Проект детского туризма и краеведения


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37 с.Угоян МО « Алданский район»
Социальный проект летнего лагеря
по детскому туризму и краеведению
«Байанай»
Участники проекта: учащиеся СОШ №37
Возраст: 14-17 лет
Реализация проекта: летние каникулы
Руководители проектной группы: Попова Людмила Васильевна- социальный педагог,
педагог ФОЗ
Матвеева Зинаида Валерьевна - учитель географии;
Гаврильев Дмитрий Гаврилович - учитель информатики.
2016г.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Каникулярный отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования, освоения мира, его познания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время полезным, интересным, незабываемым. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Далеко не каждый родитель может обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить здоровье, снять напряжение, развить способности
С давних пор человек тесно общается с природой и постоянно испытывает необходимость ориентироваться на местности, т.е. определять свое местоположение относительно окружающих предметов и сторон горизонта, находить нужное направление пути. Навыки наблюдательности за различными явлениями природы в ориентировании на местности – это жизненно важные навыки
Походы занимают значительное место в жизни школьников и способствуют оздоровлению и физическому развитию детей. Их влечет романтика поисков и открытий, пребывание в новых неизвестных местах, ночевка в палатках, песни у костра, преодоления горных рек, лесных завалов, трудных километров дальних троп. Также в условиях летнего лагеря возможна организация обучения школьников по различным темам базовых учебных курсов (биологии, экологии, географии, ОБЖ), усвоений знаний в новой форме, в отличие от типовой, дидактической, словесной школьной деятельности.
Туризм – средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитание самостоятельности, формирования трудовых и прикладных навыков. Исследование – это творческий процесс познания мира и себя в этом мире.
Исключительно большими потенциальными возможностями обладает специально организованная туристско- краеведческая деятельность. Она привлекательна для разных категорий детей и подростков, так как предоставляет широкие возможности проявления личностных качеств при педагогическом сопровождении.
Туристский поход сочетает активный образ здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Главная задача занятия по туризму – удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу родной земле, что является главной целью патриотического воспитания.
Важной целью занятия является физическое воспитание детей, воспитание трудолюбия, приобщение детей к здоровому образу жизни.
Туризм обеспечивает решение многих задач:
•укрепляется здоровье учащихся благодаря значительным, но равномерно распределенным во времени физическим нагрузкам;
•вырабатываются сознательная дисциплина и настойчивость, умение преодолеть трудности – качества столь необходимые каждому в жизни;
•формируются в тесном взаимодействии детей и взрослых опыт коллективной деятельности, сотрудничество и сотворчество, взаимопомощь и взаимовыручка;
•закладываются основы жизнедеятельности человека: любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное;
•приобретаются практические умения и навыки.
Совмещая активный отдых с творческой деятельностью, экологическими исследованиями, туристическими мероприятиями подростки получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал, приобретут уверенность в своих способностях, станут активными участниками общественно-полезной деятельности. А также смогут применить ранее полученные экологические знания в новых жизненных условиях.
По составу участников: местный
По характеру целевой задачи проекта – расширение инфраструктуры школьной сети с целью с привития знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, для развития личности каждого ребенка и его реализации.
В условиях лагеря педагоги и обучающиеся не стеснены узкими рамками уроков и школьной программы и могут распоряжаться временем по своему усмотрению. Главное, что дети не только самостоятельно отыскивают и усваивают знания, но у них ещё и формируется эмоциональное отношение к любой экологической ситуации. Появляется опыт разрешения различных проблем. Большая роль отводится самостоятельным исследованиям в рамках разработки и реализации экологических проектов.
Любая деятельность в лагере направлена на формирование сотрудничества и содружества в детском коллективе, соответствует возрастным интересам, содержит эффект новизны, способствует творчеству и самостоятельности.
Туристко-краеведческий лагерь поможет связать знания, полученные на уроках ОБЖ, естественных наук, внеклассных занятиях по спортивному ориентированию, в единую картину Природы.
Летний лагерь по детскому туризму и краеведению «Байанай»
Основной целью проекта является:
•формирование у детей стремление к изучению истории и культуры родного края,
• проектно-исследовательская работа учащихся, участие в мероприятиях по защите окружающей среды, сбор материалов на природе для исследовательской деятельности.
•формирование у детей лидерских качеств, чувства взаимопомощи, способности работы в коллективе,
•профессиональная ориентация детей в области туризма, краеведения, экологии.
Проект предусматривает решение следующих задач:
•овладение учащимися знаниями в области спортивного ориентирования, туризма и краеведения.
•Развитие познавательных способностей, приобретение необходимых умений и навыков для проведения научно- исследовательской работы,
•Овладение учащимися навыков пешеходного туризма;
•пробуждение интереса к исследовательской деятельности;
•Развитие инициативы и индивидуальных способностей;
•Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи,
•Овладение навыками содержательного досуга
Приобретение практических навыков у учащихся при изучении и описании экосистем.
Организация смены :По срокам реализации – краткосрочный, передвижной.
Условия работы лагеря:
Лагерь организуется в местности «Байанай», который находится в 20 км от села Угоян на территории «Беллётский Эвенкийский Национальный Наслег» Алданского района.
Новизна проекта:
в ее комплектности (туристко-краеведческое, эколого-образовательное направление), которая дает возможность учащимся осознанного выбора в определении дальнейшей профессии;
в использовании современных эколого-образовательных технологий, таких как «Метод проектного обучения», «Интерактивные методы», полевые конференции
проведение исследовательской работы на природе.
Основное содержание проекта:
Деятельность туристко - краеведческого лагеря будет осуществляться в следующих направлениях:
Научно-исследовательское: разработка новых, освоение существующих туристко-краеведческих методик и технологий, лекционные занятия, экскурсии, исследования, практикумы, экологические игры, природоохранная деятельность, разработка и реализация проектов. Сбор лекарственных растений и материалов для гербария.
Методическое: создание на базе туристко-краеведческого лагеря опорной методической площадки для распространения опыта работы по туристическим направлениям: походы, спортивное ориентирование, контрольно-технические маршруты (КТМ), полоса препятствий, спортивные игры и соревнования, экскурсии.
Краеведческая деятельность: топонимика изучаемой местности.
Оздоровительный, досуговый.
Туристическое направление: освоение основными умениями и навыками пешеходного туризма - палатки, разжигание костра, укладывание рюкзака, ориентирование на местности, работа с компасом и другими измерительными приборами, оказание первой медицинской помощи.
Ожидаемые результаты:
Усовершенствование навыков исследовательской деятельности;
Повышение уровня теоретической и практической подготовки детей, приобретение опыта экологической работы;
Обеспечение занятости учащихся в летнее время, сохранение и укрепление здоровья;
Развитие природных зачатков и творческого потенциала каждого подростка;
Развитие ориентации на природоохранительную и общественно-полезную деятельность. Школьники, прошедшие подготовку в эколого-туристическом лагере и получившие теоретические и практические знания, умения и навыки в области экологии и туризма, должны стать пропагандистами этих знаний в школах района и своих населенных пунктах.
Условия реализации проекта
Весна - формирование смен лагеря
Лето - работа лагерей (летняя смена практической и теоретической направленности)
Осень – теоретическая направленность: написание рефератов, подготовка к научно-практической конференции.
Зима - практическая и теоретическая направленность: участие в научно-практической конференции, защита проектов, исследовательских работ, составление планов работы на следующий сезон работы лагеря.
Система внешних связей лагеря
Данная структура внешних связей обеспечивает продуктивное функционирование и развитие эколого-туристического лагеря.
Управление образования: Тесное сотрудничество с Управлением образования даёт возможность повысить компетенции педагогов в эффективном использовании современных технологий в экологическом и туристическом образовательном процессе.
Учреждение здравоохранения: Взаимодействие с учреждением здравоохранения позволяет через профессиональные медицинские осмотры своевременно выявлять, а затем сопровождать соматически ослабленных детей.
Учреждение дополнительного образования: Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования позволяет привлекать специалистов и педагогов соответствующих направлений с опытом работы и специальной подготовкой для проведения различных мероприятий. Учредитель в лице Управления образования осуществляет контроль за результативностью и качеством работы лагеря.
Социальные партнёры: Социальные партнёры (другие организации) на основе плана совместной деятельности принимают участие в решении проблем, в которых заинтересованы все участники процесса.
СМИ: Средства массовой информации помогают использовать весь комплекс аудиовизуальных средств, вызывающий эмоции, подкрепляющие установку участников образовательного процесса, общественности в целом на эколого-туристическое образование и воспитание. Кроме того, СМИ - это действенный канал информирования общества о деятельности эколого-туристического лагеря.
1465884145415Туристко-краеведческий лагерь
Туристко-краеведческий лагерь

51082162034480010053431239350055305463810Служба ГО и ЧС
00Служба ГО и ЧС
377963810Управление образования
0Управление образования

4567527118717001243330118110004114303789610023650161187170033743901139960
1752931274320Учреждение дополнительного образования
0Учреждение дополнительного образования
291368492710Санитарно-эпидемиологическая служба
0Санитарно-эпидемиологическая служба
4056076274320Родительская общественность
0Родительская общественность

522478045085Социальное партнерство
0Социальное партнерство
60885419326СМИ
0СМИ

Примерная организационно-управленческая структура
1493851184150Начальник лагеря
00Начальник лагеря

989440747920021821369864600433694098646004869677986460034622969864600
372441199390Организатор досуговой деятельности
Организатор досуговой деятельности
1648156207010Руководитель исследовательской работы
Руководитель исследовательской работы
5415611187325Представитель родительского совета
0Представитель родительского совета
4161155207010Инструктор по туризму
Инструктор по туризму
2915285195580Медицинский работник
Медицинский работник

100520514605000541831715455300450342017780000225361517780000346202015333900
365677315595Участники образовательного процесса
00Участники образовательного процесса

Кадровое и методическое обеспечение
Для реализации проекта лагеря необходим следующий штат работников:
№ Должность Кол-во Общие требования Профессиональные требования
Начальник лагеря 1 Высшее образование, Умение принимать управленческие решения
Руководитель исследовательской работы 1 Высшее образование, стаж от 3 лет Умение организовать исследовательскую работу
Инструктор по туризму 1 Высшее образование Знание основ туризма, умение применять на практике
Врач-педиатр (фельдшер) 1 Высшее (среднее специальное) образование Соответствие квалификационной характеристике
Повар 1 среднее специальное образование Соответствие квалификационной характеристике
Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:
1.Положение о модели лагеря.
2.Программа лагеря, план-сетка на смену.
3.Планы разработки и реализации проектов по экологии .
4.План практических и теоретических занятий по туризму.
5.Должностные инструкции педагогических работников лагеря.
6.Методические пособия.
7.Методические разработки в соответствии с планом работы.
8.Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
9.Проведение ежедневных планёрок.
Методы и формы организации программы разнообразны: исследования, проекты, практикумы, экскурсии, походы, социологические опросы, КТД, беседы, игры-задания, художественная деятельность, праздники, наблюдения в окружающей среде, организация мини-конференций, конкурсы, викторины, подвижные игры, ведение дневников. Практически каждое мероприятие проекта включает в себя тот или иной комплекс указанных методов и форм.