Рабочая программа по литературе 5 класс ( по учебнику Р.Н.Бунеева и др.)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕКИРСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Большекирсановской сош____________.
Приказ от_01.09. г_№ ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
__________________________по литературе 9 класс_______________________
(наименование учебного предмета (курса)_______________второй уровень, основное общее образование______________
(уровень, ступень образования)
________________________________1 год_ _____________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы
_________по литературе Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой_______________________
(наименование программы, автор программы)
Учебник
_______ Литератур Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «БАЛАСС» 2011 г. ____________
(название, автор, издательство, год издания)
Количество часов всего:__100__, в неделю 3_____
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
___Мальцева Л.Г. учитель русского языка и литературы, высшая кв. категория___
(преподаваемый предмет, квалификационная категория)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
ВМО гуманитарного цикла ______________
МБОУ Большекирсановской сошот __29.08._ года №___1__ _______29.08. г.
________._
х.Большая Кирсановка2014
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
2014-2015 УЧ.ГОД.

5-Й КЛАСС (68 ЧАСОВ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Тип программы – общеобразовательная. Рабочая программа составлена в соответствии с Законом об образовании РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования . Данная программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа ориентирована на использование УМК авторов образовательной системы «Школа 2100» Бунеева Р.Н., Бунеев. Рабочая программа по литературе 5 класс составлена на основе программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой,
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Литература» для 5–9 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) исоставляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1–11-й классы).

Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не только как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных
произведений в контексте духовных ценностей национальной
и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением
искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по
предмету; развитие речевых, интеллектуальных и
творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о
мире, способствующих успешной социальной адаптации
учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в
начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную
потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника,
глубокое понимание художественных произведений
различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских
переживаний, развивать эмоциональную культуру
читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного
вида искусства, учить приобретать и систематизировать
знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и
теоретико-литературных понятий как условий полноценного
восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу
читательской самостоятельной деятельности, как ориентир
нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность
учащихся свободно использовать навыки чтения и письма
для получения текстовой информации, умения пользоваться
различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной
речи, речевую культуру.
В программе для 5-го класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения».
Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Произведения для текстуального и обзорного изучения внутри одного раздела объединяются по степени изучаемости . Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-го класса читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках.
Содержание программы определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, государственными образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим
стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения
предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к
данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному
опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности,
интересы и проблемы учащихся определенной возрастной
группы.
Выделяется следующий этап литературного образования школьников:
5-й класс – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.
Основные учебные цели:
1) формирование личностного отношения к прочитанному;
2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения.
Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебник 5-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты.
Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия. Для 5 класса это жанрово-тематический структурообразующий принцип.
Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными
задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи.
Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучение языковой материал; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме.
В программе 5 класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырем линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность
художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую,
социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне
произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать произведение как
художественное целое, с учетом его специфики;
– давать интерпретацию изученного произведения на основе
личностного восприятия;
– использовать сведения по истории и теории литературы
при истолковании и оценке изученного художественного
произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его
написания ; – выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные
высказывания различных форм и жанров, владеть всеми
видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера;
– работать со справочным аппаратом книги, различными
источниками информации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
5-Й КЛАСС (68 ЧАСОВ)
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)
Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.
Теория литературы. Литература как вид искусства.

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНАМ ЧЕСТИ (9 Ч).
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев
бессмертными.
Для текстуального изучения.Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы).
Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.
Для обзорного изучения.
А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, покоторым живут герои Дюма.
Н.Г. Долинина «Честь и достоинство». Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе.
Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.
РАЗДЕЛ 2. ШИФРЫ И КЛАДЫ (5 Ч).
«Законы» приключенческой литературы.
Для текстуального изучения. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.
Для обзорного изучения. Э. По «Золотой жук» (в сокращении).
А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.
РАЗДЕЛ 3. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ (4 Ч).
Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.
Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
Теория литературы. Жанр рассказа.
РАЗДЕЛ 4. КАК МЫ СТАНОВИМСЯ ВЗРОСЛЫМИ (8 Ч).
Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.
Для текстуального изучения.
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.
М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении
М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.
Для обзорного изучения.
М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).
Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.

РАЗДЕЛ 5. ПРАВДА ИСТОРИИ И ВЫМЫСЕЛ (5 Ч).
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
Для обзорного изучения.
В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.
Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.

РАЗДЕЛ 6. РОМАНТИКА НЕИЗВЕДАННОГО (4 Ч).
Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.
Для текстуального изучения.
Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В.
Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В.
Берестов «Почему-то в детстве...».
Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

ЧАСТЬ II. ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

РАЗДЕЛ 1. МИР, «ЗАТЕРЯННЫЙ» В НАС (2 Ч).
Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.
Для обзорного изучения.
А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.


РАЗДЕЛ 2. НАУЧНАЯ И «НЕНАУЧНАЯ» ФАНТАСТИКА (5 Ч).
Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы.
Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы.
Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
Для текстуального изучения.
А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы).
Ответственность ученых перед человечеством.
Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Для обзорного изучения.
Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.
Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.

РАЗДЕЛ 3. СКАЗКА И ФАНТАСТИКА (5 Ч).
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме.
Отличие от волшебной сказки. Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

ЧАСТЬ III. В ЛАБИРИНТЕ СОБЫТИЙ (3 Ч)
Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.
Для обзорного изучения.
Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.
А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.
Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.

ЧАСТЬ IV. Я И ДРУГИЕ (13 Ч)
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.
Для текстуального изучения.
В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести.
Средства создания характеров героев.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.
Для обзорного изучения.
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).
Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.
В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.
Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза.

ЧАСТЬ V. МЫ НЕ МОЖЕМ БЕЗ НИХ ИЛИ ОНИ БЕЗ НАС? (6 Ч)
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.
Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных.
Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».
Для текстуального изучения.
А.П. Чехов «Каштанка»
А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).
Для обзорного изучения.
Э. Сетон-Томпсон «Чинк».
Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).
К. Чапек «С точки зрения кошки».
Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин
«Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер
Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». Теория литературы.
Писатель-анималист. Язык художественного произведения.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ.

Раздел (тема) Кол-во часов Контроль
Введение 1 Часть 1. От чего захватывает дух.
Раздел 1. Жизнь по законам чести 9 Раздел 2. Шифры и клады 5 Сочинение
Раздел 3. Экстремальные ситуации 4 Раздел 4. Как мы становимся взрослыми 8 Раздел 5. Правда истории и вымысел 5 Раздел 6. Романтика неизведанного 4 Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас . 2 Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика 5 Сочинение
Раздел 3. Сказка и фантастика 5 Сочинение
Часть III. В лабиринте событий 3 Часть IV. Я и другие 10 Сочинение
Часть V. Мы не можем без них или они без нас? 6 Проверочная работа

Развитие речи. (9ч)
1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение–размышление о
книге, литературном герое.
3) Сочинение–рассказ о литературном герое, сравнительная
характеристика двух героев.
4) Сочинение - подражание, сочинение детективной
истории, сочинение в форме эссе.
Чтение и изучение произведений – 59 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
РЕЗУЛЬТАТЫ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
2) готовность к служению Отечеству, его защите;
3) экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
4) уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
5) уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
6) уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
7) потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
8) позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования;
использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания;
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.
5КЛАСС.
№ Дата. Тема.
2014 год. сентябрь Введение (1)
1 1 Введение.
Литература как искусство слова.
Жизнь по законам чести (9ч =7ч+ 2 ч р.р.)
2 4 А.Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги.
3 8 Законы чести в главе «Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала»
4 11 Что такое дружба (по главе «План кампании»)
5 15 Наталья Долинина «Честь и достоинство»
6 18 Р.Р. Чтение и обсуждение отзывов обуч-ся о прочитанном произведении А.Дюма.
7 22 Жюль Верн – удивительный писатель
8 25 Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.
Ж.Верн « Дети капитана Гранта» (Главы)
9 29 Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.
Ж.Верн « Дети капитана Гранта» (Главы)
10 октябрь 2 Р.Р. Отзыв об одном из прочитанных произведений, по разделу «Жизнь по законам чести»
Шифры и клады (5ч=4ч+1чр.р.)
11 6 «Законы» приключенческой литературы.
Э.ПО «Золотой жук»
Р.Р.План произведения
12 9 Особенности развития действия в приключенческой литературе.
Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

13 13 Р.Р. Сочинение о литературном герое (классное)
14-15 16-20 Динамика развития событий в приключенческой повести. А.Н.Рыбаков «Кортик»
Экстремальные ситуации (4 ч)
16 23 Человек в единоборстве с природой.
Д.Лондон «Любовь к жизни»
17 27 Что такое любовь к жизни?
18 30 Ответственность человека за свои поступки. Б.С.Жит-ков «Механик Салерно»
19 ноябрь 10 Оставаться человеком в любых обстоятельствах
Как мы становимся взрослыми (8ч)
20 13 Марк Твен и его маленькие герои
21 17 Приключения – игра и жизнь
22 20 В Катаев и название его повести. Море Пети и море Гаврика23 24 Взросление героев, путь от приключений игр к суровой жизни.
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»
24 27 Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»
25-26 декабрь 1-4 Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М.Твена и В.Катаева27 8 Правда истории и вымысел
Правда истории и вымысел (5 ч )28 11 Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.В,А,Каверин «Два капитана»
29 15 Капитан Татаринов входит в жизнь Саши Григорьева
30 18 Как была найдена экспедиция
31 22 Легенда и её интерпретация в художественном произведении. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
32 25 Переложение исторического события в художественном произведении. М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Романтика неизведанного (4ч)
33 январь 12 Мечты о прекрасном и неведомом: А.Блок «Ты помнишь в нашей бухте сонной…», Н.Гумилёв «Жираф»
34 15 Мечта и приключения в поэзии. В.Маяковсеий «А вы могли бы?»,
М.Светлов «Я в жизни не разу не был в таверне»
35 19 Сказочный беззаботный мир поэзии. Д.Самойлов «Сказка», В.Берестов «Почему-то в детстве…»
36 22 Что мы узнали о приключенческой литературе(обобщающий урок)
Мир , «затерянный в нас» (2ч)
37-38 26-29 Наука и фантазия в литературе.
А.Конан Дойл «Затерянный мир»
Научная и «ненаучная» фантастика (5ч=4ч+1ч р.р.)
39-40 Февраль 2-5 Нравственные проблемы в фантастической литературе.
А.Беляев «Голова профессора Доуэля»
41 9 Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Н.В.Гоголь «Портрет»
42 12 Последствия поступков человека для будущего Р.Бредбери «И грянул гром» «Законы» фантастической литературы.
43 16 Р.Р. Сочинение по разделу на тему по выбору обуч-ся (Стр 69) (Классное)
Сказка и фантастика (5ч=4+1р.р.)
44 19 Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
45 26 А.С.Пушкин и его первая поэма
46 Март 2 Мир чудес в поэме «Руслан и Людмила» Отличие от волшебной сказки
47 5 «Там чудеса…» (сказочное в поэме)
48 12 Р.Р.Сочинение по второй части «Что можно увидеть с закрытыми глазами» (Классное)
В лабиринте событий (3ч)
49 16 Что такое детектив?
50 19 Истоки детективной литературы. Эдгар По «Убийство на улице Морг»
51 20 Знаменитый сыщик мистер Шерлок Холмс А. Конан Дойл «Горбун»
Я и другие (10=9+1ч р.р.)
52-53 30
Апрель 2 В.Г.Короленко «В дурном обществе». Драмы взрослых и детей
54 6 М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Мудрый автор, рассказчик, мудрый Антипыч55 9 Тропа Насти
56 13 Тропа Митраши57 16 «Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца».
58 20 Л.Кассиль – один из лучших детских писателей. «Кондуит и Швамбрания»
59 23 Г. Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид» (главы из повести)
60 27 Стихи о детях (Д.Самойлов, В Берестов, Н Заболоцкий)
61 30 Р.Р. Сочинение по разделу «Я и другие» (Классное)
Мы не можем без них или они без нас (6ч)
62-63 Май 4-7 Собачий мир в рассказе А.П.Чехова «Каштанка»
64 14 Всем кошкам кошка в рассказе А.И.Куприна «Ю-ю»
65 18 Джеральд Дарелл «Гончие Бафута» . жизнь и творчество писателя.
66 21 Э.Сетон-Томпсон «Чинк». Друг, который никогда не предаст.
67 25 Мир животных в стихах ( С Есенин, Б.Заходер, В. Маяковский и др.)
68 29 Урок - обобщение. Проверочная работа .КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
    Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
    В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.
    В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.
    В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.
    В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
    В 9 классе — 3,0 — 4,0.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
5. Оценка обучающих работ
    Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
    При оценке обучающих работ учитывается:
Доля самостоятельности учащихся;
Этапы выполнения работы;
Объем работы;
Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
    Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
    Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008
Критерии
оценивания Параметры Оценка
Дизайн презентации - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации; - диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; - текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; - списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; - ссылки – все ссылки работают Средняя оценка по дизайну Содержание - раскрыты все аспекты темы; - материал изложен в доступной форме; - систематизированный набор оригинальных рисунков; - слайды расположены в логической последовательности; - заключительный слайд с выводами; - библиография с перечислением всех использованных ресурсов. Средняя оценка по содержанию Защита проекта - речь учащегося чёткая и логичная; - ученик владеет материалом своей темы; Средняя оценка по защите проекта Итоговая оценка Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания коллективной работы над проектом
«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.
«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.
«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.
«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
8. Выведение итоговых оценок
    За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
    Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
Раздел (тема) Контроль
Введение Индивидуальный контроль
Часть 1. От чего захватывает дух.
Раздел 1. Жизнь по законам чести Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Раздел 2. Шифры и клады Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Тематический контроль - сочинение
Раздел 3. Экстремальные ситуации Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Раздел 5. Правда истории и вымысел Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Раздел 6. Романтика неизведанного Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас .Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Тематический контроль - сочинение
Раздел 3. Сказка и фантастика Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Тематический контроль - сочинение
Часть III. В лабиринте событий Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Часть IV. Я и другие Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Тематический контроль - сочинение
Часть V. Мы не можем без них или они без нас? Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Электронные пособия
№ Наименование Количество
1 Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 класс(CD) 1
2 Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс(CD) 1
3 Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс(CD) 1
4 Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс(CD) 1
5 Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс(CD) 1
6 Литература 10-11 класс(CD) 1
7 Образы Бориса Пастернака(CD) 1
8 Живой Маяковский(CD) 1
9 Н.А.Некрасов. Отечества достойный сын. (CD) 1
10 Биографии писателей (часть 1 )СD 1
11 Биографии писателей (часть 1 )СD 1
12 В мире русской литературы -1 СD1
13 В мире русской литературы -2 СD1
14 Писатели России СD1
15 Писатели серебряного века СD1
16 Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс(CD) 1
17 Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс(CD) 1
18 Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 7 класс(CD) 1
19 Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы(CD) 1
20 Классики русской литературы 1
21 Вдохновенная Марина 1
22 Поэт и время Анна Ахматова 1
23 Фразеология 1
24 Русские традиции и обряды 1
25 Русский речевой этикет 1
Таблицы
1 Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка»
2 Набор таблиц. Основные правила для 5-9 классов (12штук)
3 Таблица «Схема анализа стихотворения»
4 Таблица «Принципы ритмической организации стихотворных произведений»
5 Таблица «Твёрдые стихотворные формы»
6 Таблица «Строфы. Виды строф»
7 Таблица «Сентиментализм. Классицизм. Модернизм. Романтизм.»8 Таблица «Жанры лирики»
9 Таблица Темы и мотивы в лирике»
10 Комплект портретов. Русские писатели XVIII- ХIХ веков.
11 Комплект портретов. Русские писатели ХХ века.
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету
http://www.aot.ru/onlinedemo.htmlАвтоматическая обработка текста (АОТ).
http://www.blues.ru/fedor/anagrams.asp
http://tramvision.ru/words/ana.htmАнаграммы.
http://igra.gramota.ru/balda/balda_n.php «Балда» на «Грамоте.ру».
http://learning-russian.gramota.ruГРАМОТА. РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://vip.km.ru/vschoolВиртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.gasu.ru/erudit/ Всероссийский заочный интеллектуальный
конкурс для школьников «Эрудит России»
http://www.philol.msu.ru/~humlangЖурнал «Язык человека».
http://linguistlist.orgКрупнейший мировой ресурс по лингвистике.
http://www.gramma.ru «Культура письменной речи». Портал.
http://lingvomania.info«Лингвомания: новости и заметки о языках».
http://lit.1september.ru Еженедельная газета «Литература» Издательского дома «Первое сентября».
http://www.internet-school.ruНП «Телешкола».
http://lomonosov.msu.ru/node/2435 Олимпиада школьников «ЛОМОНОСОВ».
http://orthographia.ru/ Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.
http://www.edu-all.ruИзучение Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dokПримерные программы и государственные стандарты.
http://www.slovari.ru/default.aspx?p=25 Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка.
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей.
http://www.slovar.lib.ru/ Словарь литературоведческих терминов.
http://tramvision.ru/words/pal.htmСлова-палиндромы.
http://www.nic-snail.ru/ Центр «Снейл». ЦТИ «Snail»: дистанционные конкурсы, олимпиады.
http://ihtik.lib.ru/lib-ru-edu-21dec2006.htmlСоциальная сеть работников образования.
http://slovari.gramota.ruСобрание словарей портала «ГРАМОТА. РУ»
http://www.olimpiada.ru Олимпиады для школьников: информационный
http://www.svetozar.ru Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку «СВЕТОЗАР».
http://www.ege.edu.ru Официальный информационный портал ЕГЭ.
http://www.ug.ru/ «Учительская газета».
http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.htmlФилология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам.
http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp Частотный словарь русского языка
С.А. Шарова.
http://www.schoolbase.ru Школы России. Информация обо всех школах России.
http://vasmer.narod.ruЭтимологический словарь М.Р. Фасмера.