа 1-10
Задание:
Рассмотри ряд чисел:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Этот ряд можно назвать натуральным? Почему?
Измени его так, чтобы он стал натуральным.
Напиши натуральный ряд чисел и подчеркни то место, где ты изменил ряд.
Тема: Числа 1-10
Задание:
Нарисуй. Сравни ряды палочек.
457200-11430000
На сколько палочек во 2-м ряду больше, чем в первом? На сколько в 3-м больше, чем во втором?
Как расположены эти ряды - в порядке увеличения или уменьшения?
Теперь нарисуй ряды палочек в порядке уменьшения.
Тема: Числа 1-4
Задание:
В коробке было 4 красных карандаша, а синих меньше, чем красных.
Сколько синих карандашей могло быть в коробке?
Сколько разных ответов ты смог найти?
Тема: Сравнение предметов
Задание:
Рассмотри рисунок. Как ты думаешь, квадраты расположены по-порядку?
68580017145000
Как их можно расположить по-порядку? Сделай в тетради рисунок, расположив их по-порядку.
Проверь, правильно ли ты нарисовал.
68580015875000

В порядке увеличения.
457200-11430000
В порядке уменьшения.
Тема: Числа 1-10
Задание:
Разложи треугольники так, как указано.
6858004826000
Переложи 1 треугольник из верхнего ряда в нижний.
Покажи разницу. Она стала больше или меньше?
Сколько треугольников в верхнем ряду? в нижнем?
Сравни числа: 3 и 8; 8 и 3.
Как еще больше увеличить разницу?
Сколько теперь треугольников в верхнем ряду? в нижнем?
Покажи разницу.
Сравни числа: 2 и9; 9 и 2.
Тема: Числа 1-10
Задание:
Сделай в тетради такой рисунок:
68580011557000
Обведи овалом разницу между верхним и нижним рядами треугольников.
Сколько треугольников в верхнем ряду? в нижнем?
Сколько треугольников ты обвел овалом?
На сколько 7 больше, чем 4? На сколько 4 меньше семи?
Тема: Числа 1-3
Задание:
Сколько геометрических фигур? Какие? Назови их.
571500000
Выбери из них 2 похожие. Чем похожи выбранные фигуры?
Чем отличаются?
Почему 3-я фигура не подходит к выбранным тобой?
Тема: Числа 1-10
Задание:
Возьми столько квадратов, сколько их на рисунке.
6858005842000
Разложи их в два ряда так, чтобы в верхнем ряду было на 2 квадрата больше, чем в нижнем.
Сколько квадратов в верхнем ряду, сколько в нижнем?
На сколько 6 больше, чем 4?
на сколько 4 меньше, чем 6?
Разложи квадраты так, чтобы в верхнем ряду стало на 4 квадрата больше.
Сколько теперь квадратов в верхнем ряду, сколько в нижнем?
На сколько 3 меньше семи?
На сколько 7 больше, чем 3?
Покажи разницу между верхним и нижним овалом?
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Задание:
Прочти.
В коробке было 25 кубиков трех разных цветов: красных, синих и зеленых. Красных было 12, синих- 9, а остальные- зеленые. Сколько было кубиков в этой коробке?
Это задача? Обоснуй. Можно ли этот текст превратить в задачу?
Что нужно для этого изменить?
Какая задача получилась? Реши ее.
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Задание:
Раздели примеры на две группы:
16+3
16+30 20-5
73-30 68-50
68+5
(1.- «+» и «-»;
2.- «+» и «-» однозн., и «+» и «-» двузн.;
3.- «+» и «-» с круглыми десятками и остальные)
Реши примеры.
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Задание:
Сравни суммы в каждой паре:
14+25… 28+14
37+52… 52+37
27+49… 29+47 72+21… 63+29
49+36… 47+34
24+39… 42+25
Выпиши те, между которыми можно поставить знак сравнения, не выполняя сложения. Поставь знаки, объясни.
Выпиши оставшиеся пары. Поставь знаки, выполнив сложение.
Подумай, нельзя ли было в них поставить знаки, не выполняя действий.
Составь и запиши две пары сумм, между которыми легко поставить нужный знак без вычислений.
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Задание:
Прочти:
В гараже было 9 машин. Когда приехали еще машины, их стало 27.
Это задача? Обоснуй. Сделай так, чтобы получилась задача.
Реши (устно).
Измените условие, чтобы задача решалась двумя действиями.
Запишите условие и решите.
БЫЛО- 6 И 3
ПРИЕХАЛИ- ?
СТАЛО- 27
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Задание:
Прочитайте числа:
69,77,63,65,71,67,75,73,7
Какое число здесь лишнее? Почему? (7 - число однозначное).
Назовите самое большое число.
Насколько 77 больше, чем 7?
Уберем однозначное число... Поработаем с оставшимися числами.
Сегодня к нам на урок пришел гость. Для того чтобы узнать, кто пришел к нам на урок, надо подумать, сколько десятков и единиц в каждом из записанных на доске чисел, найти соответствующую букву на пересечении строки и столбца в таблице, а затем прочитать слово.
На доске записаны числа 69, 77, 63, 65, 71, 67, 75, 73 и начерчена таблица, в которой карточки-буквы - съемные.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
60 о у с а е о и п г
70 н л а н ц п у я ц
(Дети по своему выбору заменяют каждое число суммой разрядных слагаемых и прикрепляют соответствующую букву под числом, затем читают получившееся слово «ГУСЕНИЦА»).
К доске прикрепляется предметная картинка с изображением гусеницы. Выполним задание, которое вам принесла гусеница, и она вам расскажет о себе:
Перепишите в тетрадь числа с доски в порядке их возрастания. Как составлен записанный ряд? Установите закономерность. Допишите еще два числа.
63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77 (79, 81, 83)
Приложение 2
Паспорт социально-значимого проекта
"Помоги птицам!".
Дидактические цели проекта:
1.  Привлечь внимание учащихся школы и родителей к проблеме нехватки птичьих домиков для скворцов
2.  Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
3. Воспитание у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, делать для них гнездовья, защищать от хищников и хулиганов.
4. Повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков.
5.  Учить работать в сотрудничестве со взрослыми.
Методические задачи:
1. Расширить представления учащихся о птицах; умение оценить их значимость в природе и жизни человека.
2.  Научить учащихся правильно изготавливать скворечники.
3.  Вовлечь учащихся школы и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников.
4.  Развивать критическое и творческое мышление учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
5. Вести пропаганду среди учащихся и родителей о пользе птиц.
Предмет (предметы): окружающий мир, русский язык, внеклассное чтение, изо, технология.
Класс: 3 класс
Основополагающий вопрос: Как люди встречают своих пернатых друзей -   птиц? Как помочь птицам?
Этапы работы:
1. Интересные факты из жизни птиц.
2. Скворцы - певчие птицы;
3. Скворцы - защитники садов и огородов;
4. Изготовление скворечников.
5. Внеклассное мероприятие ко дню птиц «Наши пернатые друзья» для учащихся начальной школы.
Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:
Почему мы реже слышим пение птиц ?
Сколько скворечников в школьном дворе?
Как заинтересовать всех учащихся школы и родителей и вызвать желание делать скворечники для птиц?
Наши конкретные дела.
Только ли из досок можно сделать скворечник?
Результаты представления исследований:
Презентация
Информационный бюллетень
Скворечники
Внеклассное мероприятие «Наши пернатые друзья!»
Этапы и сроки проведения проекта:
"Трибуна мнений" (формулирование тем исследований учеников).
Распределение тем для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися).
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Самостоятельная работа по выполнению заданий.
Подготовка школьниками сообщений
Вопросы для исследований и задания для учащихся: 
сбор информации о птицах (то, чего нет в наших учебниках). Интересные заметки, рисунки, фотографии.
Выставка рисунков «Мир без птиц!», «Птицы – наши друзья!».
Работа над чертежами скворечника. Разрабатывают готовый чертеж и конструируют его.
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
Сбор данных
Представление проекта
Проведение практического занятия по изготовлению скворечников
(вместе с учителем технологии, родителями). Создание буклета
Создание презентации. Публичная защита проекта. Презентация.
Внеклассное мероприятие «Наши пернатые друзья!»
Приложение 3
Методика «Оценка уровня познавательной активности»
Показатели
1 Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения
2 Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия.
3 Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.
4 Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.
5 Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.
6 Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний
7 Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.
8 Содержательно высказывает свою мысль, идею.
9 Легко генерирует идеи.
10 Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.
11 В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения.
12 Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.
13 Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.
14 Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.
15 Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.
16 Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности.
17 Видит пути совершенствования.
18 Может проявить собственное отношение к фактам.
19 Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.
Оценку познавательной активности дает учитель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.
Имя, Ф. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Ср.
Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»