Урок информатики на тему: «Текстовая информация»

Урок информатики
Учебник: Н.В.Матвеева, Е.Н.Челан и другие
Класс: 2
Программа: 1-4 УМК «Гармония»
Тема: « Текстовая информация»
Цели: 1. Расширить представления учащихся о форме представления информации в
виде текста и развить понятие «текстовая информация» на основе анализа
примеров;
2. Учить различать виды представления информации и правильно называть
их.
Задачи: 1. Развитие информационной культуры учащегося;
2. Развитие коммуникативных умений – правильного составления устных
и письменных сообщений.

Ход урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается (урок)
Мотивация учебной деятельности с итоговым повторением
Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, мы должны настроиться и показать все свои знания которые приобрели. И конечно самим получить новые знания.
План урока перед вами на доске.
Проверка домашнего задания.
Повторение с элементами обобщения.
Объяснение нового материала.
Закрепление нового материала.
Компьютерный практикум. Практическая работа.
Выполнение заданий в РТ.
Подведение итогов.
Комментарии к домашнему заданию.
И первое – это проверка домашнего задания. Проходим каждый за свой компьютер и выполняем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (4 минуты). (Если группа большая раздается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на бумажном носителе)
Учитель: Молодцы, мы видим результаты .
- А теперь давайте вспомним с помощью чего человек воспринимает информацию? Учащиеся: органов чувств
Учитель: Каких?
Учащиеся: глаза, нос, язык, уши, кожа.
Учитель: Давайте вспомним, с какими видами представления информации вы сталкиваетесь в своей жизни.
- Я показываю картинку, а вы называете вид информации по восприятию человека.
Светофор -
Рупор -
- А вот в виде чего мы можем оформить полученную информацию и как она будет называться мы узнаем сегодня и остановимся на одной.
Прослушивание. Виды информации.
Учитель: Итак, тема нашего урока: «Текстовая информация»
Какую цель поставим перед собой?
Познакомиться с текстовой информацией, узнать, зачем она нужна и научиться с ней работать.
Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, а какой у нас приближается праздник?
(Новый год)
Учитель: Вы все хотите поздравить своих близких?
- А как вы это можете сделать, если они живут в другом городе?
Учащиеся: письмо, открытка
Учитель: А если пишите письмо или поздравление на открытке, то что составляете?
Учащиеся: 1) Текст;
2) Предложения, которые связаны между собой по смыслу и образуют
текст.
Учитель: А кто может воспользоваться вашим текстом? И получить из него информацию?
Учащиеся: Тот кто умеет читать.
Учитель: Конечно, сам по себе текст – это ещё не информация, но человек может получить информацию из текста, если он умеет читать.
- Ребята, а как же древние люди оставляли сообщения?
Учащиеся: делали рисунки
Вывод: Значит текст – это описание чего-нибудь не только с помощью букв, но и с помощью картинок?
Учащиеся: Да
Учитель: Конечно, первые тексты были в виде рисунков. В некоторых странах, наряду с рисуночным письмом, использовались иероглифы, которые обозначали слоги, слова и даже несколько слов.
- Рисуночные тексты может интерпретировать только человек.
- Как вы понимаете, что означает интерпретировать?
- А где можете узнать?
Учащиеся: У учителя, в толковый словаре, электронном словаре, интернет и т.п.
Учитель: Интерпретировать – значит понимать смысл рисунков и описывать их словами разговорного языка.
- А сейчас поиграем в игру: «Рисуночное письмо»
- У нас сегодня ещё одна гостья. Это девочка из далекого прошлого. Зовут её – Таффи. Она написала письмо своей маме. А вам нужно попробовать разгадать смысл этого письма.
- Для этого разделимся на группы. Посоветуйтесь, запишите, о чём хотела сказать девочка своей маме. И, кто готов поднимите руки. (Ответы)
- Если вы хотите точно узнать о чем написала Таффи, то прочтите сказку Джозефа Киплинга «Как было написано первое письмо».
- Ребята, когда вы описывали рисуночное письмо, все группы использовали одинаковые слова?
Учащиеся: нет
Вывод: Значит, описания выполненные разными людьми будут различаться.
Учитель: Но каждая группа описания рисуночного письма представила в виде чего?
Учащиеся: текста.
Учитель: И когда нам зачитывали текст, то мы слушали текстовую информацию. Значит текстовая информация – это информация представленная в виде текста.
- Но ведь текст – это тоже закодированное письмо, только с помощью алфавитного письма (букв).

Физ.минутка

Закрепление
Учитель: Ребята, а где вы в жизни встречались с текстовой информацией? (Ответы учащихся)
- Наши знакомые Миша и Маша отправились в магазин. На прилавке магазина Маша увидела коробку конфет на которой было написано «Мишка на севере». Маша решила показать Мише, что она знает - какие виды информации бывают, и гордо сказала: «Смотри, Миша, на коробке написано: «Мишка на севере» - это вкусная информация. Миша улыбнулся и сказал, что это не вкусная информация, а текстовая информация.
- Кто прав Миша или Маша? (ответы)
Учитель: Конечно, название конфет это текст. Значит - это одна из форм представления информации.
- А вот конфеты вкусные. Если мы положим конфету в рот, то с помощью нашего органа чувств мы получим информацию. Назовите орган и какую информацию вы получите?
Учащиеся: язык, вкусовую информацию
Учитель: Ребята, а на чём современные люди могут отразить свои события, факты, явления?
Учащиеся: запись на бумаге, дискете, лазерных дисках
Учитель: Мы с вами выяснили, что смысл рисунков может понять каждый человек, а как вы думаете, наши потомки поймут то, что мы им оставили на дискетах и лазерных дисках? Почему? Что для этого нужно?
Учащиеся: нужен компьютер
Учитель: Конечно, ещё в двадцатом веке был создан компьютер, который используется человеком для хранения текстов и работы с ними.
- А как же человек может общаться с компьютером, если люди общаются между собой на каком языке?
Учащиеся: естественном
Учитель: А с компьютером?
Учащиеся: искусственном, формальном
Учитель: Ребята, а как можно изменить текст?
Учащиеся: На бумаге – ручкой, если текст сохранен на компьютере – с помощью команд, которые вводим на клавиатуре.
Компьютерный практикум. Практическая работа.
Учитель: Каждой группе нужно восстановить текст.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Текст – это описание предметов и явлений с помощью букв, иероглифов, картинок. Текстовая информация – это информация, представленная в виде текста.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Современные люди обычно создают тексты на бумаге.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Человек может хранить тексты и работать с ними с помощью компьютера.
Учитель: Ваши восстановленные тексты мы проверим чуть позже.
Выполнение заданий в Р.Т.
Подведение итогов.
Подводя итоги, мы проверим ваши восстановленные тексты. (Просмотр восстановленных текстов по локальной сети)
Комментарии к домашнему заданию
- А задание, ребята, будет совместно с русским языком. Завтра, ваш учитель будет вам объяснять как составить текст–поздравление, а вы его должны будете сохранить в электронном виде.
9. Оценки
10. Домашнее задание
Параграф 14, составить текст–поздравление.
- Я буду рада, если вы узнаете, что написала Таффи своей маме.








Текстовая информация.ppt°1 группа.docє2 группа.docє3 группа.doc15