Урок биологии «Этапы эволюции человека»


Конспект урока: «ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА»
Шамсутдинова Наталья Николаевна учитель биологии и химии
Раздел: Преподавание биологии
Оборудование: мультимедийная доска ,интерактивная доска, мультимедийная презентация, электронная таблица.
Цель урока: Формирование научного мировоззрения на основе современных научных знаний в области антропогенеза, развивать познавательную деятельность обучающихся в рамках урока, опираясь на закономерности антропогенеза.

Ход урока
Действия учителя Действия обучающегося Формируемые УУД
1.Приветствие обучающихсяПриветствие учителя Коммуникативные:-взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
2.На интерактивной доске выводит следующие термины: кроманьонец, австралопитек, антропогенез, гейдельбергский человек. Предлагает найти самый ёмкий термин. Читают, осмысливают, отвечают- антропогенез. Познавательные УУД :- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение как осмысление цели чтения
-синтез как составление целого из частей
-построение логической цепи рассуждений
3.Учитель задаёт вопрос:- Попытайтесь проанализировать- из каких частей построено это слово и что оно означает? Называют корни и говорят, что это процесс эволюционного развития биологического вида человек разумный Коммуникативные УУД:- умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
НА доске выделяется слово АНТРОПОГЕНЕЗ 4. Вопрос- А что бы вы хотели узнать об антропогенезе? Записывает на доске вопросы детей Формулируют и задают вопросы, например какие этапы антропогенеза?
Причины антропогенеза? Регулятивные УУД:- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно , и того, что ещё неизвестно
-определить последовательность действий –способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию.
Коммуникативные УУД:- постановка вопроса
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД:- определение основной и второстепенной информации.5Учитель возвращает обучающихся к оставщимся на доске словам с вопросом –В какую смысловую фразу вы бы объединили все оставщиеся слова? Дети отвечают, что это слова –названия человека на разных этапах развития Познавательные УУД:- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, подведение под понятие
6А теперь мы с вами совершим виртуальное путешествие в третичный период кайнозойско эры.Ваш товарищ совершил это путешествие дома и поделится с вами увиденным.( на предыдущем уроке один ученик получил в качестве индивидуального домашнего задания возможность подготовить материал и на его основе сделать презентацию по теме растительный мир того времени, а другой аналогичное задание- животные кайнозойской эры)
Важно для успешного урока эти работы предварительно проверить. Обучающиеся смотрят и слушают Познавательные УУД :- поиск и выделение необходимой информации
- применение методов информационного поиска
-знаково-символические действия, включая моделирование
Коммуникативные УУД- обеспечение социальной компетентности и учёт позиции партнёров по общению
-умение слушать
-планирование учебного сотрудничества
-умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
-владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка
7 Учитель предлагает обобщить увиденное и услышанное Обучающиеся говорят о том, что к этому моменту жизнь существовала во всех средах обитания и характеризовалась большим многообразием. Коммуникативные УУД- обеспечивают умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные УУД:- внесение необходимых дополнений и корректив
-выделение и осознание того, что уже усвоено и того что ещё подлежит усвоению.
8 Итак, теперь мы с вами можем представить, что бы могли увидеть оказавшись во времена зари человеческого общества. А как же развивались события дальше? Показывает собственную презентацию о этапах антропогенеза Обучающиеся смотрят и слушают Познавательные УУД:- извлечение необходимой информации из прослушанного-анализ объектов с целью выделения признаков
-построение логической цепи рассуждений
9 Учитель предлагает обучающимся заполнить таблицу, опираясь на услышанное и используя материал учебника группами по 5 человек, распределив нагрузку самостоятельно внутри команды Обучающиеся распределяют роли, заполняют таблицу Коммуникативные УУД:
-управлять и распределять обязанности партнёров, коррекция и оценка действий партнёров
-умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами
Личностные УУД:
-знание моральных норм
-ориентация в социальных ролях и межличностных
р отношениях
Познавательные УУД:
-поиск информации
-умение структурировать знания
-смысловое чтение и осмысление
Этапы антропогенеза Время жизни Объём мозга Особенности строения Особенности образа жизни
Ребята заслушивают работу друг друга, корректируя и делая поправки 10 А теперь обратимся к истории Саратовского края и определим на каком этапе развития человеческого общества была освоена территория родного края . Послушайте подготовленный рассказ вашего товарища Обучающийся рассказывает статью первые упоминания о человеке на территории Саратовского края, другие ребята слушают и пытаются хронологизировать. Познавательные УУД: -выбор основания и критериев для сравнения
Личностные УУД: - нравственно-этическое осмысление, реализуемое на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся;- знание моральных норм
11 Обратимся к тем вопросам которые вы обозначили для себя в начале урока, на какие из них вы получили на уроке ответ, а какие остались без ответа? Ученики осуществляют анализ услышанного на уроке Познавательные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
12 Спасибо за продуктивную работу и в качестве домашнего задания прошу вас ответить на следующий вопрос:-Как вы считаете мог ли антропогенез протекать по другому и какие условия могли его вызвать? Записывают и осмысливают задание.