Кр.пл. Междометие как особая часть речи (8 кл. каз.шк.)


Тема урока: Повторение. Грамматика. Морфология. Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова. Дата
Предмет: русский язык Класс 8
Цель урока: повторение изученного в 6-7 классах, знакомство с междометием как особой частью речи, со звукоподражательными словами
Задачи:
умеют находить междометия в тексте;
умеют отличать междометия от звукоподражательных слов и омонимичных частей речи;
используют междометия в речи;
знают, что междометия не являются членами предложения;
умеют анализировать и синтезировать все полученные знания и оценить свои работы
Результат обучения: учащиеся научатся отличать междометия и звукоподражательные слова, конструировать предложения, используя производные и непроизводные междометия
Ключевые понятия: междометие - особая часть речи, выражающая различные чувства,
производные и непроизводные междометия
Ресурсы: компьютер, презентация, учебник "Русский язык", карточки для групповой работы
Время Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
2мин.
5 мин.
1. Положительный настрой на урок
Здравствуйте, ребята. Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрыми и ласковыми глазами. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.
При какой погоде мы испытываем радость, тепло? Согласна. И сегодня в этом классе будут царить атмосфера дружбы, любви, тепла, стремления узнать новое и поделиться друг с другом своими знаниями.
Стадия вызова
Фронтальный опрос
- Служебные части речи:
- Чем отличаются они от самостоятельных частей речи?
- К каким частям речи вы отнесете слова ах, ох, ай, ура?
- Что выражают эти слова? Приветствует учеников, добивается положительного настроя.
Задает вопросы. Слушает.
Оценивает. Приветствуют учителя.
Отвечают.
2 мин.
3 мин.
5 мин.
5 мин.
8 мин.
6 мин. Стадия осмысления
Сообщение темы и цели урока
Беседа:
Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? 
Как вам нужно работать, чтобы я вас похвалила и вы получили хорошие оценки?
Сегодня мы с вами будем учиться находить междометия, отличать от других частей речи, распознавать производные и непроизводные междометия, употреблять в речи, правильно их писать.
Работа с презентацией и
теоретическим материалом учебника.
Мозговой штурм
Определите принадлежность выделенных слов в предложениях:
1. Я почувствовал ужас.
2. Ужас! Мне не успеть на поезд.
3. Во сне я увидел кошмар.
4. Кошмар! Я не успел подготовиться к экзамену.
5. Ну, что вы об этом думаете?
Работа у доски.
1. Чу, слышен голос звонкий. 2. Ах, как вы могли это сделать! 3. Ой, как больно! 4. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона! 5. "Кап-кап" послышалось совсем недалеко.
4. Работа в группах
Определите, в каких предложениях выделенные слова являются самостоятельными частями речи, а в каких междометиями. Спишите, расставляя знаки препинания. В каких предложениях есть прямая речь?
1 группа
1.В аэропорту президента встречал почетный караул. 2. Караул! Лови, лови! Да дави его, дави!
3. Простите мне неудачную шутку. 4. Простите который час?
2 группа
1. Ладно пока. 2.Письмо от вас пока не получил. 3. Далече грянуло ура. 4.Выпряг народ лошадей - и купчину с криком ура по дороге помчал
3 группа
1. Заладил ты свое ох да ах.. 2. Ба! знакомые все лица. 3. И как бы в ответ на мои мысли на дворе раздался отчаянный крик: "Караул!"
4 группа
1. Ах, вернисаж, ах, вернисаж! Какой портрет, какой пейзаж. 2.Боже! И он застыдился, и вследствие того помолодел и помилел!
3."Ойбай! - удивился Нурали. - До чего же взгляд этого звереныша похож на человеческий!"
5 группа
1. Тьфу ты, прах побери... Провались ты совсем! 2. Мне уже пора домой.
3. Ночью мне приснился кошмар. 4.Кошмар! Я не готов к семинару. Озвучивает тему и цель
Задает вопросы. Слушает.
Наблюдает. Слушает.
Знакомит с заданием.
Наблюдает. Помогает. Направляет.
Знакомит с заданием.
Записывают тему, определяют цель урока.
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с презентацией и материалом учебника.
Устно определяют принадлежность выделенных слов к той или иной части речи
По одному работают у доски.
Читают. Выполняют задания.
Взаимооценка ("Светофор")
5 мин. Рефлексия. Защита. Слушает. Спикеры команд выступают с выполненными заданиями.
2 мин. Рефлексия
Обмен мнениями об уроке.
- Достигли ли вы поставленных перед собой целей?
- Над чем нам еще необходимо поработать?
- Напишите на стикерах ваше мнение об уроке. Задаёт вопросы. Мнения об уроке записывают на стикерах и вывешивают на рефлексивном окне.
2 мин. Анализ и оценивание урока Задает вопросы.
Просит оценщиков групп поставить оценки.
Задаёт д/з: составить 3-4 предложения с междометиями, выражающими различные отношения. Отвечают на вопросы.
Оценщики в группах дают оценку ответов своих товарищей. Записывают д/з