Программа элективного курса «Основные вопросы биологических наук»


Российская Федерация
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
город Мегион
Программа элективного курса
«Основные вопросы биологических наук»
Учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №4»
Ситдикова Ф.Г.
2015-2016г.

Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Выбор профессии является важнейшим моментом в жизни человека. Правильный выбор определяет его дальнейшую судьбу. Целью данного курса является знакомство учащихся 8-х классов с профессиями, в которых необходимы знания различных отраслей биологии.
В этом немалую роль должен сыграть данный элективный курс “В мире биологических профессий”, который призван показать учащимся применение биологических процессов в различных отраслях народного хозяйства. При изучении предлагаемого курса учащиеся расширят представление о возможности применения биологических знаний в профессиональной деятельности. Узнают об основных требованиях к индивидуальным особенностям специалиста, профессиональной подготовке, о медицинских противопоказаниях. Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение практических работ, не входящих в основной курс биологии. Ряд тем изучается с использованием компьютерных технологий.
Основными формами занятий являются дискуссии, защита проектов, семинарские занятия. В заключение курса учащиеся представляют проектную работу с использованием компьютерных технологий – презентацию профессии (по выбору), которая смогут служить в дальнейшем демонстрационным материалом.
Программа предполагает проведение экскурсий, для знакомства с условиями труда в некоторых профессиях. Все это способствует развитию любознательности и интереса к предмету. В программе предусмотрены разные варианты последовательности тем, которая зависит от времени проведения курса. Элективный курс рассчитан на 17 часов.
Цель курса - способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Основные задачи курса:
профессиональная ориентация учащихся по биологическому профилю;
поддержка интереса к биологии и профессиональная направленность;
формирование общей культуры, нравственности, чувства патриотизма;
Формы контроля: рефераты, творческие работы, проектная деятельность с использованием компьютерных технологий – презентацию и итоговая конференция.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
После изучения данного элективного курса учащихся должны знать:
Биологические профессии;
Внедрение биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России и Тюменской области;
Основные профессиональные требования к биологическим профессиям;
Знать предприятия и организации России и Тюменской области по данному профилю;
Учащиеся должны уметь:
Ориентироваться в биологических профессиях и внедрение биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России и Тюменской области;
Оценивать свои склонности и способности к выбору профиля обучения или к выбору профессии;
Развитие умений работать в группе;
Выполнять и оформлять рефераты, творческие работы и групповые проекты, придерживаясь определённой структуры.
Содержание курса
Вводное занятие. В каких профессиях нужны знания по биологии?
В мире биологических профессий (2 часа).
Познакомить учащихся с профессиями биологического профиля и применение биологических знаний в других профессиях, составление списка профессий.
Обсуждение качеств, черт характера, необходимых для этой профессии.
Условия труда. Пути получения профессии.
Практическое задание: «Определение своих склонностей и способностей способствующих выбору профессии и составления своей профессиональной карты».
Тема 1. Биология в медицине (5 часов).
Введение в медицинские профессии и профессиональные требования к ним.
Познакомить с профессиями младшего и среднего медицинского персонала (медсестра различного профиля, лаборант, фельдшер, фармацевт), врачами различного профиля (терапевт, педиатр, хирург, онколог, отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог, травматолог и другие), а также с представителями медицинской науки (генетиками, геронтологом и другими).
Экскурсии:
а) Посещение детской и взрослой поликлиник, с целью знакомства с работой педиатра или терапевта; медицинской сестры и биохимической лаборатории.
б) Посещение аптеки, с целью знакомства с работой фармацевта и провизора.
Тема 2. Биология в педагогической деятельности (4 часа).
Биологические знания в профессиях учителей: начальной школы, музыки, физической культуры, ОБЖ, географии, химии, биологии, физики и информатики.
Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя и воспитателей различных образовательных учреждений.
Практическое задание: «Оценка своих коммуникативных способностей с использованием психологических измерений».
Тема 3. Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Тюменской области (5 часов). Ландшафтный архитектор. Пути получения профессии. Практическая работа по составлению проекта садового участка. Компьютерная программа «сад и огород». Профессии: коневод, инструктор по конному туризму. Иппотерапия. Просмотр презентации. Микробиология. Практическое занятие. Работа с микроскопом. Профессия цветовод – декоратор. Основы селекционной работы. Основы генетики. Селекция фиалок. Практическое занятие. Комнатные растения. Вегетативное размножение.
Ознакомление с применением биологических знаний в других профессиях (химик – технолог, лесник, эколог, инженер, ветеринар, агроном, дизайнер, охотовед и другие).
Экскурсии:
а) Посещение предприятия “Водоканал”, с целью знакомства с работой инженера-эколога и лаборанта биологической лаборатории.
Итоговая конференция “Биология в профессиях” (1 час).
Защита творческих работ и проектов.
Примерная тематика индивидуальных и групповых проектов:
Медицинская сестра.
Фармацевт и провизор.
Фельдшер
Педиатр и терапевт, особенности их работы.
Хирург, онколог и травматолог.
Специалисты различного медицинского профиля (отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог).
Биологические знания в педагогике.
Охрана жизни и здоровья школьников.
Учёт возрастные и индивидуальных особенности учеников (или воспитанников) в работе классного руководителя (или воспитателя).
Живой уголок и дети.
Животные и растения дома и в природе.
Учебно-методический план

темы Название темы Общее количество часов Лекции Практические
занятия Экскурсии Формы контроля
  Вводное занятие. В мире биологических профессий 2 1 1 Составление профессиональной карты ученика
1. Биология в медицине 5 3 2 Выполнение рефератов и творческих работ по экскурсиям
2. Биология в педагогической деятельности 4 3 1 Выполнение рефератов и проектов
3 Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Омской области. 5 3 2 Выполнение рефератов и творческих работ по экскурсиям.
  Итоговая конференция “Биология в профессиях” 1 1 Творческие и проектные работы учеников
  Итого: 17 11 2 4  
Список литературы1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Э.М.Александровская, Н.И. Кокурина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2012.2. Биотехнология, охрана среды. – М., 2010.3. Бутенко Р.Г. и др. Клеточная инженерия. – М., 2009.4. Вакуленко В.В. и др. Декоративное садоводство: Пособие для учителей / В.В.Вакуленко, М.Ф.Труевцева, Вл. В. Вакуленко. – М: Просвещение, 2011.5. Васянин В.И. Сельскохозяйственные роботы. – М.: Колос, 2009.6. Гусев В.Г. Живой уголок. – 2-е изд. – М.: Лесная промышленность, 2005.7. Горышина Т.К. Растения в городе. Л., Издательство ЛГУ, 2007.8. Егорова Т.А. Основы биотехнологии: Учеб. пособие для высш. пед.учеб.заведений / Т.А.Егорова, С.М. Клунова, Е.А. Живухина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008.9. Заянчковский И.Ф. Животные – помощники ученых. – Уфа, 2005.10. Кассиль Г. Н. Наука о боли. – М., 2007.11. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. Для учащихся. – М.,2009.12. Корабельников В.А. и др. Легенды и быль о собаках. Первые прирученные человеком: Кн. для учащихся / В.А. Корабельников, Т.В. Корабельникова, А.В.Корабельников. – М.: Просвещение, 2003.13. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009.15. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. Уфа, РИО, 2011.16. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками /Под ред. Е.М. Борисовой и др. – М.,2006.17. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М., 2010.