Презентация к исследовательской работе «Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников».


Исследовательская работа по русскому языку на тему:«Изучение процессов образования  названий животных  как условие развития познавательного интереса школьников».Автор: Бошаров Андрей,ученик 6 класса. Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…Язык – и стар, и вечно нов!И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!А.Шибаев
Изучение названий животных позволяет полнее представить историческое развитие языка.  Объект исследования: процессы образования названий животных. Цель исследования: изучение названий животных по способу их образования и определение их исторических основ. Задачи исследования:1) рассмотреть исторические основы возникновения и формирования названий животных;2) познакомиться с существующими наиболее значимыми этимологическими словарями названий животных;3) проанализировать и систематизировать этимологические знания учащихся 5-7 классов по теме исследования. Гипотеза исследования:Знание и использование этимологического анализа названий животных способствует формированию познавательного интереса к истории языка. В ходе исследования использовались следующие методы:- анализ научной литературы по теме исследования;- опрос.    Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала на уроках русского языка, природоведения, биологии.
Что такое этимология?Этимология  — раздел лингвистики , изучающий происхождение слов. Этимологический словарь — это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов. Самый знаменитый этимологический словарь - это словарь М.Фасмера Макс ФасмерМакс Юлиус Фридрих Фасмер ( 1886-1962 )   — учёный - лигвист , лексикограф, славянист  российского происхождения. Больше известен как составитель «Этимологического словаря русского языка» Еще в 1806 году Н.Яновский дал следующее определение этимологии: "Словопроисхождение, словопроизведение; истинное произведение начала слов или изъяснение точного оных смысла". etymon - "истина, истинное значение слова"
Этимологические словари.      Таким образом, образование названий животных можно представить следующим образом: 1.Слова - названия пришли в современный язык из древнерусского и  иностранных языков (заимствованы). Слово «кот», как предполагают ученые, заимствовано из латинского языка.А вот слово «собака», как считают, заимствовано из иранских языков. 2. Произошли с помощью звукоподражания:Свинью, по мнению некоторых исследователей, назвали свиньей за ее плодовитость; другие ученые считают корень su- звукоподража-тельным.
- морфем (чаще суффиксов):Некоторые ученые считают, что слова «лошадь» возникло, по мнению учёных с помощью суффикса – адь.        Слово «белка» похоже на «белый». Но ведь белка — рыжая? Никакого противоречия тут нет, от частого упоминания этого названия оно сократилось до «бъла», а потом дополнилось суффиксом -к-. - чередования букв в корне:       «Сохатый» (лось) назван так за свои рога; его имя — однокоренное со словом «соха». Издавна соха представляла собой дерево с острым суком, вспарывающим землю, но первичное значение слова корня «сох» было «рог». - сходства с предметами, другими животными:      Медведя в древности  опасались называть его настоящим именем, чтобы он не появился, и поэтому придумывали для него иносказательные названия, одно из которых – «медведь» — значило «тот, кто есть мед».
- сходства цвета шерсти, окраса шерсти:За окраску шерсти получила своё название и лиса. «Рысь» — рыжее животное.
Результаты опроса:1.Образование названий объясняют, опираясь на народную этимологию, т.е. как они понимают смысл2.100% учеников правильно определили значение слова «медведь» (тот, кто ест мед).

Приложение №1Например, были такие ответы:Название животного Объяснение происхождения названияБык 1Быкаться, бодаться -3; 2СильныйСвинья - от слова свинство, т.е неопрятность -4Волк - 1.от названия другого животного – вол, что значит волочить, красть, уносить; 2. Потому что воет -5; 3 Санитар-2 Приложение №1Кабан - 1.Защищает свою стаю; 2. СвирепыйКорова- 1. Много жует, то есть от слова корм - 5 2. Кормилица-2 3.Рогатый скотЛошадь - 1.От глагола лягать 2. Лошади дали имя Адам и Ева 3.Много работаетСобака - 1.Помощник охотника-2. 2. В Библии так написано. 3.Придумал Карл Линней 4. Разрывающий Словарь зооглаголов:Собачиться браниться, ругаться, поносить друг друга.Свинячить грязнить, пачкать, мусорить вокруг себя.
Попугайничать - передразнивать.Проворонить - упустить, прозевать. Петушиться - горячиться, вести себя задирой, петухом.Набычиться наклонив голову, принять угрожающий вид.  Словарь зооглаголовСобачиться браниться, ругаться, поносить друг друга.Свинячить грязнить, пачкать, мусорить вокруг себя.Приголубить приласкать.Телиться рожать телёнка. Набычиться наклонив голову, принять угрожающий вид.Попугайничать передразнивать.Проворонить упустить, прозевать. Список используемой литературы:1. Большая школьная энциклопедия. — М.:  Олма-пресс, 2001.2. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эскмо, 2005.2. Карантиров С.И. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М., 1998.3. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М.: Русское слово, 2001.4. Львова С.И. Русский язык. За страницами учебника. – М.: Дрофа, 2002.5. Максимова Т.А. Животные в мифах и легендах античного мира. – Абакан: ХГУ, 2001.6. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1994.7. Интернет:- www.book.sgg.ru/cgi-bin/nfrob.pl?1713825- www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/vinog.htm- www.magister.msk.ru/library/history   Спасибо за внимание!