Повторительно-обобщающий урок в 10 классе по теме «Российская империя в XVIII веке. От Петра I до Екатерины II»

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе
по теме «Российская империя в XVIII веке. От Петра I до Екатерины II»
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по историческому периоду XVIII века через работу с историческими документами; подготовится к итоговому тестированию по теме: «Российская империя в XVIII веке. От Петра I до Екатерины II».
Оборудование: ИКТ, документы, индивидуальный компьютерный тест, атласы
Ход урока:
1. Орг. Момент.
2. Работа по теме
В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему «Власть и общество в 18 веке. Рассмотрели деятельность русских правителей от Петра 1 по Екатерины 2.
Цель нашего сегодняшнего урока повторить, обобщить и систематизировать знания по историческому периоду XVIII века через работу с историческими документами; подготовится к итоговому тестированию по данной теме.
В течение урока мы будем работать устно с документами, встречающимися в вариантах ЕГЭ части В и С, а в завершении каждый из вас выполнить компьютерный тест, вопросы которого можно встретить в части А Единого государственного экзамена.
Для начала давайте вспомним всех русских правителей от Петра до Екатерины и годы их правления.
Петр 1 - 1682-1725
Екатерина 1 – 1725-1727гг.
Петр 2 – 1727-1730гг.
Анна Иоанновна – 1730-1740гг.
Иван Антонович и Анна Леопольдовна – 1740-1741гг.
Елизавета Петровна – 1741-1761гг.
Петр 3 - (1761-1762)
Екатерина 2 – 1762-1796гг.
Документ№1.
Прочтите отрывок из работы историка и назовите имя правителя, о котором идет речь.
«На весь XVIII и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века- все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России».
ПЕТР 1
Документ №2.
Охарактеризуйте внешнюю политику России в первой четверти XVIIIвека (основные направления, задачи, события). В чем заключались главные итоги внешнеполитической деятельности Петра I?
Ответ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ:
1) Западное направление – основное направление внешней политики России 1699-1721 гг.
2) Основная задача: борьба за выход к Балтийскому морю
3) Северная война (1700-1721) – основные сражения (битва под Нарвой, у деревни лесная, Полтавская битва, Гангут и Гренгам) Условия Ништадского мирного договора: Россия получила Балтичское побережье от Выборга до Риги.
4) Южное направление – основное направление внешней политики России в начале и конце царствования Петра.
5) Основные задачи: борьба за выход к Черному и Азовскому морям, обеспечение безопасности южных границ России, приобретение новых территорий.
6) Азовские походы Петра I (1695? 1696гг, Прутский поход, его итог: возвращение турции Азова; Каспийский поход (1722-1723), его итог: к России отошли западный и южный берег Каспийского моря
ВЫВОДЫ ОБ ИТОГАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПЕТРА:
1) Получение Россией выхода в Балтийское море
2) Прорыв экономической изоляции
3) Превращение России в великую европейскую и морскую державу
4) Образование Российской империи

Документ №3.
Прочтите отрывок из Указа Петра I от 1711г. и укажите название государственного органа, которому были даны описанные полномочия.
«Указ, что по отбытии нашем делать. 1.Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать; то же и ябедникам 2.Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых5.Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которыепо канцеляриямосмотреть и посвидетельствовать»
СЕНАТ




Документ №4.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:
После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника?
Укажите не менее двух причин.
В чью пользу, и каким образом решился этот вопрос?
Приведите не менее двух положений
ОТВЕТ
1)
- издание Петром указа о престолонаследии, согласно которому монарх сам назначает наследника престола
- отсутствие распоряжения Петра I о назначении преемника
- разногласия в верхах о возможном преемнике между представителями «старой родовитой» и «новой» знати
- предложение «старой» знати о передачи престола внуку Петра I – Петру Алексеевичу
- предложение А.Меньшикова и других ближайших сподвижников Петра I о кандидатуре жены Петра I – Екатерине
2)
- вопрос о наследнике престола решился в пользу Екатерины I
- разногласия решила гвардия, поддержавшая по указанию А.Меньшикова кандидатуру Екатерины

Документ №5.
Из работы историка Н.И. Павленко.
«Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия – она наступила несколькими десятилетиями позже.
Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы, прежде всего, этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу (вступление), состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только 2, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишении императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и именами дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.
Сказанное дает основание считать «затейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего лишь двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников».
Вопросы:
Под каким названием вошел в историю период, описанный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?
Используя текст документа и свои знания по курсу истории, ответьте, какова была цель кондиций, и почему ее не удалось реализовать (укажите не менее трех причин).
Ответ

- Период вошел в историю под названием «дворцовых переворотов»
- кондиции были составлены Верховным тайным советом
- их подписание было предложено Анне Иоанновне
2)
- цель кондиций – ограничение абсолютной власти российского монарха
Эту цель не удалось реализовать в силу ряда причин:
- отсутствие консолидации среди господствующего сословия
- налицо были противоречия между приверженцами ограничения монархии и сторонниками самодержавной власти
- гвардия поддержала идею неограниченной монархии
- неготовность основной массы дворянства к радикальным политическим переменам



Документ №6.
Укажите соответствие между именами правителей и органами власти, созданными в годы их царствования
ИМЕНА
ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1) Петр I
А) Верховный тайный совет

2) Екатерина I
Б) Сенат

3) Анна Иоанновна
В) кабинет министров


Г) приказ тайных дел


Документ №7.
Прочтите отрывок из документа XVIII века и назовите императрицу, которая пожаловала дворянству эти права и привилегии.
«О личных преимуществах дворян.
Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и нерушимо.
12. Да не судится благородный, окромя своими равными.
13. телесное наказание да не коснется до благородного
17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу»
ЕКАТЕРИНА 2

ВЫВОД:
1) Реформы государственного управления, осуществленные Петром1 и его преемниками, положили начало так называемому «регулярному государству» в России. Благодаря политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины 2 передовая часть российского общества оказалась подготовленной к восприятию идей следующего – 19 столетия.
2) В 18 веке, благодаря вмешательству государства значительно ускорилось экономическое развитие страны. Однако, несмотря на успехи, достигнутые в с/х, Россия продолжала значительно отставать от Запада, который уже встал на путь капиталистического развития.
3) В 18 веке границы России расширились во всех направлениях, открыты выход в Балтийское, Черное и Азовские моря.
4) 18 век стал первым веком в истории русской культуры, когда ее развитие происходило под непосредственным влиянием культуры европейской. Но несмотря на это, российская культура была национальной по своему духу, впитывала в себя лучшие национальные культурные традиции.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Документ №8.
Расположите в хронологической последовательности их издания документы XVIII века.
А) «Указ о секуляризации церковных земель» (1762)
Б) «Табель о рангах» (1722)
В) «Указ о единонаследии» (1721)
Г) «Манифест о вольности дворянской» (1761)


Документ №9.
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.
« С приходом к власти (императрица) заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра 1, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В ее царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М.Ломоносова, братьев Шуваловых»
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

Документ №10.
Прочтите отрывок из сочинения историка В.Ключевского и напишите имя императрицы, о которой идет речь.
«Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней - сама императрицаНемцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении»
АННА ИОАННОВНА
Итог: компьютерное персональное тестирование каждого учащегося по теме урока.
Д/З подготовка к итоговому тесту по теме.