Краткосрочное планирование урок русского языка Междометие


«Согласовано»_____________________
Краткосрочное планирование по русскому языку в 7«В» классе. №85
Чуприс Е.В. Сш№5 г.Актобе2016г.
Предмет русский язык Четверть 4 Класс
Тема урока Междометие. Знаки препинания при междометиях
Ссылки, ресурсы Общая цель знакомство с междометиями как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;
формирование умения выделять междометие знаками препинания;
обогащение речи учащихся за счет использования в ней междометий;
воспитание у учащихся бережного обращения к слову
Результаты обучения для учащихся умеют выделять междометие знаками препинания;
Ключевые идеи, значимые для занятия Ох, как трудно жить на свете,Не усвоив междометий!
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика
Психологический настрой 1мин. 1мин «Паутина» Деление на группы1мин. 1мин С помощью разноцветных стикеров I. Разминка
- записать предложение под диктовку, используя орфографическую защиту
Ах, как интересно забраться на  обрывистый берег реки Северский Донец и нырнуть в теплую прозрачную воду.
- устно дать характеристику предложению
- найти в предложении дуплексив- назвать в предложении самостоятельные и служебные части речи (одно слово осталось не названым)
- назвать общие признаки и различия служебных частей речи Выступление 1 учащегося.
Ребята, разгадайте шараду.
1. Возьмите один  из слогов существительного метеор.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.
4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа  настоящего времени.
5. Суффикс и окончание существительного величие.
Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.
Ответ учащихся: ме-жд-ом-ет-ие- Что вы можете теперь сказать о не названом слове  из нашего предложения?
II.Новая тема
Слово учителя:
- Запишите тему нашего урока и эпиграф.
- Какая задача стоит перед нами?
 (ребята пытаются сформулировать задачу урока, учитель затем объявляет все задачи)
- Ребята, самостоятельно изучить теоретический материал  вам поможет следующее задание: составьте текст из предложений. Предложения лежат в конвертах на ваших партах
Раздаточный материал.
1. К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.
2. Междометие – особая часть речи, которая не называет  ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
3. Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.
- Что вы узнали о междометии?
Выступление 2 учащегося.
Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.
То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?
Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.
- Междометие – особая часть речи, которая не называет  ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
- Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.
- К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.
Выступление 3 учащегося: чтение стихотворения «Кукушка» А.Прокофьева:
Ку-ку. Ку-куУ березы на суку.Я толку:-Ку-ку, ку-ку-Я кукушка, лихоглазка, Я из песни, я из сказки.
III. Закрепление
 - У нас в гостях посланцы страны Междометия. Гости зададут вам вопросы: (выступление 4  учащегося)
Что называется междометием?
(Междометия составляют особую часть речи)
Какую роль в предложении могут играть междометия?
(Не изменяются, не являются членами предложения, но могут употребляться в значении с другими частями речи)
Что выражают междометия?
(Чувства, настроение, но не называют их)
(выступление 5 учащегося)
Вспомните, какие междометия вы  слышали: они  выражают радость, торжество.
(Ах, браво, о)
Назовите междометия – сожаление.
(Увы, ох)
Междометия, являющиеся выражением благодарности.
(Спасибо)
Где чаще всего в предложении стоят междометия?
(Я, могу предположить, что чаще всего междометия употребляются в начале предложения, например, записанное нами в начале урока предложение о Северском Донце)
- Хотите узнать  истории слов  здравствуйте, спасибо, пожалуйста? У нас есть ребята, которые читали книгу «Я познаю мир».
Выступление 6 учащегося:
Баю-бай. Родное, знакомое  всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют  целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.
Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.
Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!
Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы», а точнее – аналогично современному приветствию.
Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.
Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.
Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста.Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю.
Выступление 7 учащегося: (на голове ученика бумажная шапочка, на которой написано слово междометие)
Ребята, вы узнаете: без чего в речи не обойдешься. Меня зовут междометие.
Я - самое важное слово. В разговоре без меня нельзя, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!».Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй!», « Привет!», « Пожалуйста!». Чуть что-то случилось – говорят: «Дело-табак», «Крышка!». И все эти ога, угу, ох и им подобное – мои родные братья
Выступление 8 учащегося: ученик читает стихотворение «Веселые рифмы» из книги «Я познаю мир»  (ученики слушая,  хором будут называть междометия)
«Мне, - сказало Междометие, -Интересно жить на свете:Выражаю  поощренье,Похвалу, упрек, запрет,Благодарность, восхищенье,Возмущение, привет.Те, кого охватит страхПроизносит слово «Ах!»У кого тяжелый вздох,Произносят слово «Ох!»Кто встречается с бедой,Произносит слово «Ой!»Кто отстанет от друзей,Произносит слово «Эй!»У кого захватит дух, Произносит слово «Ух!»Интересно жить на свете,Если знаешь междометья!»
(последнее предложение из стихотворения  учащиеся запишут в тетрадь)
Оценивание 3мин. 2мин Рефлексия 5мин - Что понравилось на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Источники, оснащение и оборудование Последующее задание и чтение 2мин (задание с учетом  изучаемой программыАнализ и оценивание практического занятия Изменения к занятиям