Конспект занятия «Нам жизнь дана на добрые дела»


Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Нам жизнь дана на добрые дела»
Автор: Егорычева Н.Н., воспитатель
Цель: обобщить представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Задачи:
образовательная: раскрыть сущность понятий "добро", "доброта", "добрые поступки";
коррекционно-развивающая: способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умения анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку;
воспитательная: воспитывать стремление совершать добрые дела, проявлять доброту к окружающим.
Ход занятия
1.Орг. момент
Человек почти всегда знает,  хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо». А вы, ребята, различаете, как вы поступаете? Не просто правильно оценить. У нас есть хороший помощник - наша совесть. Совесть – это голос Божий в человеке. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет -  добрые.  Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра.
Соберите пословицу, которая и будет сопровождать нас и являться нашей темой «Жизнь дана на добрые дела». (Кто догадался, выходит и собирает в единое предложение. Вывешивается на доску в виде заголовка).
2.Основная часть
- Что вам представляется, когда вы слышите слово добро?
Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить?
- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?
(Все кругом стали бы злыми)
- С чем возможно сравнить зло?
(Со взрывом, ураганом, пожаром…) Со всем, что приносит людям и всему живому вред.
На доску вывешивается определение добра и зла по толковому словарю
А сейчас послушайте небольшой рассказ "Красота сердца".На одной планете жили обыкновенные люди. Но один человек был не такой, как все. Он во всём искал доброту и постоянно задавал себе вопрос: - Для чего я живу? Однажды, наблюдая за тем, как солнышко ласково посылает свои лучи на землю, он обратился к нему: - Солнышко, почему ты так ярко светишь? - Я отдаю тепло всем людям и всех согреваю, - ответило солнце. Тогда человек понял, для чего он живёт. Оказывается, он тоже может греть и давать людям доброту своего сердца. Ведь сердце – это солнце в человеке. И это так прекрасно! Так в чём же заключается красота сердца? (ответы обучающихся)Приложите свои ручки к сердцу. Что слышите? (стук)- Скажите, а что хочется сделать, когда мы слышим стук в дверь? (открыть её) - Так же и с сердцем…Мы его должны чаще открывать друг для друга, делиться добротой, делая добрые дела, проявляя богатство своей души.
А что это такое богатство души?
Беседа о душевном богатстве человека.
 
На столе два сундука. Крышка первого сундука приоткрыта и в сундуке видны драгоценности и монеты. Второй сундук пуст.
- Посмотрите, какие сундучки. Давайте поглядим, что в них лежит. (Дети называют)
- Как назвать одним словом то, что лежит в сундуке?
- Богатство.
- Можно ли эти богатства потрогать руками?
- Да.
- А теперь давайте заполним второй сундучок.
(Раздать на парты карточки со словами):
 
Честность                           Чуткость
Доброта                               Внимание к людям
Отзывчивость                    Веселый нрав
 
- Выберите 2-3 черты характера, которые вам подходят. Мы поместим эти карточки во второй сундучок.
- А почему мы поместили их во второй сундучок? Кто догадался?
- Это богатство.
- Для кого?
- Для себя и окружающих.
- В каком из сундучков наиболее ценное богатство?
- Да, потому что нет ничего дороже богатства души человека. Оно проявляется в его отношении к людям, к делу.
3. Физкультминутка
А какие добрые дела совершаете вы?Посмотрите у вас на парте лежат листочки, напишите на них свое доброе дело и прикрепите на дерево.
Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – стучите ладошками по столу.
(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. А сейчас попробуйте сами собрать пословицы из слов, написанных на лепестках цветка.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Какой человек может быть добрым? Доброта: душевность, добросердечность, сострадание, милосердие, отзывчивость, добрый человек всегда учитывает интересы других людей, бескорыстность.
- Что значит бескорыстие? Бескорыстный человек? Совершая доброе деяние Не жди добра в ответ Сведет такое ожиданье Добро твое на нет.
Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2.Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить ей в аптеку за лекарствами, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
А сейчас внимательно посмотрите на картинке и выберете, где добрые дела, а где нет.
4. Закрепление.
Просмотр мультфильма "Урок доброты от Совуньи".
Памятка "Добрых дел"
5. Итог, рефлексия.
Какие добрые дела мы можем совершить в классе, на улице, в транспорте? (вопрос по кругу).
- А для чего их нужно совершать? (чтобы в мире стало радостней, теплей, веселей, чтобы все дружили, чтобы не было зла …).
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Сейчас на листочках напишите любое доброе дело, которые вы сделаете в ближайшее время и повесьте на наше дерево Добра.