Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»


Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Цели урока: 
обучающие: формировать умение работать с художественным произведением: анализировать поступки главных героев произведения, давать им характеристику,
определять главную мысль произведения;
развивающие:развивать связную речь учащихся, мышление, память;
воспитательные:воспитывать интерес к творчеству писателей – натуралистов, прививать любовь и бережное отношение к животным, природе.
Планируемые результаты:
Предметные: устанавливать причинно – следственные связи
характеризовать поступки героев произведения
строить логические рассуждения
проводить аналогии
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности оценивать свою работу на уроке
Коммуникативные: выслушивать разные точки зрения
уметь договариваться о совместных действиях
Личностные: прививать нравственные ценности (любовь к природе, животным, родителям, уважение к старшим)
Оборудование: презентация к уроку, карточки-задания для работы в группах,мультфильм по одноимённому рассказу В. П. Астафьева «Белогрудка»,учебник «Литературное чтение» 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова.
Ход урока
              I.            Организационный момент.
II.            Вступительное слово учителя.
Сегодня с вами мы продолжим путь по стране, которую населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. Но у нас с вами есть уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
И страна эта не за морями, не за горами, а рядом с нами!
- Как вы думаете, о чём эти слова? (о природе).
- Установите связь между словами «природа» и «литературное чтение». (Изучаем раздел «Природа и мы» и произведения писателей – натуралистов).
III.            Актуализация знаний
1 слайд
- Рассмотрите портреты.
- Назовите писателя, с чьим произведением мы продолжим знакомство. (№2 В. П. Астафьев).
2 слайд
-По опорным словам попытайтесь восстановить некоторые факты из биографии писателя, чтобы у вас получился связный текст.
1 мая 1924 года
село Овсянка
сирота
бабушка
интернат
учитель литературы
доброволец
слесарь, грузчик, учитель
Государственная премия
памятник
(1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».
Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, грузчиком, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953). 
В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.
В 2002 году в селе Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева, в 2006 году в Красноярске был установлен памятник писателю.)4.Определение темы и целей урока.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Почему автор назвал своё произведение «Стрижонок Скрип»?
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
4 слайд
Анализировать образы главных героев, давать им характеристику.
Определять главную мысль произведения.
Выявить жизненные уроки для себя.
Проследим, как взрослел стрижонок Скрип, у кого учился, чему учился.
4 Анализ произведения.(Характеристика главных героев).
- Где происходит действие рассказа? (над рекой, у стрижиного яра)
5 слайд
- Послушаем голоса стрижей.
- Прочитайте, как стрижонок появился на свет?
- Каким вы его представили? (испуганным, беспомощным, маленьким)
- Как прошли первые дни его жизни? Кто был рядом? (мама – стрижиха).
Работа в группах.
1,2 группы: найти прилагательные в тексте, которые характеризуют стрижиху как мать.
3,4 группы: найти глаголы, которые характеризуют стрижиху как мать.
5,6 группы: выбрать пословицы, которые можно отнести к маме –стрижихе- Сердцематери лучше солнца греет.
- Птица рада весне, а дитя матери.
- При солнышке тепло, при матери добро.
Группы отвечают, доказывают словами текста.
- Какое материнское качество объединяет эти слова? ( материнская любовь)
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, как Скрип рассердился на маму, братьев, сестёр?
- Как его мама учила? Чему учила? ( не отнимать еду у других ).
- Прочитайте отрывок, когда мама – стрижиха очень сильно рассердилась на сына.
- Придумайте вопросы к этому отрывку.
- Чему стрижиха учила Скрипа? (дорожить жизнью ).
- Почему она свою жизнь не сберегла, расскажите.
В паре: найдите строки, которые подходят к иллюстрации.
- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? (Белое Брюшко, стрижи).
- Чему они научили Скрипа?
- Кому и за что вы бы сказали слова благодарности от лица стрижонка скрипа?
- Каким был стрижонок и каким стал?
- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (Учили жить).
- Какие уроки пригодятся вам в жизни?
5. Просмотр мультфильма по рассказу В. П. Астафьева «Белогрудка»
- Какие чувства испытали?
6. Итог урока.
- Каким мы увидели автора как человека?
- Для чего он создал эти произведения?
- Чему они учат?
7. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я понял…
Урок заканчивается чтением стихотворения М. Дудина «Берегите Землю.
8. Д.з. Пересказать от лица Скрипа.