Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

МБОУ Добринская ОШ








«Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод»

(из опыта работы)









Учитель истории и обществознания
Платонова С.А.
















2016/2017г.

Исследовательский метод сам по себе не является методической новинкой, однако его роль в современном образовании не стоит недооценивать. Как учитель вижу свою задачу в обновлении успешно зарекомендовавшего себя ранее метода обучения в соответствии с запросами информационного общества.
Мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
В настоящее время, время стремительных социальных изменений, когда старые общественные системы рушатся, в переустраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личностная социальная значимость умения мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потерявшему привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность.
Сегодня компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования. Это положение требует нового подхода к привычному образовательному процессу.
Именно он определяет способы деятельности учащегося, а значит – характер деятельности, которой ему предстоит овладеть в процессе обучения.
Новизна данного эксперимента заключается в дополнении исследовательского метода современными информационно – коммуникационными технологиями.
Главной мыслью эксперимента является следующее положение: систематическое применение исследовательского метода на занятиях способствует ускоренному формированию творческой, социально мобильной личности, что доказывает успешное участие школьников в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.
Актуальность и перспективность:
Потребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту учащихся, значительно возросла. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный. Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Цель: воспитание человека -творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно.
Задачи: расширить и углубить знания учащихся по истории;
- дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;
- формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию; -- развивать коммуникативные качества личности школьников;
- находить и анализировать информацию из различных источников;
- научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;
- помочь учащимся определиться с выбором профессии подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.
Мотивы учащихся: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; и другие.
Творческие способности, безусловно, дар природы. Однако их необходимо постоянно развивать в каждом человеке. Школа – благоприятный период для этого.
В практике уроков истории и обществознания применяю проблемные вопросы, проблемные задания, создаю проблемные ситуации. Как правило, их решение происходит с опорой на научные знания, но обязательно с большой долей участия субъектного опыта каждого ребенка.
Деятельность учащихся на уроках проблемного характера наиболее близка творческой деятельности ученого.
Венцом раскрытия творческих способностей и формирования социальной компетентности школьников служит исследовательский метод. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности.
Еще одним оригинальным аспектом данного эксперимента считаю его перенесение на внеурочную краеведческую деятельность.
За последние десятилетия в теории и практике преподавания истории было разработано немало перспективных технологий, позволяющих на высоком уровне решать задачи развивающего обучения. Проблема заключается скорее в поиске эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса
Необходимо, активно внедрять творческие задания, в том числе методику исследовательских проектов.
Из сказанного выше вытекают задачи, стоящие передо мной - учителем истории и обществознания:
1.Создавать условия для развития системного и динамичного мышления ребенка.
2.Готовить учащихся к активной творческой деятельности в новом информационном обществе.
3.Воспитывать инициативу школьников.
4.Формировать умение вести диалог со сверстниками и старшими оппонентами, отстаивая свою точку зрения.
5.Формировать исследовательскую культуру учащихся.
6.Готовить детей к участию в олимпиадах и творческих конкурсах различных уровней.
Реализация данного опыта не потребовала изменений в организации учебно-воспитательного процесса и хорошо уложилась в классно-урочную систему и традиционную внеклассную работу. Содержание учебных программ было принято за основу обучения, их коррекция также не потребовалась. Изменения произошли лишь в соотношении ролей учитель-ученик на уроке .
Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании проблемно-поисковых методов по уровням познавательной активности (по Пидкасистому)
метод
Учитель
ученик

Частично-поисковый
Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы.

Деятельность обучаемого заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за достижением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений)

Поисковый
Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, формулировка гипотез и показ способов их проверки.
Деятельность обучаемого заключается не столько в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в наблюдении за движением мысли обучающегося (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности предположений)

Исследовательский
Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий.
Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения.

Приведенные выше подходы к роли учителя и ученика являются базой педагогической деятельности, так как именно эти факторы в наибольшей степени позволяют достигать задач, направленных на личностное развитие учащихся.
Рассмотрим детально формы, методы и приемы в данном опыте.
Формы организации обучения в рамках моего опыта – урок, учебное занятие.
Формы, применяемые на занятиях разнообразны: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник , ПК, проектор, печатные учебные пособия, электронные учебные пособия, таблицы, исторические карты.
В последние годы активно задействую на уроках и во внеурочной практике субъектный опыт учащихся по работе на персональном компьютере. На уроках использую CD – диски, содержащие обучающие программы, пользуюсь интернет-ресурсами.
Конструирование стратегии преподавания предмета начинаю с момента составления тематического планирования на предстоящий учебный год. На уроках истории в 5-х, 6-х классах преобладающими являются традиционные формулировки тем уроков (созвучные программам) и уроки комбинированного вида. Чем старше становятся ученики, тем разнообразнее становятся виды уроков истории и обществознания. Начиная с 7-го класса, активно внедряю в уроки элементы лабораторной работы с текстом учебника. Провожу уроки-семинары, уроки – зачеты, уроки - ролевые игры, уроки – размышления. Убеждена, по мере взросления учеников степень самостоятельности в получении знаний должна возрастать.
Считаю, что творческие приемы существенно расширяют способности к поиску и созданию нового, активизируют творческий процесс. Они способствуют формированию параметров творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность, точность.
Творческие приемы

Название
Цель
Этап урока
Содержание приема
Пример

1
Яркое пятно
Создать положительный эмоциональный фон, заинтересовать
Целеполагание
и мотивация
Используются иллюстрации, предметы, интересные факты
Кисть винограда, символизирующая
структуру федеративного государства

2
Противоречия двух фактов
Развивать гибкость мышления
Изучение нового материала и первичное закрепление
Используются два факта. Общепринятое представление и научная точка зрения.
В крепостнической России начала XIX века существовала группа свободных крестьян. Каким образом они могли освободиться от зависимости?

3
Мозговой штурм
Развивать беглость, продуктивность, оригинальность мышления
На любом
Детьми выдвигаются различные гипотезы, даже самые фантастические
Средняя продолжительность жизни человека каменного века составляла немногим более 20 лет. В одной из могил были найдены останки 40-летнего однорукого мужчины. Как он мог дожить до столь «преклонного» возраста?

4
Сопоставление двух фактов
Развивать самоконтроль
На любом
Полученные знания (определения, алгоритм, прогноз события) сравниваются с материалом учебника, справочника
В Бородинском сражении победили русские войска. Почему же Кутузов сообщал о своей победе над Бонапартом, а Наполеон о своей. Кто из них был прав?

5
Аналогия
Развивать гибкость и оригинальность мышления
Закрепление знаний и умений
Использование опоры на жизненный опыт
Почему 16-летнему гражданину, зарегистрированному предпринимателю было отказано в праве голосовать на выборах?

Повышают познавательную активность семиклассников практические задания (по Вяземскому). Очень эффективны учебные занятия по решению проблемных задач .
Познавательные задания – образные задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.
Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика и требующего их пополнения для решения поставленной задачи.
В процессе ее выполнения ученики овладевают опытом творческой деятельности.
Приведу пример решения проблемной задачи, предложенной учителем.
На уроке обществознания в 9 классе по теме: «Семейные правоотношения» предлагаю учащимся задуматься над следующим противоречием: в давние времена на Руси девушки выходили замуж часто против собственной воли, рыдали, прощаясь с жизнью в родительском доме. Сегодня браки заключаются по обоюдному согласию молодых, невесты на свадьбах радуются. Почему же в Смоленской области за 2015 год зарегистрировано 7297 браков, разводов - 4486, наблюдается тенденция к уменьшению количества браков в регионе (на 500 меньше, чем в 2014 году), а в древние времена на Руси разводов не было совсем?
На этапе первичного закрепления знаний считаю целесообразной индивидуальную работу учащихся по составлению картинного плана.
К примеру, на уроке обществознания в 7 классе по теме: «Человек среди людей» учебника Л.Н.Боголюбова учащимся предлагается составить картинный план из афоризмов, пословиц и поговорок. Вот один из вариантов
Почему мы дорожим дружбой?
1.Мы в ответе за тех, кого приручили» А.Экзюпери
2.Друга ищи, а нашел – береги. Пословица
3 «Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей и чтобы старался быть как можно дороже». Сократ
4.Мы с тобой, как рыба с водой. Поговорка
На этапе обобщения и систематизации знаний органично выглядит работа над коллективными познавательными проектами, где обязательно бывают задействованы элементы исследовательского метода
В 6-м классе урок «Культура Древней Руси» провожу в виде краткосрочного проекта – выпуска стенгазеты. Учащиеся через обсуждение решают какими средствами лучше отобразить в стенгазете пункты типового плана изучения темы «Культура». Одна группа школьников сканирует фотографию памятника князю Владимиру I в Белгороде, другая – рисует Десятинную церковь, третья – набирает на компьютере стихотворение собственного сочинения и т.п.
На наш взгляд, заслуживает внимания классификация творческих работ В. Леонтовича:
- литературно-художественные творческие работы (сочинения, рассказы, эссе, стихотворения, написанные на основе литературных канонов и отражающие чувственно- эстетическое восприятие мира);
- проблемно-реферативные, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых дается собственная трактовка поставленной проблемы (подобная работа считается исследовательской, если она выдержана в рамках общепринятой структуры, имеет соответствующие признаки и выполнена на хорошем уровне);
- информационно-реферативные – творческие работы, выполненные с помощью нескольких источников (как правило, уже опубликованных) с целью наиболее полного освещения какой-либо темы;
- исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной научной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ, обобщения, выводы о характере исследуемого объекта, события и т.п.
При выполнении школьниками проблемно-реферативных работ наиважнейшими задачами педагога считаем помощь в проблемной постановке темы, знакомство ребенка с методами научного исследования, способами оформления результатов деятельности в виде реферата.
Выполнение подобных заданий вполне по силам ученикам 7-го, 8-го классов.
Когда ребенок поэтапно овладевает умениями и навыками свободного общения с информационными потоками, он способен достичь вершины – реализации исследовательского проекта. Первый подобный опыт, как правило, осуществляется под непосредственным руководством учителя. Последующие работы выполняются с большей долей самостоятельности учащихся.























Библиографический список
1.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.//Образование в современной школе. – 2005.-№ 9. – С.3
2.Бабанский Ю.К.Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.:Просвещение,1985;
3.Вяземский Е.Е. Как сегодня преподавать историю.//Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю.-М.:Просвещение,1999;
4..Пидкасистый П.И. Педагогика./Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук профессора П.И. Пидкасистого второе издание (доработанное и исправленное).-М.:Российское педагогическое агентство,1996;









13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 515