Рабочая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (6 класс).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА

Раздел I.1
Пояснительная записка

Уровень рабочей программы – базовый.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).
На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, из них уроков внеклассного чтения 2, уроков развития речи 6 (сочинений 4).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел I.2
Краткое обобщение результатов успеваемости 5 «А» класса
в 2012 – 2013 учебном году

В 6 «А» классе 10 учащихся. Большинство учеников класса имеют высокий уровень мотивации, способны быстро и качественно выполнять задания, внимательно слушать объяснения учителя, а также находить и обрабатывать нужную информацию самостоятельно. Говердовская Валерия – победительница школьного тура предметной олимпиады по литературе. Алпатов Егор пишет стихи.
В течение учебного года учащиеся класса имели по литературе отметку 5 («отлично»).


Раздел II.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:
основные историко-культурные    сведения,  необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения; 
теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
биографические сведения о писателях;
содержание изученных литературных произведений;

должны    уметь:
ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора);
выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
владеть навыками анализа художественного текста;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
составлять план прочитанного;
выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
выражать своё отношение к прочитанному; писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям.


Раздел III.
Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники
Учебные пособия
Методические пособия


1. Полухина В.П. и др. Литература.: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
1. Фонохрестоматия
к учебнику «Литература 6 класс». (Формат МР3).
М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007.

2. Полухина В.П. Читаем, думаем, споримДидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2008.

3. Тесты по литературе 6 класс Коровиной. Учебно-методический комплект. Литература. 6 класс.
1. Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

2. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 6 класс: К учебникам Т.Курдюмова, В.Коровина. 3-е изд.

3.О. А. Ерёмина. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя.


Раздел IV.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Форма урока
Число







Раздел 1:
Введение - 1 ч

1.
Художественное произведение и автор.
1

3.09.

Раздел 2:
Мифы - 7 ч

2.
Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.
1

7.09.

3.
Подвиги Геракла. Понятие о герое.
1

10.09.

4.
Геродот. Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе.
1

14.09.

5.
Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки.
1

17.09.

6.
Гомеровский эпос. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
1

21.09.

7.
«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Комментированное чтение фрагментов поэмы.
1

24.09.

8.
Викторина «Мифология Древней Греции».
1
Викторина
28.09.

Раздел 3:
Устное народное творчество - 4 ч

9.
Мифы древних славян. Отражение верований народа в мифах.
1

01.10.

10.
Обрядовый фольклор. Красота и мудрость русских обрядов.
1

5.10.

11.
Календарно-обрядовые песни. Урок-концерт.
1
Урок-концерт
8.10.

12.
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.
1

12.10

Раздел 4:
Знакомство с Библией - 3 ч

13.
Библия – сокровищница знаний. Рождество Иисуса Христа.
1

15.10

14.
Притчи Иисуса Христа. Нравственный и идейный смысл притч.
1

19.10.

15.
РР «Знакомство с Библией».
1
РР
22.10.

Раздел 5:
Древнерусская литература - 3 ч

16.
«Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». Исторические события и вымысел.
1

26.10.

17.
«Сказание о Белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописях.
1

5.11.

18.
Вн./чт. «Повесть временных лет» по сказаниям «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги».
1
Вн./чт.
9.11.

Раздел 6:
Русская литература 19 века.

1) А.С. Пушкин - 11 ч

19.
А.С.Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
1

12.11.

20.
Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Жанр стихотворного послания. Анализ стихотворения «Пущину».
1

16.11.

21.
Тема и поэтическая идея стихотворения «Зимнее утро». Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Теория литературы: двухсложные размеры стиха.
1
Практическая работа
19.11.

22.
РР Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.
1
Выразительное чтение наизусть
23.11

23.
Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Картины жизни русского барства. Дружба К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.
1

26.11.

24.
Ссора лучших друзей, суд.
1

30.11.

25.
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».
1

3.12.

26.
Владимир Дубровский – предводитель разбойников.
1

7.12.

27.
Владимир Дубровский и Маша. Авторское отношение к героям.
1

10.12.

28.
Композиция романа «Дубровский». Подготовка к сочинению.
1

14.12.

29.
РР СОЧИНЕНИЕ №1.
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
1
РР
СОЧ.№1.

17.12.

2) М.Ю. Лермонтов - 5 ч

30.
М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Особенности выражения темы одиночества в стихотворении «Парус».
1

21.12.

31.
Стихотворения «Три пальмы» и «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворений.
1

24.12.

32.
Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком...»
1

27.12.

33.
РР Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова.
1
РР
Письменный анализ
14.01.

34.
РР Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова.
1
РР
Выразительное чтение наизусть
18.01.

3) Н.В. Гоголь - 5 ч

35.
История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».
1

21.01.


36.
Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством».
1

25.01

37.
Приключения кузнеца в поисках черевичек.
1

28.01.

38.
Реалистическое и фантастическое в повести.
1

1.02.

39.
РР СОЧИНЕНИЕ №2.
Сочинение по повести «Ночь перед Рождеством».
1
РР
СОЧ.№2.

4.02.
8.02.

4) Н.А. Некрасов - 2 ч

40.
Главная тема поэзии Н. Некрасова. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
1

11.02.


41.
Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Теория литературы: трёхсложные размеры стиха.
1
Практическая работа
15.02.

5) Н.С. Лесков – 2 ч

42.
Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа.
1

18.02.

43.
Судьба Левши. Авторское отношение к героям повести.
1

22.02.

6) А.П. Чехов – 2 ч

44.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
1

25.02.

45.
Вн./чт. Мой любимый юмористический рассказ Чехова.
1
Вн./чт.
1.03.

7) Поэзия 19 века – 1ч

46.
Природа в стихотворениях Я.П. Полонского,
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е.А. Баратынского и др.
1
СОЧ.№3 (дом.)

4.03.


Раздел 7:
Русская литература 20 века.

1) А.П. Платонов – 2ч

47.
А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире».
1

7.03.


48.
Необычный язык рассказа «В прекрасном и яростном мире»
1
Практическая работа
11.03.


2) М.М. Зощенко– 2ч

49.
М.М. Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша»
1

15.03.

50.
Своеобразие языка рассказов М.М. Зощенко.
1

18.03.

3) М.М. Пришвин – 2ч

51.
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра.
1

22.03

52.
«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире.
1

1.04.

4) Ю.М. Нагибин

53.
Ю.М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера человека в рассказе.
1

5.04.

54.
Настоящая и мнимая дружба в рассказе Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
1

8.04.

5) В.П. Астафьев– 2ч

55.
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Уроки взросления, становления личности в рассказе.
1

12.04.

56.
Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
1

15.04.


6) В.Г. Распутин– 2ч

57.
В.Г.Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
1

19.04.

58.
Смысл названия рассказа «Уроки французского».
1
СОЧ.№4 (дом.)
22.04.

7) Поэзия 20 века – 2ч

59.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века.
1

26.04

60.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
1

6.05

8) Ф. Искандер – 1ч

61.
Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
1

10.05

Раздел 8:
Зарубежная литература - 5 ч

62.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека: их общность и различие.
1
Викторина
13.05

63.
Джек Лондон. «Любовь к жизни». Нравственные уроки рассказа.
1

17.05.

64.
Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап». Урок людям.
1

20.05.

65.
Астрид Линдгрен. «Расмус-бродяга». Испытания Расмуса.
1

24.05.

66.
Рэй Брэдбери «Каникулы»,"Зелёное утро". Отражение проблем современности в рассказах.
1

27.05.

67.
Резерв.
1

30.05.

68.
Резерв.
1







Раздел V.
Контрольно-измерительные материалы и карточки индивидуальной работы для повторения

При работе с контрольно-измерительными материалами и карточками индивидуальной работы для повторения используются разноуровневые задания из следующих пособий:

Тесты по литературе. 6 класс. В.Я. Коровина. Учебно-методический комплект. Литература. 6 класс.
Коровина В.Я.,Коровин В.И, Журавлев В.П. Читаем, думаем спорим: 6 кл. М.: Просвещение, 2009.
3. О. А. Ерёмина. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя.
Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 6 класс: К учебникам Т.Курдюмова, В.Коровина. 3-е изд.








Основной шрифт