Тезисы Эстетическое развитие младших школьников через систему занятий по изобразительному искусству и технологии


Эстетическое развитие младших школьников через систему занятий по изобразительному искусству и технологии
Панфилова К.А.
студентка 4Б группы
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Нарастающий поток различной информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на учебный процесс, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке младших школьников учебной информацией. Слабая связь учебных дисциплин друг с другом порождает серьезные трудности в формировании у школьников целостной картины мира. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической и информационной интеграции. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены такие ценности как: труд и творчество, искусство, красота, гармония», что находит отражение в таких предметах как изобразительное искусство и технология, в которых имеется больше возможностей для эстетического развития младших школьников [ REF _Ref449640010 \r \h \* MERGEFORMAT 1]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) также предполагает эстетическое развитие младших школьников, это можно видеть в личностных и предметных результатах освоения учебных предметов изобразительного искусства и технологии [ REF _Ref469658076 \r \h 4].
Различные стороны проблемы эстетического развития нашли отражение в работах, раскрывающих вопросы эстетического и художественного образования (Киященко Н.И., Лосев А.Ф., Новикова Л.И., Ясвин В.А., Каган М.С.); способность восприятия и понимания личностью прекрасного в искусстве и жизни (Сластенин В.А., Харламов И.Ф.); познавательный потенциал эстетической деятельности (Борев Ю.Б., Гришин Д.М.).
Эстетическое развитие (от греч. aisthesis — ощущение, понимание) — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения[ REF _Ref449640028 \r \h \* MERGEFORMAT 3].
Важнейшим элементом эстетического развития является эстетическое восприятие, эстетические потребности, эстетические чувства, эстетический идеал, эстетический вкус.
В работах Балашовой Л.И., Берулавы М.Н., Гегеля Г.Ф., Краевского В.В., Лернера И.Я. и др. сообщается о комплексном подходе к процессу эстетического развития и воспитания, посредством осуществления межпредметной и внутрипредметной связи.
В настоящее время существует проблема отсутствия или реализации не в полной мере системы в содержании учебных дисциплин ИЗО и технологии, обеспечивающих эстетическое развитие младших школьников.
В соответствии ФГОС НОО предполагается осуществлять интегрирование содержания по ИЗО и технологии в определенной системе, обеспечивающей эстетическое развитие на основе изготовления некоторых арт-объектов, обеспечивающую самореализацию творчества учеников, посредством освоения художественных средств выразительности.
Уроки требуют логического построения, как содержания, так и процесса обучения, устанавливая последовательность раскрытия тем на разных учебных занятиях по ИЗО и технологии, в том числе предполагает не только логику в содержании системы, но и соблюдение некоторой последовательности уроков ИЗО и технологии. Так, например, содержание урока ИЗО по теме: «Краски осени» в дальнейшем закрепляется в процессе творческой деятельности на уроке технологии.
В содержании данной системы предусмотрено освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к изобразительным искусствам. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми содержания учебного материала.
В основе содержания системы отражено УМК «Школа России», а также частично заимствованы из ООП «Перспектива» предлагаемые задания направлены на эстетическое развитие детей, их оценку объектов, природы и культуры, произведений искусства. Например, проанализируйте представленную картину; выскажите свое мнение о данной работе; создайте работу, которая будет отвечать требованиям красоты и практичности и т.д.Для диагностики уровня сформированности эстетического развития младших школьников используется комплекс методов: тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, которые позволяют исследовать уровень эстетического развития младших школьников, также позволяют выявить личностное отношение детей к продуктам художественной деятельности.
Эстетическое развитие – это педагогически организационный процесс учебной деятельности учащихся, который возможно осуществить через содержание системы занятий по изобразительному искусству и технологии, которая обеспечивает возможность формирования целостной картины мира, так как мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. [ REF _Ref447010521 \r \h \* MERGEFORMAT 2].
Список литературы:
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009.Влияние эстетической среды на развитие личности современного младшего школьника// Библиофонд: электронная библиотека студента. 2003. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=733149 (дата обращения 8.01.2016)Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373