Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Меркина

Тематическое планирование в 5 классе
№п\п
Тема
Кол-во часов
Сроки
Теория литературы и историко-литературные сведения
Основные виды деятельности
Межпредметные и внутрипредметные связи
Возможные виды деятельно
сти
Региональ
ный компо
нент
Обогащение словарного запаса
Система мониторинга

1
Введение. «Книга твой друг»
1

Писатель, читатель, художественная и учебная книга
Устные высказывания, выразительное чтение
Особенности работы с учебником
Писатели нашего края Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце.
Нарцисс
Справочный аппарат, форзац, иллюстрация, титульный лист



Миф и мифология







2
. Античный миф. «Рождение Зевса», «Олимп»
1

Миф, мифологический сюжет, мифологический персонаж, легенда, предание
Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа. Ответы на вопросы учебника
Образ Зевса в античной скульптуре (Фидий, Зевс Олимпий
ский) Мифологические персонажи в античном искусстве
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Знакомство со списком наиболее значимых древнегреческих богов (по материалам учебника)


3
Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»
1

Функции эпитетов
Словесное рисование, подбор ключевых слов и словосочетании Словесное рисование, составление плана текста, характеристика образов
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Одиссей, циклопы


4
Р. р. Подробный пересказ самого
занимательного
эпизода произведения Гомера «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»).








1


Подробный пересказ, подбор ключевых слов и словосочетаний
«Ослепление Полифема» (рисунок на вазе) К.Н. Батюшков «Судьба Одиссея»

Пророчество, прорицатель



5
*Вн. чт. Мифы о бо-
гах и героях («Посейдон и божества
моря», «Артемида», «Афина Пал-
лада», «Пан»,
«Немейский лев»
(первый подвиг Геракла), «Персей спасает Андромеду»
1


Различные виды пересказа, изготовление лото «Атрибуты олимпийских богов»
Интерактивная игра
Античная скульптура: «Посейдон с - мыса Артемисион»; Леохар «Артемида с ланью». М.А. Врубель, картина«Пан». В. Я. Брюсов, стихотворение «Ариадна»

Шлем, эгида, скипетр, трезубец, герой
Групповая работа
Игра с использованием ИКТ

6
Р.к.Славянский миф.
«Рождение мира»: представление славян о возникновении Все-
ленной, богов и
Земли
1

Миф, способы бытования славянских мифов. Функции слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Ответы на вопросы учебника
Славянский идол
Краеведение: Легенды и
предания
нашего
края
Мифологические представления в русском празднике (коляда,
масленица) сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Знакомство с основными богами
и силами, в которых верили древние славяне.
Подбор однокоренных слов к
слову «род» (ра-
бота со словарем:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка)



Устное народное творчество







7
*Устное народное
творчество
1

Виды устного народного творчества (развитие
Представлений)
Организация книжной выставки
Иллюстрирование
прямого или иносказательного значения пословиц
Краеведение:Жанры фольклора в регионе Для домашнего чтения
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.



8-9
Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Отражение в ней
народных представлений о добре
и зле
2

Сказка, виды ска-
зок (о животных,
волшебные, быто-
вые). Элементы
сказки, постоянные эпитеты, гиперболы
Устные высказывания, осознанное,
творческое чтение,
ответы на вопросы
учебника
Сказка в иллюстрациях И. Билибина.
Мультфильмы по
мотивам сказки
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Боярский двор,
терем, звери рыскучие. Подбор
синонимов к словам: печалиться,
тужить, молвить,
дивиться, кручинить
ся снарядиться


10-11
Нравственная
проблематика
волшебной сказки «Царевна- лягушка». Сюжет.
Сказочные образы
2

Сказка, построение
сказки (присказки,
зачин, концовка, об-
ращения, повторы)
постоянные эпитеты, гиперболы
Устные высказывания, участие в диалоге. Выделение смысловых частей художественного текста;
сравнение героев
Мультфильмы по
мотивам сказки




12
Бытовая сказка
«Чего на свете не
бывает». Отличие бытовой
сказки от волшебной
1

Бытовая сказка;
сюжет и реальная
основа бытовой
сказки; своеобразие лексики бытовой сказки, смысл
сказки
Краткий пересказ;
чтение по ролям. Ответы на вопросы
учебника, определение вида сказки; характеристика сюжета и изобразительно-
вы разительных
средств; речевая характеристика героя

Для домашнего чтения
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что».




13
*Вн. чт. В мире русской народной сказки
1

выразительные
средства; сказочные герои; сказочный запрет
Аргументация своей точки зрения,
создание устного
связного рассказа о любимой сказке;
ответы на вопросы
викторины
Сказка в живописи, музыке, кино
Краеведение: Донская сказка – путешествие. «Про сына купца и дочь сапожника»
Объяснение значений устаревших и диалектных слов
Викторина


Из древнерусской литературы






14-15
Древнерусская
литература. Из
«Повести временных лет» («Расселение славян»,
«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»)
2

Понятие о древне-
русской литературе, летопись; мотивы «Повести...»
Пересказ статьи
«О литературе Древ-
ней Руси», ответы
на вопросы учебника
Памятник
Кириллу и Мефодию (скульптор
В.М. Клыков)
Краеведение: «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»
Для домашнего чтения
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Летописный свод,
Лыбедь, Боричев
взвоз, хазары;
объяснение значения выражений:
«засеяли книжными словами», «пожинаем ученье
книжное»


16
Урок-зачет*по теме «Фольклор.»
1

Жанры древнерусской литературы
Ответы на вопросы, анализ произведений древнерусской
литературы, выявление особенностей
сюжета, определение темы произведений
Сюжеты древнерусской литературы в иллюстрациях художников

Поучительный пафос, нравственный идеал
Зачёт


Из басен народов мира







17
Басни народов
мира. Эзоп «Лисица и виноград»,
«Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и
виноград». Раскрытие характеров персонажей в
баснях
1

Басня и миф, притча, эзопов язык,
сюжет, композиция, мораль, олицетворение, аллегория
Выразительное чтение; характеристика особенностей сюжета
Ответы на вопросы учебника


Зримо, любезник, сброд, праздно


18
Русская басня*
1


Рассказ о баснях по
плану, составление
плана статьи учебника об И.А. Крылове; составление
словаря басни
Русская басня в исполнении мастеров
художественного
слова




19
*В. К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков «Ворона
и Лиса»
1

Краткие сведения о писателях, «бродячие сюжеты» в
баснях, способы
реализации одно-
го и того же сюжета
Составление плана статей учебника о писателях. Выделение смысловых
частей басен, выявление авторских
позиций, сопоставление сюжетов,
композиций, изобразительно-выразительных средств

Для домашнего чтения
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад».
Впреки, надмен, получить себе печать, ободрение,
корысть, без сердца мех; адъютант


20-21
И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на
псарне», «Свинья под Дубом»,
«Демьянова уха»
2

Краткие сведения о писателе.
Теория литературы:
Басенный сюжет, мораль, аллегория,
сравнение, гипербола, сатира
.

Конкурс на лучшее выразительное чтение или чтение по
ролям. Определение
морали басен, работа с выражениями,
характеризующими
поведение персонажей, сопоставление
характеров персонажей басен, определение иносказательно-
го смысла басен
Иллюстрации художников к басням И.А. Крылова
(Б.А. Дехтерева,
Ф.Д. Константинова и др.)
Краеведение: Сообщения о баснописцах нашего края заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Объяснение значений крылатых выражений,
встречающихся в
баснях


22
*Вн. чтение конкурс на лучшую инсценировку басни И.А. Крылова
1

Инсценировка басни, отзыв на инсценировку
Театр (костюмы, декорации)



Группо
вая работа

23
Русская басня в хх веке.
С.В.Михалков «Грибы», «Зеркало»
1

Краткие сведения о писателе. Басенный сюжет, мораль, аллегория,
сравнение, гипербола, сатира









сопоставление
характеров персонажей басен, определение иносказательно-
го смысла басен






Из русской литературы 19 века
















24
А.С. Пушкин «Няне»
1

Творческая биография. Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства
в стихотворении
Составление плана статьи учебника об А.С. Пушкине, тезисов воспоминаний; выразительное
чтение, устные высказывания. Поиск
информации о жизненном и творческом пути поэта в
дополнительной
литературе, ответы на вопросы учебника
Работа с иллюстрациями учебника
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Для домашнего чтения
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (12 по
выбору).
Шушун, дядька


25-26
«Сказка о мертвой царевне и
о семи богатырях...»
2

Литературная сказка и ее отличия
от фольклорной;
гуманистическая
направленность
сказки; риторическое обращение, портрет, пейзаж,
фольклорные элементы, ритм, стихотворная и прозаическая речь
Выразительное чтение, устные и письменные ответы на
вопросы учебника.
Определение жанра; анализ текста,
характеристика и
сравнение героев, объяснение различий стихотворной и прозаической речи
Сказка А.С. Пушкина в иллюстрациях художников
и в кино
Для домашнего чтения
Сказки братьев Гримм, Ш.Перро, Х.К.Анд ерсена (1
2 по выбору).



27
*Р. р. Конкурс на
лучшее знание
сказок А.С. Пушкина (или вечер
пушкинской
сказки)
1


Инсценировка или
чтение по ролям
фрагментов сказок,
викторина
Сказки А.С. Пушкина в музыке, кино, изобразите
льном искусстве

Объясне
ние значений устарев
ших слов
Викторина

28
«У лукоморья дуб
зеленый...» (от-
рывок из поэмы
«Руслан и Люд-
мила»)
1

Ритм, рифма, эпитет
Выразительное чтение, устное словесное рисование, ответы на вопросы учебника. Характеристика персонажей,
определение функций эпитетов
Народные сказки,
вдохновившие по-
эта на создание поэмы
Краеведение:В.П.Гнутов «Поэт в краю степей необозримых» (отрывок)
Лукоморье, неведомый, видение,
витязь, чредой,
пленяет


29
Образ природы
в стихотворении
«Зимняя дорога»
1

Пейзаж, художественный образ,
лирический персонаж, интонация,
эпитет, композиция
Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, сопоставление фрагментов чернового и
окончательного вариантов стихотворения; анализ и интерпретация стихотворения
Сопоставление
трактовок стихотворения в исполнении актеров
А.И. Шварца и
Е.И. Тиме

Нега, Аврора


30
*В художествен-
ном мире стихотворения
1

Тема, лирический
персонаж, пейзаж,
повторы, роль диалога
Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника. Сопоставление образа
зимней дороги в
«Бесах» и «Зимней
дороге»


Ямщик, барин


31
Р.р.Письменный
анализ стихотворения А.С. Пушкина по (выбору
учащихся)
1

Тема, лирический
персонаж, диалог,
ритм, рифма, ком-
позиция
Составление плана
анализа стихотворения; сбор материалов
к сочинению по плану анализа стихотворения; создание тек-
ста сочинения
Интерпретация
стихотворений в
музыке, живописи,
художественном
чтении

Редактирование
текстов сочине-
ний (индивиду
альная работа с
учащимися)
Сочинение


«Поэзия XIX в.о родной природе»






32-33
«Поэзия XIX в.
о родной природе» (П.А. Вяземский «Метель»,
А.А. Фет «Чудная картина...»,
М.Ю. Лермонтов
«Когда волнуется
желтеющая нива...», Ф.И. Тютчев
«Есть в осе-
ни первоначальной...», «Весенние
воды». Е.А. Баратынский «Весна,
весна! Как воздух
чист!..») И.З.Суриков «В ночном»
2

Пейзажная лирика, сравнения,
эпитеты, риторические фигуры,
образ природы,
система художественных образов
Определение глав-
ной мысли стихотворений, анализ
лирических произведений
Подбор иллюстраций к книге стихотворений
Краеведение:А.С.Пушкин «Был и я среди донцов», «Делибаш»
Русские поэты о Доне
Для заучивания наизусть
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века или Для домашнего чтения
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».
А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф.И.Тютчев. «Утро в горах».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Сага



Произведения писателей 19 века






34
М.Ю.Лермонтов
1

Творческая биография. Влияние событий русской истории (Отечественная война 1812г.,
восстание декабристов) на творчество
М.Ю. Лермонтова;
интерес поэта к
проблемам народа
Чтение по ролям
фрагмента из романа
М.И. Сизовой «Из
пламя и света». Чтение и составление
плана вступительной статьи раздела
«М.Ю. Лермонтов»
М.Ю. Лермонтов и
его семья в портретах художников
Для домашнего чтения
А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».
М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы Москва»; «На поле Бородина»).




35-36
«Бородино». Исторический контекст стихотворения. Бородинская битва и русский солдат
в изображении
М.Ю. Лермонтова
2

Эпитет, сравнение, метафора,
звукопись, диалог,
монолог, риторическое восклицание, авторская позиция
Выразительное чтение наизусть,
письменные и устные ответы на вопросы учебника
Иллюстрации к стихотворению,
фотографии Бородинской панорамы
Москвы

Редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер, хват,
улан, драгун, басурманы
Наизусть

37
Н.В. Гоголь. *Малороссия в жизни
и судьбе писателя
1

Творческая биография. Национальная
самобытность творчества. Фантастика. История создания произведения
Подготовка устного
рассказа по плану.
Устный рассказ о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к
малой родине
Гоголь в портретах
художников
Для домашнего чтения
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
Фантастика
Виктори
на

38-39
«Ночь перед
Рождеством».
Тема и сюжет повести
Система персонажей повести
«Ночь перед Рождеством»
2

Повесть, тема, сюжет
Мифологические мотивы, фольклорные мотивы,
система персонажей; влияние
фольклорной об-
разности и нравственных идеалов
на развитие литературы
Пересказ сюжета по-
вести, определение
темы
Краткий выборочный пересказ, словесное рисование;
определение обще-
го и различного в
характерах персонажей, нахождение
приемов народной
сказки в повести;
определение роли
двух планов по-
вести (бытового и
фантастического)
Выставка «Различные издания повести Н. В. Гоголя». Иллюстрации к повести, экранизация повести

Колядовать, уланы, губернский
стряпчий, люлька, кутья, варенуха, околоток,
городни
чий и др.
(см. коммента
рий к тексту)
Фольклор
ная образность, нравствен
ный идеал


40
Р. р. Рассказ о героях повести «Ночь перед Рождеством». Роль
портрета в характеристике героя
1

Герой, персонаж,
портрет, речевая характеристика, авторское отношение к герою
Сбор материалов
к рассказу о герое; составление плана рассказа о герое; обучение введению в
рассказ цитат
Литературный и
живописный портрет

Ключевые слова


41
*В мире гоголевского слова (по повести «Ночь перед Рождеством»)
1

Комический эпизод, пейзаж, средства художественной выразительности, колорит народной речи
Ответы на вопросы учебника, анализ эпизодов повести; нахождение слов и словосочетаний, передающих колорит
народной речи
Иллюстрации к повести
Возможные виды внеурочной деятельности:
Игра (компьтерная)«Вечера на хуторе близ Диканьки» с комментированием сюжета
Парубок, волость, бричка кокетка, афоризм


42
*Вн. чт. Н.В. Го-
голь «Вечера на
хуторе близ Диканьки»
1

Цикл повестей
Выражение своего
отношения к прочитанному; устные высказывания в связи с
самостоятельно про-
читанным произве-
дением
Повести Н.В. Гоголя в киноискусстве

Цикл, киноискусство, язык кино


43
И. С. Тургенев. *Спасское- Лутовиново в творческой биографии
писателя
1

Творческая биография
Составление вопросов к вступительной статье раздела;
подготовка заочной
экскурсии в Спасское- Лутовиново,
подготовка "литературной композиции
по книге В.Н. Боровицкой «Эпилог»
(история рода Тургеневых) Заочная литературно-краеведческая
экскурсия
«Спасское-
Лутовиново»
Усадебный дом в Спасском-Лутовинове (гравюра
М. Рашевского)
Для домашнего чтения
И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Пансион


44-46
«Муму». Тематика и социальная
проблематика
Центральные и
второстепенные
образы в рассказе.
Образ Герасима.
Смысл названия
3

Автобиографическая основа; тематика и социальная
проблематика
Тема; центральные
образы, смысл названия
Краткий выборочный пересказ эпизодов, знакомство с историей создания
произведения, формулировка первых
впечатлений от
встречи с героями
Сопоставление персонажей, ответы на
вопросы учебника,
характеристика об-
раза-персонажа с
опорой на средства
создания образа


Антресоль, челядь, тягловый
мужик
Подбор синонимов к словам из
текста произведения


47
Р. р. Сочинение
на тему «Эпизод
в рассказе «Муму», который
произвел на меня сильное впечатление
1

Место эпизода
в произведении;
изобразительно-выразительные средства; приемы создания образа
Устный анализ эпизода, языковой раз-
бор текста, написание сочинения


Подбор пословиц для характеристики образов
Сочине
ние

48
*В мире тургеневского слова. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей»
1

Стихотворение в прозе, роль детали в характеристике образа
Стихотворение в прозе; язык художественного произведения; роль литературы в формировании русского языка
Ответы на вопросы учебника, сопоставление художественных произведений
Выразительное чтение; ответы на вопросы учебника («В мире тургеневского слова»).





49
Н.А. Некрасов
*Сельцо Грешнево в жизни писателя
1

Творческая биография
Пересказ вступительной статьи раздела, подготовка страниц устного журнала
Страницы устного журнала о Н.А. Некрасове «Грешнево Карабиха
Для домашнего чтения
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Возможные виды внеурочной деятельности: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево Карабиха».)
Усадьба


50
Тема крестьянской жизни в
стихотворении Н.А. Некрасова «Тройка»
1

Тема, фольклорные элементы в художественном произведении, эпиграф
Афоризмы, диалогическая речь, роль интонационных пауз в стихотворении
Выразительное чтение. Объяснение
смысла названия произведения, роли эпиграфа, выявление основной мысли





51-52
Тема детства в
стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»
2

Строфа, эпитет,
сравнение; повествователь и автор, общественный и гуманистический пафос
Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, подбор заглавий к частям стихотворения, выявление авторского отношения к
героям; определение
идеи произведения


Эпиграф


53
Л.Н. Толстой. *Ясная Поляна в судьбе писателя
1

Творческая биография, общественная позиция писателя, нравственные искания
Составление комментариев к выставке, поиск информации -
Писатель в изображении русских художников




54-55
*Творческая история создания рассказа «Кавказский пленник».



2

Творческая история, сюжет
Комментированное
чтение,


Татары, подпруга,
аул, нагаицы, сакля, бешмет, галунчик, монисто, ток, черкеска, мечеть, мекка



Жилин и Костылин. Две жизненные позиции. Речевая характеристика персонажа


Образ-персонаж, портрет, речевая характеристика
Конкурс на лучший вопрос по рассказу, сопоставительная
характеристика героев, выявление через анализ речи персонажей особенностей их характеров

Возможные виды внеурочной деятельности: выставка-конкурс рисунков учащихся.



56
Своеобразие сюжета
1


определения завязки, кульминации, развязки





57
Проблематика рассказа «Кавказский пленник». Отношение писателя к событиям
1

Проблематика, отношение автора к событиям
Дискуссия, определение проблематики рассказа, выявление авторской позиции





58
Р. р. Сочинение на тему «Над чем заставил меня
задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
1

Построение письменного высказывания, формирование умения аргументировать и объяснять свои
мысли и чувства




Сочине
ние

59
А. П. Чехов. *Книга
в жизни А.П. Чехова
1

Творческая биография
Объяснение смысла
названия вводной
статьи к разделу
«А.П. Чехов» («Книгочей и просветитель»). Пересказ
вводных статей по
опорным словам (писатель, книголюб, читатель, человек)

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Создание
диафильма
«По чеховским местам»
Книгочей, просвети
тель, карикату
ры


60
Приемы создания характеров и
ситуаций в рассказе «Пересолил»
1

Тема, жанровое
своеобразие, юмористическая ситуация, ирония,
деталь, антитеза,
метафора, градация
Чтение по ролям,
пересказ, анализ
рассказа


Реприманд. Под-
бор слов, характеризующих
А.П. Чехова на
художественное
слово


61
Вн:чт*. А.П.Чехов «Лошадиная
фамилия». Жанровое своеобразие рассказа
1

Жанр, тема, юмористическая ситуация, деталь
Чтение по ролям,
ответы на вопросы
учителя, выявление
жанрового своеобразия произведения






Из русской литературы хх века







62-63
И. А. Бунин. *Книга жизни писателя.
Тема природы и приемы
ее реализации в стихотворении «Густой зеленый
ельник у дороги...»
2

Творческая биография. Тема, приемы реализации темы, второй
план стихотворения
Ответы на вопросы учебника, определение темы, обучение чтению стихотворения по частям речи


Для домашнего чтения
И.А. Бунин. «Щире, грудь, распахнись...», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит. ..», «Помню долгий зимний вечер...».
Индивидуальное задание: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».



64
«В деревне». Характеристика об-
раза-персонажа
1

Эпитеты, сравнения, метафоры
Рассказ о впечатлениях мальчика, вы-
явление роли литературных
приемов в описании картины зим-
ней дороги


Рига, гумно, скирды, святая


65-
·66
Л.Н. Андреев
«Петька на даче». Нравственная проблема
рассказа
2

Творческая биография. Тематика,
нравственная проблематика, финал,
художественная
деталь
Краткий и выборочный пересказ;
составление вопросов к рассказу, вы-
явление нравственной проблематики
рассказа


Эстет, прототип


67-68
А.И. Куприн. Детские впечатления, их отражение в произведениях писателя. «Золотой петух»
2

Творческая биография. Рассказ,
характеристика персонажа, портрет героя
Отзыв об эпизоде, выявление основ-
ныхнравственных проблем рассказа, особенностей создания образов, смысла
названия произведения

Для домашнего чтения
А.И. Куприн. «Чудесный доктор».

Городовой, мировой судья, сенса-
ция, управа, пропаганда и др.


69
Вн.чтение* А.И. Куприн «Чудесный доктор»
1
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

Святочный рассказ, сюжет, характеристика персонажа






70
А.А. Блок «Летний вечер»,
«Полный месяц
встал нал лугом...»
1

Творческая биография. Образная
система, антитеза
Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение. Устное
словесное рисование картины летнего
вечера, изображенного А.А. Блоком

Индивидуальное задание подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

Подбор антонимов, с помощью
которых противо
поставляются
в стихотворении
образы: мрак
солнце


71
С. А. Есенин. В есенинском Константинове. Художественный мир произведений С.А. Есенина
1

Творческая биография. Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение
Чтение наизусть, анализ и оценка лирических произведении
Работа с иллюстрациями и фотографиями
заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове Москва»с применением ИКТ.
Стозвон
Наизусть

72-
*В мире художественного слова С.А. Есенина. Единство чело-
века и природы в
стихотворении «Нивы сжаты,
рощи голы...»
1

Художественный образ, художественный мотив, звукообраз
Ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста стихотворений


Определение значений и функций устаревших слов


73-74
А. П. Платонов.
Рассказ «Никита»
*Мир глазами ребенка в рассказе
«Никита»
2

Краткие сведения
о писателе. Рас-
сказ, сюжет, фи-
нал рассказа
Образ -персонаж,
Фантастика
Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, рас-
сказ о писателе
Анализ рассказа с
опорой на раздел
учебника «В мире
художественного
слова А.П. Платонова»

Для домашнего чтения Из литературы XX века
М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии».

Объяснение
смысла ключевого предложения
Объяснение значения словосочетания: буду век
вековать
Запись ключевых слов и словосочетаний


75-77
П. П. Бажов «Каменный цветок».
Человек труда в
сказе
3

Краткие сведения
о писателе. Сказ,
отличие сказа от
сказки, герой повествования; афоризм, приемы создания художественного образа
Пересказ от другого
лица, отзыв об эпизоде, чтение по ролям, языковой анализ произведения
(раздел учебника
«В мире художественного слова
П.П. Бажова)
Рисунки учащихся, иллюстрации к
сказу ' (художник
В. Панов)
Индивидуальное задание: подготовить сообщение Екатеринбург П.П. Бажова.
Побывальщина,
объяснение значения выражения: «полную силу камня показать»


78
Н.Н.Носов «Три охотника»
1

Краткие сведения
о писателе. Юмористическое и лирическое начало в
рассказе, юмор
Изучение биографии
писателя с использованием возможности
библиотеки, Интернета. Краткий пере-
сказ, письменный ответ на вопрос, инсценировка

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.



79
Е.И. Носов «Как
патефон петуха
от смерти спас»
1

Краткие сведения
о писателе. Юмористическое и лирическое начало в
рассказе, юмор
Изучение биографии
писателя с использованием возможности
библиотеки, Интернета. Краткий пере-
сказ, письменный ответ на вопрос, инсценировка

Для домашнего чтения
Е.И. Носов. «Варька».
Оптимист, романтик



Родная природа в произведениях писателей хх века







80
В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья», В. И.Белов «Весенняя ночь»,»
1

Краткие сведения о поэте. Сравнение, эпитет, метафора, олицетворение
Выразительное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта, устное словесное рисование. Анализ
и оценка лирического произведения

Краеведение: Писатели Дона о родной природе
Работа с ключевыми словами текста


81
В.Распутин «Век живи- век люби
1





Работа с ключевыми словами текста



Из зарубежной литературы







82-83
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
2

Краткие сведения о писателе. Притча, приключенческий роман, роман воспоминания, путешествие
Различные виды пересказа, нахождение сюжетных линий, характеристика персонажей и жанра
Иллюстрации к произведению

Баркас Робинзонада, мавр


84
Вн.чтение* Главы из романа повыбору учащихся
1




постановка.



85-87
Х.К. Андерсен «Снежная королева»
3

Краткие сведения о писателе. Волшебная сказка, авторский замысел и способы его характеристики
Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей
Работа с интерактивной доской
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка
Объяснение значений непонятных слов


88-90
М. Твен «Приключение Тома Сойера»
3

Краткие сведения о писателе. Автобиографические
мотивы, юмор,
приключения
Различные виды чтения и пересказа, ответы на вопросы
учителя
Иллюстрации к произведению

Автобиография


91
Р. р.* Письменный отзыв о герое произведения М. Твена
1

Образ-персонаж, средства создания образа
Письменный отзыв о герое, определение способов создания образа-персонажа



Сочинение

92-93
*Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь»
2

Краткие сведения о писателе. Повесть. Человек и природа в доисторическом мире
Составление плана характеристики героя


Героизм, эмоциональный мир, доисторический человек


94-95
Вн. чтение* В.Потапов «Факел гонца»
2




Краеведение:Приключения героев Танаиса



96-97
Д. Лондон «Сказание о Кише»
2

Краткие сведения о писателе. Рассказ, портрет героя
Различные виды пересказа. Выявление роли портрета героя в характеристике образа


Добро, зло, благородство


98-99
А.Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги»
2

Краткие сведения о писателе. Рассказ, портрет героя
Различные виды пересказа. Выявление роли портрета героя в характеристике образа

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.



100
Вн.чтение* любимые произведения А.Линдгрен
1








101-102
Р. р.* Обобщающий урок «Встреча в литературной гостиной»
2

Сюжет, герой, проблематика
Инсценировка, художественное чтение
Литературное произведение в кино




103-104
П.П.Лебеденко* «Сказки Тихого Дона»
2


Различные виды пересказа. Выявление роли портрета героя в характеристике образа

Краеведение:Литературная сказка на Дону



105
*Итоговый урок. Беседа «Что читать летом»
1









Примерное распределение учебного времени при условии 3 часов в неделю на изучение литературы. Всего по программе: 105ч. На изучение произведений: 85 ч. На развитие речи: 10ч. На внеклассное чтение: 10ч.






Требования к знаниям и умениям учащихся V классов

Программа предусматривает овладение занятиями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
Ученик должен знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др).
Ученик должен уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;
использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их;
отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);
использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
работать с доступным справочным материалом;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).








Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева по литературе для 5 класса, М. «Русское слово», 2009 год
Программа рассчитана на 3ч в неделю: 1 из час из часов компонента образовательного учреждения для усиления федерального компонента(2ч.)дополнительные часы распределяются следующим образом:
внеклассное чтение-10ч
изучение биографииписателя-7ч
в мире художественного слова писателя-6ч
изучение теории литеоатуры- 3ч
изучение зарубежной литературы и литературы Дона-5ч
зачет-1
уроки развития речи-4
Региональный компонент реализуется в процессе изучения предмета, параллельно с изучением творчества классиков.
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе и требований к уровню подготовки учащихся основной школы с использованием требований регионального компонента.
Автор учебника «Литература» 5 класс, Г.С.Меркин , М. «Русское слово», 2009 год в 2-х частях.
Содержание образования направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность:
уметь определять цели и задачи
выбирать средства реализации целей и применять их на практике
взаимодействовать с другими людьмив достижении общих целей,оценивать достигнутый результат
Курс литературы призван формироватьу обучающихся социальные,нравственные, эстетические ценности, ключевые компетенции, поэтому составленная программа ставит своей целью:
формировать идейно-нравственную позицию;
приобщать к культурному наследию своего региона;
развивать речевую (устную и письменную) культуру у обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении литературе, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении литературе, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Уроки литературы способствуют формированию способности творческого восприятия:
шаг первый – умение слушать;
шаг второй – умение читать самостоятельно;
шаг третий – способность давать осмысленную самооценку;
шаг четвертый – формирование способности собственному комментированию того, что прочитано.
Уроки литературы в 5 классе включают в себя следующие приемы:
подробный и выборочный пересказ;
составление плана;
знакомство с портретной характеристикой героев;
обогащение словарного запаса учащихся литературными терминами.
Программа учитывает индивидуальные особенности ребенка и предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход, работу с одаренными детьми( в планировании графа «Возможные виды деятельности на уроке», дифференцированные домашние задания)












Структура курса
№ п\п
Тема
Часы
Сроки

1
Введение
1


2
Мифы и мифология
5


3
Устное народное творчество
7


4
Из древнерусской литературы
3


5
Из басен народов мира
7


6
Из русской литературы 19 века
8


7
Поэзия 19 века о родной природе
2


8
Произведения русских писателей 19 века
27


9
Из русской литературы хх века
18


10
Родная природа в произведениях писателей хх века
2


11
Из зарубежной литературы
20


12
Итоговые уроки
5





Годовой график контроля прохождения материала по литературе в 5 классе
№ п\п
Тема
Часы
Сроки
Виды контроля





Сочине
ние
Письм.
отв
Наиз.
Зачёт
Контр.
раб
Групп.
раб
Тест

1
Введение
1









2
Мифы и мифология
5









3
Устное народное творчество
7









4
Из древнерусской литературы
3









5
Из басен народов мира
7









6
Из русской литературы 19 века
8









7
Поэзия 19 века о родной природе
2









8
Произведения русских писателей 19 века
27









9
Из русской литературы хх века
18









10
Родная природа в произведениях писателей хх века
2









11
Из зарубежной литературы
20









12
Итоговые уроки
5












Учебник: Литература. 5 класс. В двух частях. М., «Русское слово» 2009

Авторы: Г.С.Меркин

Программа
Допущена Министерством образования Российской Федерации М., «Русское слово» 2009, 5-е издание исправленное и дополненное

Авторы: Г.С.Меркин, В.И.Сахаров, С.А.Зинин

ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ М., 2004г
Стандарт среднего (полного) общего образования
по литературе
Обязательный минимум образования

Дополнительный материал:

Методические рекомендации при изучении предмета Г.С.Меркин М., «Русское
слово» 2009
планирование и материалы по курсу «Литература.5 класс» М., «Русское
слово» 2009






Ресурсы Интернет, используемые учителем
Главный вопрос использования сети Интернет в литературном образовании может быть сформулирован как "Можно ли обойтись без эмоционального урока по литературе, сопереживания текста учителем и учениками?" Пока что литературное образование использует сеть Интернет лишь как ресурс. Интернет не является самоценным объектом, хотя он и приумножает возможности ученика и, шире, читателя. Отметим, что делает он это не бесконечно. Существует психологический предел расширяющемуся кругу чтения. Полноценным инструментом литературного образования сеть Интернет станет лишь после того, как предложит принципиально новую его концепцию. Среди имеющихся ресурсов можно выделить три вида источников:
1) интернет- библиотеки,
2) сайты, посвященные творчеству изучаемых писателей,
3) сайты, посвященные литературным музеям.
 
Рейтинг литературных сайтов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Букинист" – поисковая система. Описание языка запросов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кладовка – коллекция ссылок
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Новая литература. Литературно – художественный журнал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Анна Ахматова. Царственное слово
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иван Бунин. Рассказы и стихотворения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Народная библиотека Максима Горького. Подборка статей о писателе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Творчество В. Пелевина
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Творчество Ю. Мориц
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тексты пьес Н. Птушкиной с аннотациями. Автобиография
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Вавилон" – современная русская литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литературное кафе в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Поэзия и проза участников последних войн
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Русский переплет" – литературный интернет – журнал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Серебряного века силуэт...
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 











Поэзия
Булат Окуджава. Стихи и песни
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В. Маяковский – произведения поэта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Высоцкий: время, наследие, судьба
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иосиф Бродский
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иосиф Александрович Бродский – материалы о поэте
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иосиф Бродский – тексты стихотворений поэта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Марина Цветаева. Стихотворения 1909 – 1941
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мир Марины Цветаевой
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Николай Гумилев: электронное собрание сочинений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Осип Мандельштам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Расул Гамзатов – произведения поэта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Vivos Voco!" – Борис Слуцкий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Артикул" – электронная библиотека поэзии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Ковчег" – русская и советская поэзия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лаборатория рифмы – все о рифме и стихосложении
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Мастер и Маргарита" – о русских поэтах XX века
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Орден куртуазных маньеристов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Поэзия Московского университета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Поэзия.ру" – литературно – поэтический сайт
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок акварелью – поэзия Серебряного века
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русская поэзия XIX и XX веков
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русская поэзия шестидесятых годов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Современная русская поэзия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Стихи.ru" – коллекция современной русской поэзии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стихотворение на каждый день
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Центр русской поэзии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа с одаренными детьми
Основной задачей учителя, работающего с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:
обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
развитие индивидуальности одаренного ребенка.
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют повышению уровня познавательной активности и удовлетворению интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Индивидуализировать процесс обучения одарённых за счёт:
задания исследовательского характера, предшествующего уроку (викторина, мини-исследование) в тематическом планировании – графа «Возможные виды внеурочной деятельности»,
организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке с использованием ИКТ (мобильный класс, ЕКАЦОР, ИИП «КМ-ШКОЛА»),
дифференцированного домашнего задания









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
В МАССОВОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ



























Индивидуальный

КОРРЕКЦИОННОНАЯ РАБОТА С ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ

УЧАСТИЕ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ
(КОНКУРСЫ, НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ, ДНИ НАУКИ И Т.П.)


РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПЛАНАМ НА УРОКЕ



15