Элективный курс Наглядная геометрия на плоскости и в пространстве часть 1 для 5 класса

Министерство просвещения РФ
МОУ лицей № 4 города Краснодара







Наглядная геометрия
на плоскости
и в пространстве


(Экспериментальный курс для учащихся 5-6 классов)



Разработал: учитель математики
Высоцкая В.М.













- Краснодар- 2006 г.-
Пояснительная записка.

Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.
Галилео Галилей

Геометрия - это не только раздел математики, это феномен, являющийся носителем собственного метода познания мира.
Данный курс разработан с учетом новой концепции образования, основная цель которой заключается в приоритете развивающей функции обучения. Одной из задач математики является задача заинтересовать, привлечь внимание всех школьников, обладающих каким-то типом математических способностей, а для этого необходимо показать предмет во всей его многогранности, акцентируя внимание на наиболее интересных темах.
Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью образного, чувственного мышления, поэтому абстрактные и пространственные представления у детей, которые являются продуктом пространственного мышления, согласно данным психологических особенностей развития, целесообразно формировать в возрасте от 8 до 12 лет. В это время очень легко вызвать интерес учащихся к предмету, который непосредственно связан с их личностным опытом, что позволяет легко развивать геометрическую изобразительную культуру и систематизировать первичные сведения по изучаемому предмету.
Нетрадиционная форма изложения материала позволяет сделать его увлекательным, легким для восприятия, а более раннее знакомство с геометрическими понятиями и телами ( подготовить учащихся к изучению курса планиметрии в 7 классе, и изучается параллельно основному курсу математики по любому из общепринятых учебников для 5 ( 6 классов.
Ведущей методической линией курса является организация разнообразной геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование, в результате которой учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки, начиная с приобретения навыков использования чертежных инструментов.
Курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе)
Тематический план
5 класс (34 часа)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ Тема кол-во
пп часов
Точка, прямая линия, отрезок, длина отрезка, треугольник...1
Линии: прямая, кривая, ломаная, вертикальная, наклонная. Луч..1
Плоскость. Внутренняя область, внешняя область, граница фигуры1
Измерение отрезков1
Перпендикулярные прямые...1
Параллельные прямые1
Понятие перпендикулярных и параллельных плоскостей. Куб.2
Развертка куба. Квадрат и его свойства2
Танграм1
Площади и объемы. Равные, равновеликие и равносоставленные фигуры..1
Единицы площадей и объемов. Метрические соотношения..2
Палетка. Площадь произвольной фигуры1
Площадь прямоугольника, квадрата.....1
Прямоугольный параллелепипед, развертка1
Объем прямоугольного параллелепипеда1
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.1
Объем и площадь поверхности куба.1
Основные задачи на определение площадей и объемов сложных фигур .2
Угол, определение, виды1
Измерение и построение углов. Транспортир..2
Треугольники. Классификация..1
Построение треугольников по заданным элементам с помощью линейки
и транспортира2
Зачетные практические работы
Параллельные и перпендикулярные линии, измерение отрезков.1
Площади и объемы.1
Измерение и построение углов.1
Треугольники..1
Итоговая контрольная работа 1
Заключительный урок-игра 1
6 класс (34 часа)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ Тема кол-во
пп часов
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пространство и размерность. эксперименты с листом Мебиуса.1
Параллельные и перпендикулярные плоскости, поверхности.1
Призмы: прямая, наклонная. Грани, ребра, основания. Изображение1
Моделирование.1
Практическая работа № 1 ..1
Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, как разновидности
граней призмы, понятия, изображение, свойства, признаки, взаимосвязь 5
Прямой круговой цилиндр как фигура вращения. Круг. Окружность.
Длина окружности, площадь круга.5
Площадь поверхности цилиндра. Моделирование2
Практическая работа № 21
Шар и сфера, определение. Сечение шара плоскостью. Земной шар:
параллели, меридианы..1
Конус, как фигура вращения. Понятие, изображение. Сечение конуса
плоскостями, параллельными основанию. Усеченный конус..1
Площадь поверхности конуса. Моделирование, особенности расчетов..2
Практическая работа № 3....1
Пирамиды. Понятие, изображение, моделирование. Усеченная пирамида.1
Практическая работа №4..1
Элементы начертательной геометрии: сечение прямоугольного парал-
лелепипеда и пирамиды плоскостями, проходящими через заданные
точки3
10.Симметрия: осевая и центральная.2
11.Основные задачи на построение:...2
построение серединного перпендикуляра к отрезку;
построение биссектрисы угла;
построение параллельных прямых;
построение перпендикуляра к отрезку, проходящего через
точку, принадлежащую (не принадлежащую)отрезку.
Практическая работа №5.1
Итоговая контрольная работа....1
Урок-игра № 1
Начальные геометрические понятия
(Точка, прямая линия, отрезок, длина отрезка, треугольник)
Если мы возьмем угольник
И мелок сожмем в руке, a
То увидит каждый школьник
Это чудо на доске:
Эта линия простая
Называется прямая.
Прямая линия может изображаться и обозначаться следующим образом:
Жили - были две сестрички -
Озорные точки - птички
С именами А и В.
Птички жили не на воле,
А порхали в нашей школе. a
Пролетели над доской А В
И уселись на прямой. рис.1
Определение: Часть прямой линии, заключенная между двумя точками, называется отрезком.
D P K
С M
N
Точки С и D, M и N, P и К ( называются концами отрезков.
Любые две точки можно соединить отрезком, т.е. через любые две точки можно провести прямую линию.
Отрезок прямой - самый короткий путь (наименьшее расстояние) между двумя точками на плоскости и в пространстве !
Но вернемся к нашим птичкам:
Озадачены сестрички,
Замерли как изваяния -
Между ними расстояние!
Определение: Расстояние между точками А и В, лежащими на прямой а, называется длиной отрезка АВ.
Для измерения отрезков применяют метрические единицы длины.
Основная единица измерения длины - метр. Сотая часть метра называется сантиметром, десятая часть сантиметра называется миллиметром, десятая часть метра называется дециметром. Итак
1м = 10дм = 100см = 1000мм, 1дм = 10см = 100мм, 1см = 10мм
Для измерения больших расстояний применяют такую единицу длины как километр. 1км = 1000м = 10000дм = 100000см = 1000000мм
ЗАДАНИЕ 1.
Измерить все изображенные отрезки, сравнить их по величине и выписать, начиная с самого большего (1 вариант), с самого меньшего (2 вариант).
Что-то много птиц у нас!
Птичка С влетела в класс
За сестричками своими А С В
И уселась между ними.
ЗАДАНИЕ 2.
а) выписать все полученные отрезки, б) сравнить их по величине с помощью знаков = ,(, (. в) в записи АВ АС СВ вставить вместо кружков знаки + и = , чтобы получилась правильная запись.
Непоседе птичке С В
Лучше бы сидеть в яйце! А
Что-то пискнув сестрам звонко
Вдруг отпрыгнула в сторонку
И уселась произвольно
Точки- птички на доске С
Образовали треугольник (
Треугольник АВС.
Определение: Треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, трех отрезков, попарно соединяющих эти точки, а также части плоскости, ограниченной этими отрезками.
Для обозначения треугольника используется специальный знак АВС. Точки А, В и С называются вершинами треугольника, отрезки АВ, ВС и АС ( сторонами треугольника. Сумма всех сторон треугольника называется периметром. Р = АВ + ВС + АС.
ЗАДАНИЕ 3.
а) измерить все стороны изображенного треугольника и вычислить его периметр.
б) сколько прямых можно провести через 3 точки, 2 точки, 1 точку? (иллюстрировать свой ответ).
в) как изобразить четырехугольник, пятиугольник? Начертить эти фигуры и обозначить буквами их вершины.
г) вычислить периметры полученных фигур.
д) выразить в см: 13дм = см, 1м3см = см, 70мм = см
выразить в м: 150дм = м 25000см = м 1км35м = м
выразить в дм: 700см = дм 12м = дм 1600мм = дм


Урок № 2.
Линии прямая, кривая, ломаная, вертикальная,горизонтальная, наклонная. Луч.
"начала вещей недоступны для глаза"
Лукреций Кар
Любая геометрическая фигура состоит из точек. Точка - основная геометрическая фигура. Точки могут произвольно располагаться в пространстве: лежать на плоскости (гладкой поверхности), на прямой, принадлежать или не принадлежать различным фигурам. Точки не имеют размеров. На предыдущем уроке мы установили, что через любые две точки можно провести прямую линию. Прямая - это тоже геометрическая фигура. Изобразить ее целиком невозможно, т.к. она не имеет конечной длины; мы можем изобразить только ее часть. Напомним, что точки обозначаются заглавными буквами латинского алфавита А, B, C, D и т.д., а прямые - строчными буквами a, b, c, d или двумя заглавными. Если прямые имеют общую точку, то говорят, что они пересекаются в этой точке.
Прямые бывают горизонтальными, вертикальными, или наклонными. Будем условно считать, что любая прямая линия, проведенная по поверхности пола - горизонтальная. Если взять в руки отвес (ниточку с прикрепленным к ее концу тяжелым грузом), то получим вертикальную линию. Если линия не является ни вертикальной, ни горизонтальной - она называется наклонной.
Задание 1.
Какие из нарисованных прямых горизонтальные, вертикальные, наклонные?
d
a
·
·
·
·
· Рис 1. P N
Если взять в руки карандаш и, не пользуясь линейкой, начать плавно водить ним по бумаге, то мы получим кривую линию. В жизни кривые линии встречаются гораздо чаще прямых: тропинки в лесу, брошенная на землю скакалочка, линия полета мухи или бабочкиКривые также могут иметь определенную форму, подчиняющуюся математическим закономерностям: спираль, окружность.
Задание 2.
Из букв алфавита выписать те заглавные буквы, которые можно изобразить только а) с помощью отрезков прямой, б) с помощью только кривых линий, в) с помощью отрезков прямой и кривых линий.
Если мы возьмем несколько точек и последовательно соединим их отрезками, то в результате получится геометрическая фигура, которую мы называем ломаной.
B
Точки А,В,С,D,E и F-
C называются вершинами
A ломаной, а отрезки АВ,
ВС, CD, DE и EF -
F D звеньями ломаной.
Рис.2
E
Если начало и конец ломаной совпадают, то она называется замкнутой.
а)
б)



Ломаные также бывают простые (а) и самопересекающиеся (б).
Ломаные линии находят свое неожиданное и интересное применение в астрономии. Изучая созвездия, очень удобно соединять звезды отрезками и получать ломаные, которым можно дать различные названия:



Созвездие
"Большая медведица"
Рис.4


Мы знаем, что у каждого отрезка есть длина, и так как ломаная состоит из отрезков, то у нее есть длина, которая называется длиной ломаной и равна сумме длин ее звеньев.
Задание 3. М
Доказать,что длина ломаной АВС меньше
длины ломаной АМС. В

А С
Точка, лежащая на прямой, разбивает ее на две части, которые носят название лучей, причем такие лучи называются дополнительными друг к другу. Луч имеет начало, но не имеет конца, следовательно, можно говорить о том, что он имеет направление. Лучи иногда называют полупрямыми. Лучи обозначают латинскими буквами: одной строчной или двумя заглавными, первая из которых обозначает начало луча, а вторая какую-нибудь точку на луче. луч DC
b
луч b C D
Понятие направления мы часто употребляем в повседневной жизни: направление движения пешехода или автомобиля, направление удара мяча, направление полета самолета, или направление ветра. Кроме того, мы говорим о противоположных направлениях: он пошел в противоположную (обратную) сторону. Очевидно, что при задании направления удобно пользоваться понятием луча. В геометрии считают, что направление задается лучом, а определить понятие направления модно как множество лучей, одинаково направленных (сонаправленных) с данным. Примером сонаправленных лучей служит поток световых лучей, идущих от мощного прожектора. Итак сонаправленные лучи имеют одинаковое направление. Тогда естественно назвать лучи, имеющие противоположное направление - противоположно направленными.
Задание 4. № 77 стр. 20.
Домашнее задание: выучить понятия и определения по теме. Выполнить №№ 81,82

Урок № 3.
Плоскость. Внутренняя область, внешняя область, граница фигуры.

Всякое человеческое познание начинает с созерцаний,
переходит от них к понятиям и заканчивает идеями.
И.Кант
Все предметы в окружающем нас мире имеют три измерения: длину, ширину и высоту, хотя иногда эти измерения мы заменяем другими (толщина). Идеальным предметом, имеющим три измерения, служит наш класс. В таком пространстве могут жить такие геометрические фигуры как шар, кубик; предметы: книга, ручка, стол; мы с вами, животные и все, что нас окружает. А теперь представим, что высота исчезла. Мир стал плоским как лист бумаги, остались только два измерения: длина и ширина. Какие геометрические фигуры могут жить в таком мире? Отрезок, прямая линия, круг, квадрат. А вот мы в таком мире уже жить не сможем. Плоскость - абстрактное геометрическое понятие. У плоскости нет толщины, нет ширины и длины, она бесконечно распространяется во все стороны. Стены, пол и потолок класса - это части шести плоскостей, поверхность стола и доска, а также лежащий на столе лист бумаги - это также части плоскостей, на которых нам предстоит работать. В пространстве существует бесконечно много плоскостей. Плоскости обозначаются строчными греческими буквами:13 EMBED Equation.3 1415 и т.д.
Попробуем положить кусочек стекла на острие одного карандаша - пластина держаться на нем не будет. Неудачной будет также попытка положить пластину на острия двух карандашей - она будет качаться из стороны в сторону. Но пластина будет устойчиво лежать на концах трех стержней. Можно сделать вывод, который в геометрии называют аксиомой плоскости:
Через три точки, не лежащие на одной прямой проходит одна и только одна плоскость. (
Упрощенно плоскость можно изобразить так: А
В С
Но 4 точки не всегда лежат в одной плоскости.
Для изображения геометрических фигур на плоскости (или фигур произвольной формы) используются линейка, циркуль, транспортир, угольник.





Если мы изобразим на листе бумаги каждую из предложенных фигурок, то во всех случаях часть плоскости (лист) разобьется на две части: внутреннюю область и внешнюю область, а сама линия, которой мы изображали фигурку, будет границей фигуры - границей между ее внутренней и внешней областями. Из внутренней области нельзя попасть во внешнюю и наоборот, не пересекая границы фигуры.

А B
C D


Плоская фигура называется выпуклой, если отрезок прямой, соединяющий две любые точки внутренней области фигуры, полностью лежит во внутренней области.
Задание 1.
Привести примеры выпуклых плоских геометрических фигур. Изобразить их. Изобразить три фигуры, которые не являются выпуклыми. Для любой из фигур окрасить ее внутреннюю область желтым цветом и часть внешней области, прилегающей к фигуре, голубым цветом
Изображая фигуры, начиная с точки и прямой и кончая плоскими фигурами, а также, изображая на уроках рисования пространственные предметы, мы модем отметить важный момент:
Любая фигура (в том числе и геометрическая) представляет собой множество точек.
Введем понятия объединения и пересечения фигур.
Объединением фигур является фигура, состоящая из точек, принадлежащих хотя бы одной фигуре (рис. 1).
Пересечением фигур называется фигура, состоящая из точек, принадлежащих одновременно всем этим фигурам (рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2
Задание 2. Изобразить объединение и пересечение данных геометрических фигур.







а) б) в)

Урок № 4.
Измерение отрезков.

В природе мера и вес суть главные орудия познания.
Наука начинается тогда, когда начинают измерять.
Д.И Менделеев
Каждому отрезку соответствует его длина. Длину отрезка также называют расстояние между двумя точками, являющимися концами. Длина отрезка является важным примером величин.
Задание. Вспомните, с какими еще величинами вам приходилось встречаться. (площадь, объем, вес, скорость, масса)
Величины одного и того же рода можно сравнивать и складывать. Например:
1м(90см, 350м + 650м = 1000м = 1км., 3000с(1ч.
Умножение величин устроено более сложно. Иногда при умножении величин одного и того же рода получаются величины другого рода, так умножая длины сторон прямоугольника, мы получаем его площадь.
Величины можно умножать на числа, при этом получаются величины того же рода. В геометрии часто приходится заниматься измерением величин. Величины одного рода измеряются своими единицами. Длина отрезков, ломаных и кривых линий измеряется в сантиметрах, метрах, километрах, масса в граммах, килограммах, тоннах. Промежутки времени в часах, минутах, секундах.
Процесс нахождения длин отрезков называется измерением отрезков. Измерить отрезок - значит сравнить его с некоторым отрезком, принятым за единицу измерения.
Основное свойство измерения длин отрезков:
Каждый отрезок имеет определенную длину больше нуля. Длина отрезка равна сумме длин частей, на который он разбивается любой его точкой.
Когда мы говорим, что два числа равны, то понимаем под этим, что они совпадают, т.е. это одно и тоже число. В геометрии и в окружающей нас действительности мы часто встречаем фигуры, имеющие одинаковые размеры и формы. Мы их называем одинаковыми или равными. Давайте попробуем сформулировать понятие равенства отрезков.
Отрезки равны, если равны их длины.
Существует подход к определению равенства фигур через наложение одной на другую:
Отрезки равны, если при наложении друг на друга они совпадают.
Оба эти определения имеют свои недостатки в практическом применении, но тем не менее они позволяют нам продолжить изучение свойств отрезков.
Итак, какими же свойствами обладает расстояние между двумя точками.
А В С
а
АВ = ВА
Расстояние от точки до нее самой равно нулю.
АС = АВ + ВС, если точка В лежит между точками А и С.
Если три точки не лежат на одной прямой, то АС(АВ + ВС:
В
А
С
В геометрии есть строгое ограничение для использования понятия "лежать между" - оно используется только для точек, лежащих на одной прямой. После того как мы ввели понятие расстояния между двумя точками, можно определить понятие "лежать между".
Точка А лежит между точками В и С, если выполняется равенство ВА + АС = ВС.
Рассмотрим треугольник АВС. Свойство (4) выполняется для любой его стороны. Можно записать: АВ ( ВС + СА, ВС ( АВ + АС. Поэтому свойство (4) называют неравенством треугольника.
Используя понятие "лежать между" можно точно определить понятие отрезка:
Отрезком АВ называется часть прямой линии, состоящая из точек А и В и всех точек, лежащих между ними.
Определим понятие середина отрезка:
Точка В называется серединой отрезка АС, если:
Точка В лежит между точками А и С,
АВ = ВС
С понятием расстояния между точками связано еще два важных понятия: расстояние от точки до фигуры и расстояние между двумя фигурами.
Задание. К
Если бы вам пришлось пробежать от точки
К до прямой а, какой бы путь вы выбрали?
А если бы вас попросили сбегать и принести
D воды из круглого бассейна, при условии,что
вы находитесь в точке Р, какой бы путь вы
N выбрали?

M Р
а
Вывод:
Расстоянием от точки до фигуры называется расстояние от данной точки, до ближайшей к ней точки фигуры.

Ф1 Ф2

Пусть мы имеем две фигуры Ф1 и Ф2й Если среди расстояний между точками, одна из которых принадлежит фигуре Ф1, а другая фигуре Ф2 существует наименьшее, то его называют расстоянием между фигурами Ф1 и Ф2.
Задание.
Изобразите две произвольные фигуры и начертите отрезок, длина которого, по вашему мнению, будет расстоянием между этими двумя фигурами.
Изобразить расстояние между двумя горизонтальными линиями
а
в

Уроки № 5, 6.
Параллельные и перпендикулярные прямые.

"Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в таком геометрическом мире. Все вокруг -
геометрия".
Ле Корбюзье.
Параллельные и перпендикулярные прямые играют очень большую роль в жизни человека: особенности их взаимного расположения используют в строительстве, технике, искусстве.
Если мы изобразим на листе бумаги горизонтальную и пересекающую ее вертикальную прямые, то полученные прямые и будут перпендикулярными. Как бы мы потом не поворачивали нашу картинку, взаимное расположение этих двух прямых не изменится.






а) б)..в)
Практически перпендикулярные прямые можно легко получить дважды сгибая пополам листок бумаги. Перпендикулярные прямые обладают многими интересными свойствами.
Через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, перпендикулярную этой прямой и пересекающую ее.
n

А

m
Если точку взять на самой прямой, то через эту точку проходит бесконечное число прямых, прпендикулярных данной.
Две прямые, перпендикулярные на плоскости третьей прямой не могут пересечься друг с другом. a

b
c

Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. Для обозначения параллельности и перпендикулярности служат специальные знаки: b((c, a13 EMBED Equation.3 1415b, a13 EMBED Equation.3 1415c.
Используя линейку и чертежный треугольник можно без труда вычерчивать параллельные и перпендикулярные прямые:

Передвигая чертежный треугольник
так, чтобы одна его сторона скользила
по линейке, мы получим множество
параллельных прямых, каждая их ко-
торых будет перпендикулярна прямой,
проведенной по линейке.

Отрезки, лежащие на параллельных прямых будут
параллельны, а лежащие на перпендикулярных
прямых - перпендикулярны.

На пространственных геометрических фигурах и на ваших рисунках тоже можно найти параллельные и перпендикулярные прямые.



(
Задания:
Давайте немного поиграем. Итак, класс разделим на две команды - девочек и мальчиков. Участники команд по очереди приводят примеры параллельных или перпендикулярных прямых, встречающихся в окружающем нас мире. Побеждает та команда, чей пример был последним B C
А D
Перед вами рисунок коробочки для спичек.
cможете ли вы, глядя на рисунок выписать
пары сначала параллельных, а потом перпен- В1 С1
дикулярных прямых А1 D1
Пользуясь линейкой и чертежным треугольником, найдите на предложенном рисунке пары параллельных и перпендикулярных прямых и выпишите их.
a b c d
n
m

h

k p

Попробуйте получить перпендикулярные и параллельные прямые, сгибая лист бумаги. Получите эти линии, проведите по ним карандашом, обозначьте их и выпишите пять пар параллельных и пять пар перпендикулярных прямых. Листочки подпишите и сдайте.
Урок № 7.
Практическая работа № 1
Вариант А.
1. Среди изображенных прямых найти и выписать
а) параллельные прямые б)перпендикулярные прямые
2. Точка С лежит между точками А и В на прямой m.
Найти ВС, если АС = 3см, АВ = 4см 6мм
Найти расстояние от точки А до прямой а.
а А
АМ = МС, СN = NB, MN = 4см. Найти АВ.

А М С N В
Вариант В
1. Дана прямая АВ. Построить прямую СК (( АВ, прямую DN ( АВ.
Точка С лежит между точками А и В. ВС на 2 см больше, чем АС. Найти АС и ВС, если АВ = 12см.
Найти расстояние между двумя параллельными прямыми.
АМ = МС, CN = NB. АВ = 14см. Найти MN.

А М С N В
Вариант С m
Через точку С провести прямую а(m, и прямую b((n C
n
АВ = 3см 7мм, ВС = 2см 3мм. Найти АВ, если точки А, В и С лежат на одной прямой.
Найти расстояние от прямой а до центра квадрата.
4.. АN = 3см, ВС = 5см, NК = 4см. Найти AD, если a
AM = MB, BN = NC, CK = KD.

A M B N C K D
Урок № 8, 9
Понятие перпендикулярных и параллельных
плоскостей. Куб.

Подобные представления об этих вещах весьма полезны,
поскольку никто не является для нас более наглядным, чем
фигура, ибо ее можно осязать и видеть.
Рене Декарт
Куб является представителем большого сомейства геометрических фигур, которые называются многранниками. Поверхность куба состоит из граней, каждая из которых является квадратом. Всего граней шесть. Две соседних грани имеют общую сторону, которая называется ребром. Ребер у куба двенадцать. Прежде, чем начать изучать некоторые свойства куба, давайте научимся правильно изображать его в тетради, используя свойства клетчатой бумаги. Точки, в которых сходятся три ребра куба, называются вершинами куба. Всего вершин восемь.
В С Видимые ребра изображаются сплошными прямыми
( линиями, невидимые - пунктирными.
Нетрудно заметить, проведя необходимые измере-
А D ния, что все ребра куба равны.
С13 EMBED Equation.3 1415 Поставим куб на поверхность стола. Сможет ли жу-
чок, ползающий по верхней горизонтальной грани
A1 D1 (плоскости) встретиться с жучком, ползающим по
нижней горизонтальной грани (плоскости), если жучки не могут переползать через ребра и вершины куба?
Итак мы установили что две горизонтальные плоскости не пересекаются, и именно поэтому наши жучки встретиться не могут. По аналогии с прямыми линиями непересекающиеся плоскости называются параллельными.
Задания: а) привести примеры параллельных плоскостей
б) можно ли по аналогии с прямыми сказать, что горизонтальная и вертикальная плоскости будут перпендикулярны? А как бы вы с помощью чертежного треугольника проверили свое предположение?
в) сколько пар перпендикулярных граней вы можете найти на модели куба? Сколько пар параллельных граней вы при этом насчитаете?
г) изменится ли взаимное расположение граней от положения кубика в пространстве?
д) приведите пример перпендикулярных плоскостей в пространстве.
m е) на круглой горизонтальной площадке вбит
A шест m. В точке A к нему привязаны три
веревочки и натянуты к колышкам D, В и С.
Определите взаимное расположение прямых
ОА и СО, ОD и ОА, ОВ и ОА. А какими будут
13 EMBED Equation.3 1415 плоскости треугольников АОС, АОВ, АОD по
 "$& ѕат
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·з
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· O B отношению к плоскости13 EMBED Equation.3 1415?
C D ж) если АО и АС - два шеста, представляется ли возможным отклонить от вертикали шест АО? Следует ли отсюда вывод: если прямая АО перпендикулярна двум прямым ОС и ОВ, лежащим в плоскости 13 EMBED Equation.3 1415, то она перпендикулярна любой другой прямой, лежащей в этой плоскости и проходящей через точку О, т.е. самой плоскости 13 EMBED Equation.3 1415?
з) как расположены по отношению друг к другу стены, пол и потолок класса?
и) сколько плоскостей можно провести:
через одну прямую?
через две пересекающиеся или параллельные прямые?
через три параллельные прямые, не лежащие в одной плоскости?
через прямую и точку, не лежащую на ней?
и) сколько плоскостей, параллельных (перпендикулярных) данной можно провести:
через прямую, не лежащую в данной плоскости?
через точку, не лежащую в данной плоскости?
к) m m((n. Следует ли отсюда, что
прямая m параллельна плоскости
n 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415? Дополните условие так,чтобы
все таки они были параллельны
k

Следует ли отсюда вывод: прямая параллельна плоскости, если она
параллельна двум прямым, лежащим в этой плоскости.
л) найдите на модели куба ребра, перпендикулярные горизонтальным и вертикальным плоскостям.
л) имеется куб со стороной 3 см. Сколько нужно сделать распилов, чтобы распилить его на кубики со стороной 1 см?
м) в наиболее удаленных друг от друга вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путем добрался хитрый паук до мухи? Поясните его действия.
Рассмотрим несколько загадочных фигур. В зависимости от окраски горизонтальных и вертикальных плоскостей меняется их восприятие. Сколько различных изображений вы найдете на каждой из них










Урок № 10, 11
Развертка куба. Квадрат и его свойства.
(Урок практического познания)

Правильных выпуклых многогранников
вызывающе мало.
Льюис Кэрролл
Мы уже знакомы с замечательным выпуклым многогранником - кубом, а также знаем, что каждая из его шести граней представляет собой квадрат. Для любого выпуклого многогранника справедлива теорема Эйлера, которая гласит: если В - число вершин, Г- число граней, а Р -число ребер, то справедливо соотношение В + Г - Р = 2
Задание 1. Убедиться в правильности соотношения на примере куба.
Изобразим на клетчатой бумаге следующую фигуру и вырежем ее (сторона каждого квадратика 4 см). Вырезанная фигура называется разверткой куба.






Задание:2. Подумайте, почему мы так назвали эту фигуру. Придумайте еще несколько разверток куба и начертите их в тетради (сторона квадратика - 1 клеточка)

Задание 3. Определите, какая из предложенных фигур является разверткой куба. Почему?





Задание 4. Склейте вырезанную развертку так, чтобы получился куб. Как вы думаете, получился бы у вас куб, если бы квадраты на его развертке были бы разной величины? Сделайте вывод о величине граней куба.
Найдите на любой грани куба две самые удаленные друг от друга точки. Они будут расположены в вершинах куба А и С (противоположных вершинах квадрата
А. Отрезок АС называется диагональю квадрата (диагональю
грани куба). А теперь найдите две самые удаленные точки
В куба. Они будут расположены в противоположных
С вершинах куба А и В. Отрезок АВ называется диагональю куба.
Теперь приступим к изучению самого квадрата. Из бумаги вырежьте квадрат со стороной 5 см и обозначьте его вершины.
Задание 5. Сложите квадрат по указанным пунктирным линиям (дважды пополам - получатся 4 одинаковых маленьких квадратика, а затем по диагонали маленького квадратика - получатся 8 одинаковых треугольников). Объясните как вы определили одинаковы ли маленькие квадратики и маленькие треугольники.
А В

О

C D
Задание 6. Какой вывод вы можете сделать о диагоналях квадрата?
Диагонали квадрата равны.
Задание 7. Одинаковы ли расстояния от точки О до вершин квадрата?
Задание 8. Одинаковы ли расстояния от точки О до сторон квадрата? Почему вы выбрали именно эти отрезки? Какими по отношению друг к другу являются отрезки АD и ВС? Сделайте выводы из своих последних наблюдений.
Диагонали квадрата точкой пересечения делятся пополам.
Диагонали квадрата перпендикулярны.
Выполняя задания урока вы не могли не заметить очень важное для вас понятие. Мы называли равными (одинаковыми) фигуры, которые совпадали при наложении (отрезки, треугольники, квадраты). Поэтому нелишне будет заметить что
Диагональ (диагонали) квадрата делят его на 2 (4) равных треугольника.
Задание 9. Какое бы "имя" вы дали точке О и почему?
В дальнейшем мы еще вернемся к этой замечательной точке, а также к линиям, по которым мы сгибали квадрат в теме "Симметрия"

Урок № 12.
"Квадратическая сказка": танграм.

В голове у Архимеде было гораздо
больше воображения, чем в голове у Гомера.
Вольтер
Отец, у которого было четыре сына имел квадратное
поле. Четверть поля он оставил себе. Остальную часть обе-
щал отдать сыновьям, если те сумеют разделить поле между
собой на равные по площади и форме части.
Как сыновьям выполнить условие отца?
Занимательных задач на разрезание квадрата множество. Если разрезать квадрат, как показано на рисунке, то получится популярная китайская головоломка ТАНГРАМ, которую в Китае называют "чи тао ту", то есть умственная головоломка из семи частей.









Задания:

В танграме среди его семи кусочков имеются треугольники трех разных размеров. Но можно ли сложить еще один треугольник, используя только 2 кусочка, только три кусочка, пять кусочков, шесть кусочков, все семь кусочков?,
из трех кусочков?

2. Используя все семь кусочков танграма, сложите картинки, приведенные на рисунке, а дома постарайтесь придумать свои собственные.



Урок № 13.
"Площади и объемы. Равные, равновеликие и равносоставленные фигуры"

Измерь самого себя - и ты станешь настоящим
геометром.
Марсилио Сичино
При изучении свойств квадрата мы установили важное понятие равенства фигур: две фигуры равны, если они при наложении совпадают. Таким способом сравнения удобно пользоваться в том случае, если нет возможности сравнивать размеры фигуры.
Задание 1. Как сравнить два отрезка, изображенных в вашей тетради или на доске (рис.1), пользуясь линейкой? А как бы вы сравнили две окружности? Можно ли таким же образом сравнить две произвольные фигуры (рис 2.)? Предложите практический способ их сравнения.

В

А С D
Рис 1 Рис.2
Задание 2.Закончите утверждение:
все отрезки одинаковой длины - ..
если длины двух или нескольких отрезков одинаковы, то ..
Задание 3. Придумайте способы для сравнения по величине двух кубов (что удобнее: сравнить размеры ребер кубов, или сравнить путем наложения их разверток?). Дайте определение равных кубов.
Давайте сделаем некоторые выводы:
каждая плоская фигура или пространственное тело имеют форму и размеры.
равные фигуры - это фигуры одинаковые по форме и размерам.
Задание 4. Среди предложенных фигур найти пары равных.



А) В) С) D)
Рис 3.



А) В) С) D) Е)
Рис 4.




А) В) С) D) Е)
Рассмотрим две предложенные фигуры:






Рис 5
Их можно разрезать на одинаковые части, или говорят, можно составить из одинаковых частей. Такие две фигуры имеют одинаковую площадь, то есть вам потребуется одинаковое количество бумаги, чтобы изготовить их части. Такие фигуры называются равносоставленными. Фигуры, имеющие равные площади, называются равновеликими.
Задание 5. а) как вы понимаете фразу: "нарисуйте площадь фигуры"?
б) проверьте справедливость следующих утверждений:
равные фигуры имеют одинаковую площадь.
фигуры, имеющие одинаковую площадь, равны.
равносоставленные фигуры являются равновеликими.
равновеликие фигуры равны.
равносоставленные фигуры равны.
равновеликие фигуры являются равносоставленными.
равные фигуры являются равносоставленными.
Последнее утверждение иллюстрируйте примером.
Теперь мы постараемся перенести наши знания на пространственные тела. Равные пространственные тела имеют одинаковый объем (приведите пример). Пространственные тела, составленные из одинаковых частей, имеют одинаковый объем. Но обратное утверждение неверно.


1л 1л
1л 1л 1л 1л 4л
1л 1л
Задание 6.
а). во сколько раз увеличится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 2 раза, в 3 раза?
б). во сколько раз увеличится объем куба, если его ребро увеличить в 2 раза, в 3 раза?
в). проверьте справедливость следующих утверждений:
равные (одинаковые) пространственные тела имеют одинаковый объем
пространственные тела, имеющие одинаковый объем - одинаковы (равны)


Уроки № 14, 15.
"Единицы площадей и объемов. Метрические соотношения"

Чтобы видеть невидимое надо внимательно
смотреть на видимое.
Древнее высказывание
Любые измерения проводятся в каких либо единицах: длина - в единицах длины (метр, сантиметр, дециметр, километр), вес - в единицах веса (тонна, грамм, килограмм, центнер), время - в единицах времени (час, минута, секунда) и т.д. За всю историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причем каждый народ имел свои. Как известно, герои одного мультфильма измеряли длину удава в "попугаях" и неплохо справились со своей задачей
Вы много раз слышали такие выражения: площадь поля 35 га, мама купила 3 л молока. Что же можно взять в качестве единицы площади или объема? Очевидно, надо исходить из уже имеющихся единиц длины. Далеко не сразу человек додумался до "квадратных" и "кубических" единиц. Что же это такое? Возьмем квадрат со стороной 1см. Его площадь равна 1 кв. см., а объем кубика с ребром 1см будет 1 куб. см. Площадь квадрата со стороной 1дм будет равна 1кв.дм, а объем куба с ребром 1дм будет равен 1 куб. дм. Давайте установим зависимость между этими величинами.

1дм
1см 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
1дм. = 10см
13 EMBED Equation.3 1415. = 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415= 13 EMBED Equation.3 1415. 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415= 1л, то есть если мы возьмем литро-
вую банку воды, то этой водой
как раз можно будет заполнить
наш кубик.
Аналогично получаются и остальные метрические соотношения линейных, "квадратных" (для площадей) и "кубических" (для объемов) единиц измерений
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 см = 10мм
1дм = 10см = 100мм
1м = 10дм = 100см = 1000мм
1км = 1000м = 10000дм = 100000см = 1000000мм
------------------------------------------------------------------------------------------------------
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415м13 EMBED Equation.3 1415
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание (с проведением подробного разбора):
Выполнить перевод в требуемые метрические единицы:
125 см = мсм 300см13 EMBED Equation.3 1415=мм13 EMBED Equation.3 1415, 12м13 EMBED Equation.3 1415=.см13 EMBED Equation.3 1415
3км200м = м, 5м2см = ..мм, 520000м13 EMBED Equation.3 1415= дм13 EMBED Equation.3 1415
1752мм =м.дм.сммм 162500см13 EMBED Equation.3 1415=.м13 EMBED Equation.3 1415..дм13 EMBED Equation.3 1415
32000мм13 EMBED Equation.3 1415=..см13 EMBED Equation.3 1415, 173дм13 EMBED Equation.3 1415=.л, 276000дм13 EMBED Equation.3 1415=м13 EMBED Equation.3 1415=см13 EMBED Equation.3 1415
256га = .а 8км13 EMBED Equation.3 1415=га

Урок № 16.
"Палетка. Площадь произвольной фигуры"
(урок - лабораторная работа)

"Не знающие геометрии - не допускаются !"
Девиз Афинской Академии.

Нетрудно найти площадь фигуры, составленной из квадратных метров или квадратных сантиметров, или и тех и других. А как быть если фигура произвольна?
Возьмем лист клетчатой бумаги и нарисуем на нем произвольную фигуру.
Условимся считать, что каждая клеточка равна 13 EMBED Equation.3 1415. Посчитаем число целых

клеточек, лежащих внутри фигуры и
обозначим их число буквой N:
N = 38
После этого посчитаем число "полови-
нок" клеток, которые принадлежат на-
шей фигуре и расположены на ее грани-
це. Из количество обозначим буквой M:
M = 26
Тогда площадь нашей фигуры (конечно,
не абсолютно точно) можно определить
по формуле S = N + M : 2,
то есть S = 38 + 26 : 2 = 51 (13 EMBED Equation.3 1415)
Можно поступить и по-другому. Мы уже посчитали, что внутри фигуры находится 38 клеток. А чтобы покрыть всю фигуру потребуется 64 клетки. Таким образом, площадь фигуры больше 3813 EMBED Equation.3 1415, но меньше 6413 EMBED Equation.3 1415 Самым логичным будет принять за площадь в данном случае полусумму этих двух величин : S = (64 + 38) : 2 = 51(13 EMBED Equation.3 1415)
Если взять листок прозрачной бумаги (кальки) или пластика и нанести на нем сетку с размером ячейки 1 х 1 см, то получим простой инструмент для измерения площадей произвольных фигур - палетку.
А как поступить, если нужно измерить площадь произвольной фигуры точнее? Для этого пришлось бы дробить каждую квадратную единицу. Естественно, если бы на палетке была нанесена сетка с размером ячейки 1х1мм, то и площадь мы бы вычислили с более высокой точностью.
Давайте убедимся в целесообразности пользования палеткой. Возьмем произвольный треугольник АВС так чтобы одна из его сторон располагалась горизонтально, а другая - вертикально.
Найдем его площадь с помощью палетки. А
N = 15, M = 10, S = 15 + 10:2=20(cм13 EMBED Equation.3 1415).
Подумайте, как можно найти площадь
Этого же треугольника, не применяя
палетку, а пользуясь только расчетами.
(Два таких треугольника могут быть
покрыты с помощью 40 клеток палетки,
следовательно, площадь нашего В С
треугольника равна S = 40:2=20(cм13 EMBED Equation.3 1415)
Задание:Положите на чистый листок клетчатой бумаги свою ладонь и аккуратно обведите ее простым карандашом. Учитывая, что квадратик из четырех клеточек в тетради равен 1см13 EMBED Equation.3 1415, расчертите листик клеточками поверх изображения ладони. Найдите площадь ладони. У кого ладонь самая большая?
Примечание.
Не всегда число клеточек лежащих на границе делится на 2, оно может быть и нечетным. Аналогично, не всегда сумма целых клеточек внутри фигуры и клеточек, полностью покрывающих фигуру, тоже может быть нечетной. В этом случае нечетное число можно увеличить (уменьшить) на 1 и сделать его четным. Большого влияния на точность ваших расчетов это не окажет, так как мы при этом можем допустить ошибку только на половину 1см13 EMBED Equation.3 1415

Урок № 17.
"Площадь прямоугольника, квадрата"

Ни тридцать лет, ни тридцать столетий
не оказывают никакого влияния на ясность и красоту
геометрических истин.
Льюис Кэролл

При решении задач на нахождение тех или иных величин большую пользу могут принести формулы, позволяющие выразить искомые величины, через другие, известные или легко находимые. Простейшие из них - формулы для вычисления площадей прямоугольника и квадрата.
Задание: опишите прямоугольник, используя понятия параллельных и перпендикулярных прямых. Попробуйте сформулировать определение прямоугольника, опираясь на эти понятия.
Если а и в - длины сторон прямоугольника (в
в каких либо единицах), то его площадь S = а х в
квадратных единиц.
В этом легко убедиться, изобразив произвольный
а прямоугольник
Но ведь может так случиться, что стороны прямоугольника будут равны, то есть прямоугольник превратится в известный уже нам квадрат.
Задание: Определите квадрат, пользуясь понятием "прямоугольник".
Таким образом, задача отыскания площади квадрата свелась к нахожде-нию площади прямоугольника. S = а х а квадратных единиц.
В этом случае условились записывать : а 13 EMBED Equation.3 1415
Задания:
1.Изобразите на клетчатой бумаге прямоугольник или квадрат,
или, если возможно обе эти фигуры, имеющие площадь 2, 4, 5, 8, 9, 10, 16, 17, 18, 20, 25, 26 клеток. Объясните свои действия
2. Изобразите прямоугольник со сторонами 2 и 4 см. Как изменится его площадь, если стороны увеличить в два раза? Убедитесь в правильности своих выводов как с помощью формул, так и с помощью наглядного изображения.
Давайте попробуем определить площадь квадрата АВСD. Как это сделать, разрезая предложенный квадрат на части? А как это сделать, используя только формулы?
В


А С



D
Показать, что треугольник и прямоугольник на предложенном рисунке имеют одинаковую площадь.
Найти площадь прямоугольника со сторонами
а) 5см и 6см, б) 2см 3мм и 20мм, в)100мм и 2дм, г) 200см и 1м д) 10см и 1м 2дм
Каков размер стороны квадрата, если его площадь равна
а) 1м13 EMBED Equation.3 1415, б) 25см13 EMBED Equation.3 1415, в) 100дм13 EMBED Equation.3 1415, г) 9мм

Урок № 18.
"Прямоугольный параллелепипед. Развертка."
(Урок практического познания)

Со времен древнегреческих философов
выпуклые многогранники считались не более чем
игрушкой для математиков.
Джон Кэндрью
Каждый из вас не раз держал в руках коробочку спичек или предмет подобной формы. Каждая из граней этой геометрической фигуры - уже извест-
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 ный вам прямоугольник. Исследуя фигуру, вы без труда
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 можете установить, что ее поверхность состоит из трех
пар (одинаковых) равных прямоугольников, причем плос-
кости, содержащие эти равные прямоугшольники не
B C пересекаются, то есть параллельны. Такая геометрическая
A D фигура называется прямоугольным параллелепипедом.
У него так же как и у куба, двенадцать ребер и восемь вершин. Для удобства вершины нижней грани обозначают начальными буквами латинского алфавита, а, находящиеся над ними вершины верхней грани теми же буквами, но с использованием индексов. "Прочитать" такой рисунок можно так: прямоугольный параллелепипед АD13 EMBED Equation.3 1415. Прямоугольники АВСD и А13 EMBED Equation.3 1415В13 EMBED Equation.3 1415С13 EMBED Equation.3 1415D13 EMBED Equation.3 1415 называются основаниями прямоугольного параллелепипеда, а остальные четыре прямоугольника образуют боковую поверхность прямоугольного параллелепипеда.
Задания
1. Изобразить в тетради, используя свойства клетчатой бумаги произвольный прямоугольный параллелепипед и выписать группы равных.
2. Как вы считаете, сколько измерений нужно сделать в отличие от куба, чтобы полностью описать размеры прямоугольного параллелепипеда?
3. Сделайте необходимые измерения для спичечного коробка и запишите полученные результаты, используя следующие обозначения: длина а мм, ширина в мм, высота с мм.
Сейчас мы изобразим развертку прямоугольного параллелепипеда, вырежем ее из бумаги и сделаем модель этой геометрической фигуры. ) 4см
Пусть a = 5см, b = 3см, с = 4см
Сумма длин сторон основания А 13 EMBED Equation.3 1415 В13 EMBED Equation.3 1415 С13 EMBED Equation.3 1415 D13 EMBED Equation.3 1415 A13 EMBED Equation.3 1415
прямоугольного параллелепипе-
да образует периметр прямоугольника - А 5см В 3см С 5см D 3см
АВСD (периметр основания прямоугольного параллелепипеда)
Вырежем нашу развертку, согнем ее по сплошным линиям и склеим.
Задания:
Определить и сравнить площади оснований полученного прямоугольного параллелепипеда.
Придумать и изобразить другие развертки для этого же самого прямоугольного параллелепипеда.
В чем основное отличие прямоугольного параллелепипеда от куба? В чем их сходство?
Приведите примеры пространственных тел, окружающих вас и имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
Опишите прямоугольный параллелепипед с помощью понятий параллельных и перпендикулярных плоскостей, применяя их к соседним и противолежащим граням.
Как вы думаете, можно ли куб с ребром 6 см поместить внутрь прямоугольного параллелепипеда размером 6 х 4 х 7см? Почему?

Как вы думаете, можно ли такую фигуру как прямоугольный параллелепипед собрать из кубиков? Каких размеров кубики вы бы выбрали, чтобы сложить такой же прямоугольный параллелепипед, как на вашей модели? Какой вывод напрашивается?

Урок № 19.
"Объем прямоугольного параллелепипеда".

Так же, как самое большое здание складывается из
маленьких кирпичиков, так и сложные геометрические
фигуры составляются из простейших геометрических
фигур.
Рене Декарт.
Мы уже знакомы с метрическими единицами, которые применяют для измерения объема: кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр, кубический километр. Например, кубический сантиметр - это объем кубика с ребром 1 см. Если же изготовить из картона кубик с ребром 1дм, то в него поместится ровно 1 л воды.
Из кубиков можно сложить многие геометрические фигуры, в том числе и прямоугольный параллелепипед, если длины его сторон выражаются целыми числами.
Предложенный прямоугольный
параллелепипед, длиной 4см, шириной 3см
и высотой 2 см можно собрать из 24 2см
одинаковых кубиков, объем каждого из
которых равен 1 см13 EMBED Equation.3 1415.
Следовательно, объем данного прямоугольного параллелепипеда равен 24 см13 EMBED Equation.3 1415.
Однако этот же результат можно получить не складывая данный прямоугольный параллелепипед из кубиков, а просто воспользовавшись формулой для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда:
V = abc, где a, b и c - соответственно длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда: V = 4*3*2 = 24 (см13 EMBED Equation.3 1415)
Таким образом мы имеем правило (алгоритм) для вычисления: чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, надо его длину умножить на ширину и на высоту.
Задание1. Площадь нижней грани прямоугольного параллелепипеда 24см13 EMBED Equation.3 1415. Определить высоту этого прямоугольного параллелепипеда, если его объем равен 96см13 EMBED Equation.3 1415.
Задание 2. Объем нашего класса равен 600м13 EMBED Equation.3 1415.Высота класса 5м, его длина 12 м. Найти ширину класса.
Задание 3.Сколько рыбок смогут жить в аквариуме длиной 65см, шириной 40см и высотой 50см, если каждой рыбке для нормального существования необходим 1л воды?
Задание 4. Деревянный брус, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда длиной 4 м, шириной 30см и высотой 2дм распилили по длине на две части, отрезав часть длиной 1м5дм. Вычислить объемы полученных частей. Равен ли объем исходного бруса сумме объемов его частей? Сделайте вывод. Можно ли утверждать, что объем любой геометрической фигуры равен сумме объемов ее частей?
Задание 5. Выразите:
а) в куб.см: 5дм13 EMBED Equation.3 1415 635см13 EMBED Equation.3 1415, 2дм13 EMBED Equation.3 1415 8см13 EMBED Equation.3 1415 б) в куб.дм: 6м13 EMBED Equation.3 1415 580дм13 EMBED Equation.3 1415 7м13 EMBED Equation.3 1415 15дм13 EMBED Equation.3 1415
в) в кубических метрах и дециметрах 3270дм13 EMBED Equation.3 1415, 12540000см13 EMBED Equation.3 1415
Самостоятельная работа.
Вар."3" № 818 № 822б № 817 ,
Вар."4" № 821 № 822в № 817
,Вар."5" № 819 № 822г № 817

Урок № 20.
"Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда".

Хотя изучение пространственных тел является мало
распространенной и пренебрегаемой ветвью геометрии, но весьма
важное и значительное продвижение вперед в этой науке будет сде-
лано тем, чей гений сумеет одинаково хорошо проникнуть в ее тео-
ретические и практические аспекты.
Абрахам Шарп
Давайте вернемся к изготовленной нами развертке прямоугольного параллелепипеда с размерами 5см х 3см х 4см В13 EMBED Equation.3 1415 5 А13 EMBED Equation.3 1415
Развертка состоит из трех пар одинаковых 3 3
прямоугольников: А13 EMBED Equation.3 1415 5 В13 EMBED Equation.3 1415 3 С13 EMBED Equation.3 1415 5 D13 EMBED Equation.3 1415 3 А13 EMBED Equation.3 1415
АА13 EMBED Equation.3 1415В13 EMBED Equation.3 1415В и СС13 EMBED Equation.3 1415D13 EMBED Equation.3 1415D, 4 4 4 4 4
ВВ13 EMBED Equation.3 1415С13 EMBED Equation.3 1415С и DD13 EMBED Equation.3 1415A13 EMBED Equation.3 1415A,
СВАD и С13 EMBED Equation.3 1415В13 EMBED Equation.3 1415А13 EMBED Equation.3 1415D13 EMBED Equation.3 1415 А 5 В 3 С 5 D 3 А
площади которых соответственно равны: 20см13 EMBED Equation.3 1415, 12см13 EMBED Equation.3 1415 и 15см13 EMBED Equation.3 1415
Следовательно, чтобы изготовить наш прямоугольный параллелепипед потребуется 2*20 + 2*12 + 2* 15 = 40 + 24 + 30 = 94(см13 EMBED Equation.3 1415) бумаги. Этот же результат мы могли получить, выполняя вычисления немного по-другому:
(20 + 12 + 15)*2 = 47*2 = 94(см13 EMBED Equation.3 1415)
Полученный результат является площадью повернхности прямоугольного параллелепипеда
.
с Имея опыт практического ее определение, будет
нетрудно вывести формулу площади поверхности
S = 2(ab + bc + ac), где а, b и c -
а b соответственно длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда.
Задание 1.


8см

3см
10см 3см 7см

Прямоугольный параллелепипед разрезали на 2 части
а) найти объемы исходного прямоугольного параллелепипеда и его частей, сумму объемов его частей, сделать вывод.
б) найти площади поверхностей исходного прямоугольоного параллелепипеда, его частей, сумму объемов его частей, сделать вывод и объяснить результат.
Задание 2. Здание, имеющее форму прямоугольного параллелепипеда, построено из кирпича. Длина дома 12м, ширина 5м и высота 4м.В доме имеется дверь шириной 1м и высотой 2м и5 окон шириной 1 м20см и высотой 1м 50смкаждое, которые расположены на фасаде и боковой стороне дома. Определить объем здания (без крыши)
и площадь боковой поверхности дома.
Задание 3. Выразить: в см13 EMBED Equation.3 1415: 71дм13 EMBED Equation.3 14152см13 EMBED Equation.3 1415, 6м13 EMBED Equation.3 141575дм13 EMBED Equation.3 1415, 345дм13 EMBED Equation.3 1415,
В дм13 EMBED Equation.3 1415: 23м,13 EMBED Equation.3 1415 172000см13 EMBED Equation.3 1415, 3м13 EMBED Equation.3 14152дм13 EMBED Equation.3 1415

Урок № 21.
"Объем и площадь поверхности куба".

Со времен древнегреческих философов
правильные многогранники считалисьне более, чем
игрушкой для математиков, не имеющей никакого
практического применения. Весьма замечательно,
что именно эти фигуры оказались в центре внима-
ния представителей естественных наук сегодня.
Джон Кендрью, биолог

Представим себе прямоугольный параллелепипед, у которого длина, ширина и высота одинаковы. Такая геометрическая фигура называется кубом.
Так как куб - это только частный случай прямоугольного параллелепипеда,
он, естественно, сохраняет все его свойства: у куба 6 граней, 12 ребер,
8 вершин. Но если у прямоугольного параллелепипеда грани были
равны попарно (противоположные грани), то у куба все грани одинаковы, а, следовательно, равны все ребра. Таким образом, куб имеет свои собственные свойства.
Формулы для вычисления объема куба и площади его поверхности значительно упрощаются. Пусть каждое из ребер куба будет равно а. Тогда соответствующие формулы примут вид:
V = аbс = а*а*а = а13 EMBED Equation.3 1415 V = а13 EMBED Equation.3 1415
S = 2(ab + bc + ac) = 2(а*а + a*a + a*a) = 2*3a13 EMBED Equation.3 1415= 6a13 EMBED Equation.3 1415 S =6a13 EMBED Equation.3 1415
Задание 1.
Согласны ли вы с утверждением: любой куб является прямоугольным параллелепипедом. Верно ли обратное утверждение? Какое условие должно выполняться ,чтобы оно стало верным. Сформулируйте определение куба.
Задание 2.
Согласны ли вы с утверждениями: а) каждая грань куба квадрат,
б) если две грани прямоугольного параллелепипеда - квадраты, то он является кубом. Иллюстрируйте ответ рисунком.



Задание 3. Найти объем куба, если его ребро равно 4см 3мм.
Задание 4. Найти ребро куба, если его объем равен 8см13 EMBED Equation.3 1415, 27см13 EMBED Equation.3 1415, 1000м13 EMBED Equation.3 1415.
Задание 5. Найти площадь поверхности куба, ребро которого равно 4см.13 EMBED Equation.3 1415
Задание 6. Площадь поверхности куба равна 150дм13 EMBED Equation.3 1415. Найти ребро куба и его объем.
Задание 7. Изобразите развертку куба с ребром 2см.
Сколько различных разверток вы сможете при-
думать? Проверьте правильность формулы для
вычисления площади поверхности куба, найдя
площадь развертки, как сумму площадей 6-ти
одинаковых квадратов.

Задание 8. Найдите площадь развертки как сумму площадей двух квадратов и прямоугольника.
13 EMBED PBrush 1415





Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native