Методический материал по литературному чтению на темуФормирование осознанного чтения у учащихся начальных классов

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Александровка
муниципального района Большеглушицкий Самарской области







Формирование навыков осознанного чтения у учащихся начальных классов
(из опыта работы)






Подготовила
учитель начальных классов
Арбузова Галина Геннадьевна






2016г.
В знаменитой книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть глава, которая называется «Что такое начальная школа?». В ней великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребенка зубрежке Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье».
Именно чтение является окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Овладение чтением – это главная педагогическая задача начальной школы. Чтение – один из видов речевой деятельности. Выделяется два вида чтения: «громкое» и чтение «про себя». Главным в чтении является не воспроизведение букв, а восприятие смысла. В познавательном чтении, в отличие от элементарного, главное внимание уделяется пониманию. Обучая детей чтению, мы тем самым постепенно расширяем границы понимания по мере овладения более сложными видами чтения.
Как учить чтению, чтобы дети полюбили книги ,ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие. Как научить ребенка осознанно правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определять уровень понимания прочитанного? Каждый учитель задумывается над этим вопросом и старается решить эту проблему, совершенствуя навык чтения. Как показывает опыт, обычно быстро читают те учащиеся, которые читают много.
Каждый урок чтения у меня начинается с жужжащего пятиминутного чтения книги ,которую дети приносят с собой ,выбрав ее самостоятельно или по моему совету. По истечении времени они отмечают карандашом где остановились, чтобы продолжить чтение дома или на следующем уроке.
На своих уроках я активно и успешно применяю проверочные работы. Методика работы с текстами довольно проста и не требует со стороны учителя трудоемкой подготовки.
Порядок работы:
Подготовка школьников к чтению, инструктирование: «Каждому будет выдан короткий текст, который нужно прочесть в привычном для себя темпе. Текст читается только один раз». Для начала работы дается общая команда – учитель засекает время начала чтения. По окончании чтения каждый должен отметить конец чтения(карандашом).По истечении 1 минуты даю сигнал-чтение прекратили(проверка техники чтения),затем дети дочитывают текст. После прочтения текст нужно перевернуть обратной стороной.
Каждому ученику выдается лист с заданиями и вопросами к тексту. «Если ты не можешь ответить на какой- нибудь вопрос, то поставь прочерк напротив номера вопроса».
В течение 20 минут ребята успевают прочитать текст и ответить на вопросы. После этого еще раз возвращаемся к тексту: ученики следят, а я читаю. Таким образом, происходит целостное восприятие текста и показ выразительности чтения.
Учащиеся моего класса ведут читательские дневники, в которых записывают фамилии авторов, название произведений и отмечают что особенно понравилось в этом произведении. В конце учебного года будет выявлен «Самый читающий ученик класса».
С удовольствием дети играют в игру «Учитель».Ученик читает текст, а желающие ученики задают вопросы по содержанию прочитанного, потом сами оценивают чтение ,указывают на недостатки ,делают замечания.
Для формирования осознанности чтения необходимо обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:
чтение текста про себя;
чтение текста и ответы на вопросы, предложенные учителем;
чтение текста и подготовка вопросов по его содержанию;
выборочное чтение;
выборочное чтение слов автора, выражающее главную мысль произведения;
чтение и нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;
нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;
нахождение и чтение отрывков по ролям.

 Использую специальные упражнения для развития осознанного чтения:
1. Что общего в словах и чем они различаются?( мел  мель)
2. Назови одним словом. (обобщающие понятия)
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, жёлтый; минута, время, час;
4. Чем похожи следующие слова? (выявления закономерностей).
5. Слоговой аукцион.
закончить слово, например, ба(ня), ка(ша)
придумать слова, начинающиеся со слога бу,ми
придумать имена со слогами: Ва, Ве
помоги слову (один слог пропущен) валёк, дика
измени слово (убрать один слог так, чтобы получилось новое слово), например, смородина, бабочки
путем перестановки букв составь слово ( у к л б к о).
составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. (колос, рота, ваза).
составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
составь новое слово, взяв последний слог.
6.Найди слово в слове (поднос, шоколадка).
7. Подбери пару.
загар
золотистый

звонок
зеленый

забор
звонкий

8. Закончи предложение.
9. Шарады.
Начало голос птицы, Конец на дне пруда. А целое в музее Найдёте без труда. (Картина)
10. Ребусы.
11. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока. )
12. Волшебные превращения.
превратить односложные слова в двух-, трёхсложные, например, ключ, ключик, ключики
изменить слово так, чтобы последний слог стал первым, например, рыба – бабочки
составить из одного слова несколько, например, ствол (стол, вол).
13. «Собери портфель»
Среди множества написанных слов, выбираются слова на заданную тему.
14. Словарная работа.
показ предмета, изображения, макета и т.д.
замена незнакомого слова знакомым
расчленение общего понятия на частные
развернутое объяснение лексического понятия слова
15. Использую различные виды чтения с доп. заданиями:
- чтение по «цепочке» ;
- чтение незнакомого текста шёпотом ;
- чтение в парах,
- чтение за диктором,
- групповое чтение,
- жужжащее чтение и многие другие виды работ
16.Деление текста на части, выделение в нем основных идей, опорных слов, фраз.
Часто используем словесное рисование картин, с удовольствием дети работают и в рабочих тетрадях к учебнику, с толковым словарем.
В своей работе по формированию осознанного чтения применяю приемы развития критического мышления :

чтение с остановками;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки

Интересный прием «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Другой прием «Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Создание викторины»
К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование.
«Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Чтение вслух матерью всем детям в семье, стало редким явлением в наши дни.
Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Главное отличие семейных чтений от других его видов классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
В 1 классе для стимулирования я читала детям интересные эпизоды из книг, а дальше ребята с большим интересом шли в библиотеку где их встречала библиотекарь и знакомила с книгами . Дети кто мог сразу продемонстрировать свои способности читать сразу становились читателями библиотеки. Работа с книгой тесно стала продолжаться во 2 классе, когда все ребята уже достаточно хорошо читают целыми словами. Чтобы как-то не ослабить читательский интерес и привлечь ребят, на протяжении всего учебного года я поддерживала тесную связь с сельской и школьной библиотекой.
Хочется отметить, что к знакомству с новым автором дети готовятся и приносят книги и устраивают выставку книг. После каникул мы всегда устраиваем выставку книг, прочитанных учащимися на каникулах.
Используя свой опыт работы на протяжении многих лет, хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа помогает достичь результатов осознанного, выразительного чтения в начальной школе.