Презентация по предмету История костюма на тему Характер одежды древних народов


выполнила преподаватель хореографических дисциплин Масловская н. а.Характер одежды древних народов Стремление к красоте и творчеству побуждает нас созидать и украшать свое окружение. Мы хотим пить чай из красивых фарфоровых чашек, вино из красивых хрустальных бокалов. А собственное тело мы старается не только защитить от холода или жары, но и украсить его, как предмет достойный внимания и художественного творчества.Индеец не нуждается в одежде, но и он расписывает свое тело фантастической татуировкой, а голову украшает перьями различных птиц. Народное искусство большое внимание посвящает именно одежде, ведь одежда — это не только содержание быта, это понимание красоты данного периода.девушка племени мекео Новая Гвинея Античный мир нельзя представить без туники и тоги, а 18-й век без шнуровки и парика, наше время без коротких юбок и джинсов. Разные времена требуют разного одеяния, различных причесок, разного ботинка.Чем культурнее был народ и эпоха, тем лучше умел человек сохранить равновесие в своей одежде и соединить свои желания с требованиями красоты. А в эпохи малокультурные или просто периоды культурного упадка царит всегда пустая амбиция с ущербом для красоты. Произведения старинного искусства — скульптура, живопись, рисунки на вазах – показывают нам одежду древних народов: египтян, греков, римлян. Уже 6 тысяч лет назад в древнем Египте расцвела богатая культура, наука и искусство. Положение женщины египтянки значительно отличалось от положения женщин других народов. Когда женщина азиатских народов слыла существом второсортным по отношению к мужчине, и ее образ не воплотился даже в искусстве, египтянка пользовалась правовым и общественным признанием, хотя бы в высших классах. Там была она тоже «дамой», которой служили мужчины. Высокая культура египтян отражалась на их быту, и они осуждали грубость нравов других менее культурных народов, а к своим женщинам умели относиться с нежностью.Египетские царицы Клеопатра Нефертити Женщина могла занять высшую власть в Египте, и как глава государства она порой принимала участие даже в войне. Интересно, что египетская царица — когда она была главой государства, носила бороду, очевидно привязанную, потому как борода в Египте не была признаком мужского достоинства, но царской власти.Маска египетской царицы с бородой В произведениях египетского искусства образ женщины увековечился наравне с мужчиной. Правда, в египетском искусстве трудно отличить женскую фигуру от мужской, потому что между мужской и женской одеждой нет большой разницы. На стенописи египетский художник просто показывает женский пол постоянно ясной краской тела, просвечивающейся сквозь прозрачную ткань одежды, а мужскую — темной краской. Египетская одежда примитивна – повязка на бедрах, грудь – как у мужчин, так и у женщин, часто открыта. Женская одежда узкая и длинная – калазирис Одежду иногда заключали в мелкие, заглаженные складки, как правило, когда материя была белой и одноцветной, — или расписывали в какой-то простой орнамент, разными красками, которые им были уже известны. Обычно для одежды употребляли льняные полотна. Особенностью египетской национальной одежды является большой круглый воротничок, прикрывавший верхнюю часть груди и падавший на плечи. Богатые люди расшивали его золотом и жемчугом, украшали разноцветным стеклом, эмалью, самоцветами. Бедные употребляли на эти воротники яркие, разноцветные ткани. Египтяне, даже цари и царицы, обычно ходили босые, только иногда встречаем у них сандалии. У древних народов большим искусством было причесывание. Азиатские народы, всевозможные персы, ассирийцы — очень умело и разнообразно закручивали волосы не только на голове, но и на бороде и усах, так что еврейские ортодоксальные «пейсы» должны быть какими-то остатками этих древних восточных обычаев. Египтяне умели делать парики, которые в важных случаях надевали на голые головы. Женщины лелеяли длинные волосы и знали тайны его быстрого роста. Красота прически египтянки заключалась в разнообразии действительно искусного плетения волос. Как мужская, так и женская голова часто была прикрыта разноцветным газом (газ — легкая прозрачная ткань), который спадал на плечи, а во главе являлся поддерживаемый обручем. Змея на обруче — символ власти над жизнью и смертью, указывает, на высокое царское происхождение лица, носящего его. Утверждают, что Клеопатра - царица Египта обладала необыкновенно красивыми чертами. Клеопатра до некоторых пор считалась эталоном красоты. Роль Клеопатры всегда доставалась самым красивым актрисам. Теда Барра 1917Клодетт Кольбер 1934Вивьен Ли 1945Софи Лорен 1953Элизабет Тейлор 1963Леонор Варела 1999Моника Белуччи 2001 Лотос, любимый цветок египтян, часто украшает голову женщины. Кольца, браслеты, серьги — различные амулеты завершают одежду древней египтянки. Внешний вид египтянки очень привлекательный. С тонкими, большими очаровательными глазами, небольшим носом, слегка вытянутыми устами. Фигурой напоминает она современную женщину — стройная, с едва намеченной грудью, узкими бедрами, тонкими ногами газели. Египетская женщина заботилась о своей красоте. Любила она часто купаться, натираться благовониями. Тело рисовала белой краской, уста красной, под глаза поддает зеленой или черной краски, на руках синей краской выписывает тонкие жилки в доказательство нежности и прозрачности кожи. Совсем иначе выглядит античная гречанка. Греческое искусство увековечило женщину как богиню красоты, а в жизни она была настоящей «великой дамой», хотя не раз с прялкой в руке. Большое чувство пластики и ритма линий имел каждый грек, и прежде всего греческая женщина, когда она искусно заключала складки своей одежды так, что тело не терялось в ней, а жило во всех своих, даже незначительных, движениях. Тайна античного наряда не в шитье и не в мастерском крое; благородство и гармоничность его облика достается очень небольшими средствами — только отборным уфалдуванием (фалда — складка) куска материи творится классическая одежда. Хитон — платье, и гиматион — накидка (пелерина) — это одежда, как для мужчин, так и для женщин. Женская одежда всегда длиннее мужской. Хитон бывает с рукавами или без рукавов, подпоясанный узким поясом или свободно всплывающий. Подпоясанный хитон, как считали древние греки, хорошо сохраняет форму женской фигуры. В хитоне ходила женщина дома, а в гости одевала еще гиматион — накидку больших размеров, иногда прикрывающей даже голову женщины. Иногда вместо большого гиматиона одевала женщина пеплос — это длинная шаль. хитон пеплос гиматийПеплос в ее руках — это живое существо, служит для того, чтобы при каждом удобном случае подчеркнуть ее грацию, ее новое движение. Порой она опрокинет его небрежно через руку, или положит на плечи, или, садясь, бросит на колени, но каждый раз она старается иначе уложить фалды, иначе подогнуть край пеплоса, по-новому переложить хитон. Древние греки не знали шелка. Они употребляли тонкие полотна, прозрачные, хлопчатобумажные ткани и шерсть. Чем выше качество материала, тем красивее оно заключается в складки. Гиматион делали из грубого материала, и он сам драпировался вокруг тела в грубые закладки. Белую и ясно цветную греческую одежду украшали вышитым краем с геометрическим или растительным орнаментом.Греческая женщина, даже благородная, дома ходила босиком. Выходя на улицу, надевала сандалии, чтобы не пылить ног, но даже в гостях, входя в чужой дом, оставляла обувь у прислуги. Красота женской ножки имела значение и в те давние времена, и женщина заботилась о хороших, изящных сандалиях, прикрепляемых ремешками на ноге. Прическа довершает образ греческой женщины. Рабы гречанки долгое время старательно учились науке причесывания, и творили скромные на первый взгляд, но в действительности изысканные античные прически, тайну которых никогда не понять современным модерновым дамам. Греческие прически очень разнообразны. Но чаще всего прическа - это уложенные красивыми волнами волосы, собирающиеся на затылке в виде факела или узлом, а над ухом спускается несколько мелких кудрей. Скреплялись волосы шпильками и украшались диадемами.Выходя из дома, гречанка не забывала взять с собой красивый зонт и веер. АфродитаВенок из свежих цветов украшал головы женщин и мужчин, особенно во время праздников. Римская одежда так же основана на укладке складок, только больше роскоши и величественности. Римлянин в своей огромной, хорошо сложенной тоге имел импонирующий вид.Его достойная подруга — римская матрона, гордая обладательница мира, ей принадлежат уважение и поклоны. Она любит достаток. Драгоценные ткани, тонкие полотна, шелка, золото, жемчуг, самоцветы. В очень давние времена римлянка довольствовалась одной одеждой — туникой, но впоследствии поверх туники пришла стола. Роскошность и драгоценность столы вызывали у всех уважение к благородной римлянке. Одежда римлянки белая, светло-голубая, пурпурная, аметистовая, фиалковая, желтая и т. д. Наиболее ей нравится величавый пурпур, который император хочет сделать своей привилегией. Драгоценные ожерелья, кольца, украшают ее. И греки, и римляне умели ценить художественное изделие предмета.В античном мире царила, удивления достойная, гармония духа и тела, а это, прежде всего, отражалось в искусстве. И сегодня слово «антик» употребляется как определение действительно художественной вещи.Когда погибло такое равновесие — это отразилось и на одежде.вазопись керамика серебро Иным воздухом дышала Византия. Проникнута другим мировоззрением, она создает особую одежду, полностью отличную от античной. Византийский двор подвергается воздействию мощного и культурного в те времена азиатского востока — персов и арабов. Меняется характер одежды – она теряет пластичность, становится богаче, так как появляется парча, шелк тканный золотом.Византия, Византийская империя, Восточная Римская империя (395—1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора Феодосия I, на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизованной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья. Орнамент тканей очень разнороден: геометрический - звезды, квадраты, круги; растительный - листья, цветы, виноград; звериный: орлы, львы, слоны и т.д. Иногда на одежде расшивали целые события. Набожные христиане расшивали свою одежду изображением событий из жизни Христа.Охота императора - музей истории тканей Культурный и религиозный расцвет Византии имел влияние на всю римскую империю, а византийская мода долго держалась в благородных кругах римлян. Духовенство одевалось по моде своего времени, а в богослужении восточного или западного обряда духовенство в церковных ризах все еще является живым образом византийского мира. Византийское мировоззрение отразилось на всем, в том числе и на церковной иконографии. Образы святых так неразрывно связаны в нашем представлении с византийской одеждой, что когда мы посмотрим, даже на изображение свиты византийской царицы, нам сразу кажется, что это сборище святых, а не придворных царедворцев. Характерная примета византийской одежды в том, что она не любит обнаженного тела. Языческое мировоззрение не стесняется обнаженного тела, потому что оно почитает тело наравне с духом. Христианское мировоззрение все больше пренебрегает жизнью тела «плоть немощна — дух сильный» и византийская одежда бережно скрывает тело под густыми, тяжелыми тканями. Женская одежда начинается высоко от шеи, полностью закрывает руки и ноги. Тело стало абстракцией. И вот уже на развалинах некогда могущественной Римской империи кипит новая жизнь, это новые пришельцы-варвары спешат строить новый мир! Они преобразуют классическую и византийскую одежду по своему, ведут нас в средние века и новый мир и творят Европу и европейскую одежду. Но об этом на следующей встрече))