Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя искусства.Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время посредством использования нетрадиционных техник рисования.


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя искусства
Курочкиной Натальи Владимировны,
МОУ «Средняя школа №41» г.о.Саранск
Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
Мне повезло, что я учитель искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

Актуальность опыта.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), одним из приоритетных направлений которого является развитие личности школьника, его творческих способностей В России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей. Без условно, развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Условия возникновения опыта.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю развития воображения и мышления, фантазии, что способствует развитию творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, создать свою краску (кофейную) и т.д. Основной педагогической идеей данного опыта является развитие творческих способностей учащихся на занятиях во внеурочное время посредством использования нетрадиционных техник, на которых решаются задачи всестороннего развития детей, необходимого для успешного обучения в школе, формируются универсальные учебные метапредметные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Новизна данного проекта заключается в применении нетрадиционных техник рисования на уроках и внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Специфические принципы, обусловленные использованием нетрадиционных методов рисования: обогащение сенсорно – чувственного опыта; принцип естественной радости; эстетизация предметно – развивающей среды и быта в целом; взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности. поддержание в ребенке чувства собственного достоинства и позитивного образа “Я”.
Теоретическая база опыта.
Применение данной методической идеи целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Я работаю по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» в 5-7 классах. В своей работе я опираюсь на идею активизации познавательной деятельности учащихся, которую изучали многие ведущие ученые - психологи и педагоги: Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко.
Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др), по теории  художественного образования и воспитания (B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев), концепции использования информационных технологий в образовании (А.А. Кузнецов, Ю.А. Первин, Е,С. Полат). Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных учёных в области применения компьютерных технологий в школьном образовании (М.Ю. Бухаркина, Н.А. Лепская, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Б.Хантер и др.).
Думаю, что через повышение творческой активности учащихся можно  достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным
Технология опыта.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно–творческих способностей, которой в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер.  Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.
Я использовала их идеи в своей практической деятельности.Тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.
Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному  творчеству)";  Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".
В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).
  Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Теоретическая база опыта.
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого обучающегося в учебный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное от окружающей действительности.
Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приёмов:
 
методы приёмы
 Информационно – рецептивный и объяснительно -иллюстративный Беседа
Рассказ
Виртуальные экскурсии
Репродуктивный Выполнение работы по образцу
Составление схемы работы готового изделия
Выполнение работы по схеме
Проблемно – поисковый и исследовательский Копилка идей
Мозговой штурм
Творческий
Наблюдения
Анализ – синтез
Обобщение - конкретизация
 
Почему в обучении детей изобразительному искусству я использую именно нетрадиционные техники рисования?
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования на дистанционном занятии осуществляется поэтапно.
На первом этапе обучающимся сообщается информация о том, как называется данный вид техники, материал, и как им надо пользоваться, (информационно-рецептивный метод) через показ вебкамеруРепродуктивный метод используется на втором этапе, когда обучающийся не только усваивает знания о нетрадиционных техниках, но и упражняется в использовании различных материалов во время образовательной деятельности с различной тематикой.
Частично-поисковый и исследовательский методы применяются на третьем этапе, когда образовательная деятельность творческой тематики обеспечивает детям возможность включиться в поисковую деятельность, самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои замыслы на основе полученных знаний. Закономерно, что при выборе методов и приёмов учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Результативность программы определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа:
Начальная диагностика – проводится на первом занятии. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно – ориентированный подход в процессе учебного занятия.
Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время обучения.
Остановлюсь более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования, предоставляя
Рисование кофеем.
Методическая разработка урока изобразительного искусства на тему : «Пейзаж- настроение». Кофейная гризайль
Класс: 6
Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд»
Авторы программы: Б.М. Неменский; Н.А. Горяева; Л.А. Неменская;
А.С. Питерских
Учебник:  Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. «Искусство в жизни человека».
Раздел программы: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».
Тип урока:  комбинированный
Этапы урока:
1.Организационный момент (2 мин)
2.Целеполагание (3 мин.)
3.Введение в тему урока (5 мин.)
4.Демонстрация последовательности работы над кофейным рисунком (5 мин)
5.Физминутка (1 мин)
6.Самостоятельная работа учащихся (20мин.)
7.Закрепление учебного материала (5 мин)
8.Рефлексия(4 мин)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Метапредметные связи: музыка, МХК
Оборудование:
а) для учителя: экран, видеопроектор, компьютер; веб. камера, бумага, кофейный раствор ,кисти, стакан с водой, бумажные салфетки и ватные диски;
б) для учащихся: бумага формата А 4, кисти, стакан с водой, бумага, кофейный раствор,кисти, стакан с водой, бумажные салфетки и ватные диски; тряпочка.
Зрительный ряд: пейзажи художников Древнего Китая в виде презентации Microsoft PowerPoint, таблица: цветовое изменение пейзажа в зависимости от освещения.
Музыкальный ряд: Китайская народная композиция «Капли дождя», «Цветущая вишня»
Технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка); информационно – коммуникативные технологии (компьютерная презентация); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.
Цель урока: научить обучающихся использованию художественных приемов, свойственных монохромной живописи посредством нетрадиционного материала- кофе; познакомиться с техникой рисования гризайль.
Задачи урока:
- познакомить с особенностями монохромной живописи; научить видеть эти особенности в произведениях живописи; отличать произведения, выполненные в стиле гризайль, от произведений, выполненных в классическом стиле;
-: развивать творческую активность, художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами;
- воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
УУД: Личностные: развитие эстетических чувств; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы.
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей; постановка в сотрудничестве с учителем творческих и учебных задач; развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней; работа по образцу. Выработка умения работать в технике гризайль , используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, ) в творческой работе по памяти и по представлению.
Познавательные: развитие способности смыслового восприятия текста; способности понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной; умение переводить информацию, принятую в изобразительной форме, в словесную; понимание роли колорита в пейзаже-настроении ,умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; задавать существенные вопросы.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся эстетическому осмыслению действительности окружающего мира, смогут воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности - изобразительное искусство, музыку, смогут передавать своё настроение с помощью цвета; разовьётся творческое воображение учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
Создание эмоционального настроя
-Ребята, давайте начнём сегодняшний урок необычно. Возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Спасибо.Присаживайтесь.
Проверка готовности класса к уроку
Перед началом работы прошу проверить готовность. Нам с вами предстоит выполнить очень интересную работу.
Для этого понадобятся: лист формата А4 акварельной бумаги , кофейный раствор , кисти, вода, салфетки бумажные, ватные диски, тряпочка.
Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку.
Регулятивные УУД (правильность выбора учебных принадлежностей)
Ребята, вы готовы к уроку ?II. Целеполагание (3 мин)
Посмотрите, пожалуйста, на репродукции картин:
1.И.Левитан «Март»
2.И.Шишкин «Лес»
3. И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии»
4.А.Саврасов «Грачи прилетели»
5.С.Щедрин «Пейзаж с руинами»
6. М. Добужинский «Домик в Санкт-Петербурге»
7. А. Бриков «Натюрморт с виноградом»
8. Н. Рерих «Земля славянская»
-Выберите из них лишнюю. Как вы это определили?

-Верно. Под цифрой 7. находится репродукция картины жанра натюрморт Автор картины Александр Бриков «Натюрморт с виноградом» Все репродукции представляют жанр изобразительного искусства- пейзаж.
-Вспомните , с какими видами пейзажа мы познакомились?
Ученики отвечают на вопрос, перечисляют виды пейзажа.
Городской, сельский парковый, морской, архитектурный, индустриальный, исторический эпический, романтический, героический и настроенияПознавательные УУД (развитие способности смыслового восприятия текста)работа с учебником
Коммуникативные УУД ( в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи
III. Введение в тему урока (5мин.) Проявление интереса к теме
-Молодцы! Ребята , а что объединяет все эти картины?(ответы детей)
-Конечно, вы правы, картины написаны масляными и акварельными красками.
Сегодня мы познакомимся не совсем с обычным способом написания пейзажа, которое называется монохромной живописью.
В разных странах мира существуют свои традиции изображения природы.
Я вас приглашаю окунуться в мир Востока и познакомиться с китайским пейзажем, раскрыть его тайну( включаю трек1.Китайская народная музыка Капли дождя»).
Китайское слово «шаньшуй» означает «пейзаж», «шань» - гора, «шуй»-вода, то есть изображение гор и вод. ( показ картинок на экране)
-Китайская живопись движется от сложного к простому. Если рисуется рыба, то чистое пространство вокруг обозначает воду, при рисовании горы чистое пространство может превратиться в облако.
- В китайской пейзажной живописи соединяются три мира: мир воды, мир камня, мир дерева. Деревья, подобно камням, воспринимаются как живые. Посмотрите на экран. Какие разные деревья- одни грустные, другие ласковые, нежные ( показ слайда).
- Какие особенности китайской живописи вы увидели?

Ответ: Главная черта: традиционная живопись стремится к монохромному, одноцветному полотну.
Вывод учителя :Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью.
Гризайль- разновидность монохромной живописи. (Показ слайда)
Новый термин.
Техника “Гризайль” в живописи. Гризайль (от франц. gris – серый) -монохромная живопись в одном тоне. В станковой живописи техника гризайль применяется для выполнения эскиза, в этом случае однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью. Очень интересно писать гризайлью, особенно кофейным раствором на бумаге. Первые эксперименты с кофе на бумаге появились в 2010 году. Экспериментировать кофе с добавлением какао, цикория, ванили, корицы, сахара очень интересно. Также сочетается кофе с акварелью.
Почему же кофе стали использовать в рисунке?
1. Кофе даёт неповторимые эффекты на бумаге. С раствором кофе можно получить много оттенков коричного цвета от светлого бежевого до темно-коричневого.
2.Между кофе и акварелью не получится поставить знак равенства. Кофе отличается по своим свойствам, по фактуре краски. Он более густой, может, даже более упругий, если так можно выразиться, чем обычные краски. Важно нащупать правильное соотношение воды и кофе. После высыхания кофе образуется глянец, что придаёт рисунку состаренный, «винтажный» вид.
3.Изготовление самому красок
Сегодня мы сделаем этот маленький мастер-класс по кофейным рисункам, чтобы любой желающий смог попробовать создать свою ароматную сказку. Это несложно. Понадобятся кофе, кисти, качественная акварельная бумага, чистая вода, салфетки. Во-первых, нужно подготовить кофейный раствор для рисования. Берем растворимый гранулированный кофе (важно, что не самый дешёвый) и добавляем столько воды, чтобы получилась сметанообразная масса. Обязательно даем время отстояться, тогда раствор становится однородно-глянцево-сиропный безо всяких пузырьков и нерастворённых гранул. Кисти подойдут синтетические ,круглые и овальные, тоненькие (№2, 4) и крупнее (№ 8, например). Натуральные круглые кисти тоже можно использовать. Бумага - материал, на котором экономить, точно не стоит. Плотность акварельной бумаги должна быть 270-300 г/м 2 (обычная бумага для рисования - не подойдёт). Вода нужна для регулировки тона. Если требуется тёмный оттенок, берём кофейный раствор в чистом виде, если требуется более светлый тон - разбавляем водой. Получается чудесная растяжка по цвету. Салфетки пригодятся, чтобы излишек влаги с кистей и для промокания.
IV.Практическая часть ( работа с веб- камерой)
6946901454153523615145415
1.Приступаем. Сначала фон. Бумагу увлажняем чистой водой, а затем широкой кистью или кусочком ватного диска наносим кофе довольно равномерно.
2. Немного подождём, пока фон чуть подсохнет. Теперь в самых общих чертах, пятнами, обозначаим композицию картины. Работу ведем поэтапно: от светлого к тёмному, от общего к частному. Всё больше деталей и насыщенности тоном. Последняя прорисовка идёт тонкой кистью по высохшему рисунку. Для получения светлых бликов можно использовать ещё такой ход: на кофейность сверху капнуть воду и быстро промокнуть салфеткой - останется светлое пятнышко. После подготовки фона пора рисовать наш пейзаж

3. Показ работы кистью.
Чтобы создать тонкие пружинящие линии, нужно надавить кистью на бумагу, затем поднять на самое острие кончика и проводить линию.
Чтобы нарисовать цельную точку, нужно нажать кончиком кисти на бумагу, повернуть ее большим пальцем  и получится цельная точка.
Чтобы нарисовать толстую линию, нужно сильнее нажимать на кисть.
4. Выбор сюжета
-Ребята, название нашего пейзажа «Настроение». Выберите сюжет, который отражает ваше настроение.
V.Физкультминутка
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
VI. Самостоятельная работа учащихся (20 мин.)
Сопровождается музыкальным треком 2.Китайская народная музыка «Цветущая вишня»
Применение новых знаний
Во время самостоятельной работы учащихся наблюдаю за правильностью выполнения и качеством работы, оказываю помощь ученикам.
Учащиеся рисуют ветки цветущей вишни над водой, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению.
VII. Закрепление учебного материала (5 мин.)
-С каким видов живописи в искусстве мы сегодня познакомились?
-С искусством какой страны у нас состоялось знакомство?
-Что такое гризайль?
Ответы учащихся.
VII. Рефлексия (итог урока). (4 мин.)
- А теперь приглашаю всех прикрепить свой пейзаж на доске. Учащиеся группами выходят к доске, демонстрируют свои пейзажи.
- Скажите, одинаковые ли у вас получились пейзажи? (Нет)
- Почему? ( Несмотря на то, что техника у всех одинаковая, у каждого есть своё видение пейзажа.)
-Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Каждая из работ передаёт ваше настроение.
-Что было трудным при выполнении самостоятельной работы? (Ответы детей)
-Кому на уроке было интересно и легко?
-Кому скучно и неинтересно?
(Ученики поднятием руки, ответами показывают своё отношение к уроку)
-Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились!
-В начале урока вы подарили тепло своих рук друг другу для создания хорошего настроя для работы. Теперь я попрошу вас передать мне свое тепло, энергию творчества, полученные на сегодняшнем занятии, протянув свою ладонь мне .Я в свою очередь протягиваю свою руку вам, т.к. мне очень было приятно с вами работать .
Наш урок хочу завершить, словами китайской мудрости: «Учитель только открывает двери, а дальше вы идёте сами». Следуя данному совету, рисуйте и творите красоту.
116776558420
Анализ результативности.
Мой метод позволяет преодолеть типичную пассивность учащихся, включает всех в совместную деятельность, в корне меняет отношения«учитель - ученик»:
-ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
-ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний;
-ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы иметоды эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовуюдеятельность;
-ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатоввыбора;
-ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
-ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учительпомогает оценивать полученные результаты и выявить способысовершенствования деятельности.
Для осуществления деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения:«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица).

В течение ряда лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время посредством использования нетрадиционных техник рисования.». В течение ряда лет ученики становятся победителями и призёра разных конкурсов
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
подборе оборудования и материалов;
применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно–творческих способностей детей в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден  личностный рост каждого ученика, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли; 
дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям;
дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;
 дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
многие детские работы отсылались на детские  творческие конкурсы.
Из своего опыта я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов,.4. Воспитание собственной креативности.
Библиографический список:
Литература
Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности, – Н. Новгород 2004. – 20 с.
Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.
3Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
Горшенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности // Дефектология – №6 – 1980 – С. 45 – 51.
Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия»; 2001. – 489 с.
Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968. – 245 с.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей, – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси: Мецниереба, 1972. – 184 с.