Урок — рефлексии по географии по темам: Гидросфера, Мировой океан, Воды суши (6 класс)

ГБОУ СОШ №1910


Урок - рефлексии по темам:
«Гидросфера», «Мировой океан»,
«Воды суши».







Урок разработал:
учитель географии
Махняева Н.Ф.






Москва – 2014г.

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
Центр системно-деятельной подготовки «Школа 2000»
ГЭП ДОМ «Построение образовательного пространства обучения на деятельной основе»
(Инновационный сетевой проект)
Лаборатория №3. «Реализация ДСДМ «Школа 2000» в курсах по разным учебным предметам»
Научный руководитель: д.п.н. Л.Г.Петерсон
Урок рефлексии.
Урок по географии в 6 классе.
Автор: Н.Ф. Махняева, учитель географии, школа №1910 г. Москвы
Образовательные задачи
Учить фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины затруднений.
Тренировать мыслительные операции: анализировать, сравнивать и рассуждать и оценивать свою деятельность.
Тренировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
Мыслительный операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, сравнение, обобщение
Оборудование:
«Начальный курс географии. 6 класс». Учебник для общеобразовательных школ. М. Просвещение. Любое издание. Тестовые задания для работы в парах и в группах. Карточки для самопроверки.






Основное содержание урока и
организация учебной деятельности учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: 1.Мотивировать к учебной деятельности посредством обращения к опыту прошлого урока. 2. Определение содержательных рамок урока: гидросфера, воды суши, мировой океан.
Организация учебного процесса на этапе 1.
Воды суши
Гидросфера
Мировой океан
-Ребята, на доске вы видите таблички, прочтите их.
-Как их можно назвать одним словом? (Темы, которые мы изучали)
-Чему будет посвящен наш урок? (Повторению этих тем)
-Скажите, в таком ли порядке мы их изучали, (Нет)
-Расположите их в нужном порядке.
Давайте проверим, перевернув таблички.
-Один в поле не воин
-Как вы понимаете эту поговорку?
Готовы вы к сотрудничеству и взаимопомощи?
-Пожелаем друг другу удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель: 1. актуализировать учебное содержание, мыслительные операции необходимое и достаточное для организации дальнейшей учебной работы. 2. организовать выполнение учащимися самостоятельной работы №1
Организация учебного процесса на этапе 2.
- Начнем мы повторения ключевых понятий, которые встречались в данных темах.
Каждая команда получает по два почтовых ящика и по десять писем Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. На яшиках написано Мировой океан и Воды суши. Письма - это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов Необходимо правильно определить принадлежность объектов.
Письма - Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.
Самопроверка (на доске правильные ответы)

3. Построение проекта ликвидации причин затруднения
Цель: 1. Тренировать способность к выполнению действий по алгоритму исправления ошибок. 2. Уточнить индивидуальные цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
-Кто успешно справился с заданием?
-Назови вопросы, которые вызвали затруднения. Каковы причины затруднения? Как сделать, чтобы получилось?
Ошибки в заданиях, повтори материал на стр. 65 – 72.

4. Обобщение затруднений.
Цель: Тренировать способность к выявлению места в задании, где допущена ошибка (место затруднения) и повторить правила, алгоритм, в котором допущена ошибка.
Организация учебного процесса на этапе 4.
-Как называется часть океана глубоко вдающееся в сушу? (залив)
-Как называется водный поток протекающий в природном углублении называемым руслом? (Река)
-К бассейну какого океана относиться Средиземное море? ( Атлантического)
-Где на земле встречаются ледники?

5. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.
Цель.1.Фиксация способов действий, вызвавших затруднение, и самоконтроль способности к их выполнению. 2.определение достижения индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 5.
-Выбери ту тему, в которой была допущена ошибка.
Блиц-проверка
Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.
1. Главная причина возникновения поверхностных течений в Мировом океане:
а) приливы и отливы; б) постоянные ветры; в) рельеф морского дна.
2. К бассейну какого океана относится Средиземное море?
а) Индийского; б) Атлантического; в) Тихого; г) Северного Ледовитого.
3. Реальное соотношение суши и воды на поверхности Земли показано на диаграмме:
а)б)в)
- суша - вода
4. Цунами – это:
а) волны, вызванные морскими приливами;
б) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясения;
в) волны, вызванные ветром.
5. Более низкую температуру воды имеет залив (Северная Америка):
а) Гудзонов; б) Мексиканский.
6. Что является причинами загрязнения вод Мирового океана:
а) исследования океана;
б) добыча нефти со дна океана и её перевозка;
в) неограниченный лов рыбы в океане;
г) захоронение радиоактивных веществ на дне океана.
7. Если река имеет снеговое питание, по половодье наступает:
а) весной; б) летом; в) осенью.
8. Если подземные воды находятся на верхнем водоупорном слое, то это воды:
а) межпластовые; б) грунтовые.
9. Какие виды вод суши встречаются в нашей местности:
а) реки; б) озёра; в) ледники; г) болота; д) водохранилища.
- Ребята, какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
Самопроверка, индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка.

6. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Повторить решение составленных заданий по темам «Воды суши», «Мировой океан», «Внутренние воды».
Организация учебного процесса на этапе 6.
Работа в парах. Пожелания ребятам:
Работая в парах – вежливы будьте.
Коль трудно друг другу - помочь не забудьте!
Ребята получают листы со схемами «Части речной системы» и «Части речной долины», а также набор знаков, на которых написано: русло, пойма, речная долина, исток, устье, дельта, правый приток, левый приток, главная река, стрелка (направление течения реки). Необходимо правильно разместить знаки на схемах. Время выполнения 5 минут. Для проверки вывешивается схема.
- Посоветуйтесь в парах, решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

7. Итог. Рефлексия деятельности.
Цель: 1. Зафиксировать правильные способы действия в заданиях, где были допущены ошибки; 2. зафиксировать метод коррекции ошибок; 3. оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников;
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Чему был посвящен сегодняшний урок? (Повторению и работе над ошибками.
- В каких темах были затруднения? («Воды суши», «Мировой океан»)
- Удалось ли их преодолеть? Как?

8. Домашнее задание.
Дифференцированное, в зависимости от индивидуальных ошибок учащихся.
Творческое задание: составить кроссворд, используя изученные понятия.
15