НОД в подготовительной к школе группе «Увлекательное путешествие по русской избе»


МДОУ «ЦРР «Дюймовочка»-детский сад №28»










НОД в подготовительной группе
«Увлекательное путешествие
по русской избе»












воспитатель Васютченкова Т.А.

Цель
Ознакомление с историей русского крестьянского быта и народного искусства.
Задачи
Познакомиться с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
Создать необходимую предметно-развивающую среду.
Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего и прошлого, ощутить себя в потоке времени. Найти там своё место.
Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
Воспитывать патриотические чувства. Любовь и гордость за свою Родину.
Оборудование. Макет деревянной избы с внутренним убранством и предметами обихода, макет печи, дрова, игрушка Домовёнок, народный инструмент-балалайка, кочерга, ухват, горшки, берёзовые дрова, старинные утюги, старинный самовар, свеча, щепка, различные виды прялок, шерсть, пряжа, рушники, икона, куклы обереги. Колыбель, мультимедийная установка, видео «Русская изба», загадки в рисунках (совместные работы родителей и детей), обереги «птицы счастья» сделанные руками детей для подарков гостям, магнитная доска.
Восп — Здравствуйте, гости дорогие! Встречаю гостей со всех волостей! Будем жизнь былую вспоминать, будем с вами веселиться, а за это будет счастье нам валиться! А вы любите загадывать загадки?
Сегодня сами будем придумывать загадки, но загадки не простые, а про старину и помогут нам в этом картинки. Похожие загадки вы уже придумывали и знаете, как это делать. И так, первая загадка:
- Сейчас из своей корзины достану картинки - помощницы, которые помогут загадать и отгадать загадки (на магнитную доску выставить 3 картинки с изображением дров, печи, лампочки).
- Ребята, кто из вас хочет придумать загадку?
- Она деревянная, как дрова. Тёплая, как печь. И светлая, как лампочка. Что это?
Дети — Изба.
Восп — Правильно. Пройдите, посмотрите.
/Дети проходят в избу /
Восп —Посмотрели? Усаживайтесь, располагайтесь поудобнее: кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит. Не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая гостей в избу.
/Дети садятся на лавки/
Восп — Ребята, как ещё можно назвать избу?
Дети — Сруб.
Восп — А почему?
Дети — Потому что её срубили топором.
Восп —Я знаю, что вы знаете много сказок, в которых говорится про дом, жилище («Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Три поросёнка», «Гуси –лебеди»). Ребята вы знаете пословицы и поговорки про избу. Давайте их повторим.
ИГРА «БАЛАЛАЙКА»
/Встанем в круг, а поможет нам народный инструмент-балалайка, передаём балалайку со словами: «Балалаечка, беги, на ком остановилась, тот поговорку расскажи». У кого оказалась балалайка в руках, тот рассказывает поговорку про избу./
1. Не бравшись за топор, избы не срубишь.
2. От ласкового слова в избе светлее.
3. К пустой избе замка не надо.
4. своя-то избушка, как милая подружка.
Восп —Усаживайтесь на лавки. Ребята, давайте познакомимся с внутренним убранством избы, с предметами обихода. Когда входишь в избу, то порог был высокий, а верх низким. Почему так делали двери?
Дети - Чтобы меньше холода попадало в избу.
Восп —А сколько было комнат?
Дети - Одна.
Восп —И жила в ней большая семья. Сколько человек жило в одной комнате?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Восп —Придумаем следующую загадку:
-Она белая, как снежная гора, тёплая, как весеннее солнышко, и дымящая, как паровоз. Что это?
Дети — Печь.
- Из чего делали печь?
Дети - Из кирпича и обмазывали глиной.
Восп —Как называли человека, который выкладывал печь из кирпича?
Дети - Печник
Восп —Как использовали печь люди?
Дети - Спали на ней. Готовили еду, сушили ягоды, грибы, одежду…
Восп —Да, ребята, печь давала тепло, еду. Вы знаете пословицы и поговорки про печь. Нам поможет горшочек.
ИГРА «ПЕРЕДАЙ ГОРШОЧЕК»
/Будет играть музыка, передаём горшочек из рук в руки, как музыка остановится, кто держит горшочек, то говорит пословицу или поговорку про печь./
-У холодной печи не согреешься.
- Мала печка, да тёпленькая.
-Печи нет - жизни нет.
Восп — А теперь отгадайте следующую загадку. – Она похожа на ногу. Часто заглядывает в печь, она грязная, как уголь, и горячая, как огонь. Что это?
Дети - Кочерга.
Показать кочергу.
Восп —Зачем кочерга заглядывает в печь?
Дети - Перемешивать угли в печи.
Восп —Молодцы! Отгадайте следующую загадку.
- Они из дерева, как спички, трещат , как лёд, и раскалываются, как орехи. Что это?
Дети - Дрова.
Восп - Когда дрова трещат?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Восп —А вы знаете, какими дровами топили печь?
Дети - Берёзовыми.
Восп —А почему?
Дети - Они дают много тепла и хорошо греют.
Восп — Молодцы. Следующая загадка:
- Он железный, как машина. Деревянный, как спички, и рогатый, как бык. Что это?
Дети -Ухват.
-Для чего он нужен?
Дети -Брать горшочек и ставить в печь.
(Дети пробуют ухватом поставить горшок в печь).
Восп —Какая у ухвата ручка?
Дети — Деревянная.
Восп — Почему?
Дети - Чтобы не обжечь руки.
Восп —Следующая загадка:
Он железный , как машина,Тяжёлый, как сумкаИ горячий, как огонь.
Что это?
Дети - утюг.
Восп —Предлагаю вам посмотреть утюг.
/предложить детям подержать старинный утюг/
Восп —Следующая загадка: Он деревянный, как карандаши,
Тяжёлый, как камень.
И с четырьмя ножками, как стул.
Что это?
Дети -стол.
Восп —Раньше делали длинные и большие столы. А зачем?
Дети - Чтобы поместилась вся большая семья).
Восп —А как раньше называли стол?
Дети -«Божья ладонь».
Восп —Почему?
Дети - По нему нельзя было стучать , а тем более сидеть на нём.
Восп — А сидели на чём?
Дети - На лавках.
Восп —Зачем делали широкие лавки?
Дети - На них спали, на ней хозяин работал
Восп —Отгадайте следующую загадку:
-Она капает. Как сосулька,Тает, как лёд, горит, как костёр.Что это? (Свеча)
-Раньше не было электричества и чем освещали избы? (Свечами)
-А до вечей?
Дети — Лучинами.
Восп —Кто-то освещал избу свечами, кто-то лучинами.
Следующая загадка:
-Он круглый, как мяч, бурлящий, как кипящая вода, блестящий, как медаль. Что это? Дети -самовар.
/Показ старинного самовара./
Восп — Ребята, а кто знает поговорку про самовар?
1. Самовар кипит, уходить не велит.
2. С самоваром – буяном чай вкуснее и беседа веселее.
Восп —В старину люди считали , что в каждом доме жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он охранял его. Ну, а если ему не понравилось, то он проказничал. То в трубу завывает, то ногами топает, то дверями хлопает. А когда люди переезжали в новую избу. То приглашали домового с собой. Говорили: «Хозяин мой, пойдём со мной». Сварят горшочек каши, накроют горшочек рушником и несут его в новый дом.
-Ребята. Хотите поиграть в «Домовёнка»?
ИГРА «ДОМОВЕНОК»
/ Домовёнок , он не злой. Он проказник озорной. Любит с нами поиграть, пошалить и поскакать. Не боимся мы тебя, ты хранитель очага. /
(Сели).
Восп — В каждом доме было особое место.- «Красный угол». А почему?
Дети - Этот угол назывался красным, от слова «красивый». В «Красном углу» стояли иконы. Считалось, что они защищают дом.
Восп —А ещё люди защищали дом оберегами.
-Посмотрите, какие были обереги . От чего защищают обереги?
Дети - Они оберегают от зла, болезней. Неприятностей. Обереги делались своими руками.
Восп —Для наших гостей мы приготовили подарки. Дети сделали для вас обереги-«Птицу счастья». Ребята, подарите гостям обереги и скажите им свои пожелания. Вот и подошло к концу наше путешествие по русской избе.
Рефлексия:
Что вам больше всего запомнилось?
Кому вы расскажите об этом путешествии?