Конспект непосредственной образовательной деятельности « Ознакомление с окружающим миром» по теме: «Волшебница вода»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Звёздочка» г. Азнакаево РТ


Выполнила: Шакирова Ф.С.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Ознакомление с окружающим миром» по теме: «Волшебница вода»
Цель: учить проводить опыты.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание»- закрепить знания о свойствах воды, познакомить самым простым способом очистки воды;
«Коммуникация» - развивать умения использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды.
«Социализация»- использование игрового момента.
«Чтение художественной литературы» - отгадывание загадок.
«Безопасность»- формировать навыки безопасного поведения в лаборатории, и во время проведения опытов.
«Труд»- участие детей в расстановке и уборке оборудования.
Задачи.
Образовательные: Закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса), познакомить самым простым способом очистки воды;
Развивающие: развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды. Потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать.
Воспитательные: аккуратность, внимательность, прививать бережное отношение к воде;
Материал: Демонстрационный: слайды, поднос, одноразовый лоток, стеклянные банки,; салфетка для фильтрования, воронка; вода, соль, сахар, мука.
Раздаточный: подносы, одноразовые лотки, стеклянные банки; салфетка для фильтрования, воронка; вода, соль, сахар, мука.
Словарная работа-фильтр.
Индивидуальная работа- с Саматом и А. Тимуром – развивать способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать при работе с таблицами.
Предварительная работа: знакомство с лабораторией, со свойствами воды, заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода», отгадывание загадок, беседа «Мы в лаборатории».
Методические приемы. Игровой: использование игрового момента.
Словесный: вопросы воспитателя, ответы детей. Наглядный: использование ТСО.
Использование ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран..
Содержание организованной деятельности детей
I.Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы вспомним все, что знаем о воде. Устроим праздник «Волшебница вода!». Для этого отправимся в необычное путешествие на волшебную полянку. Раз путешествие необычное, то транспорт должен быть необычным. Я - мама тучка, а вы мои снежинки. Представили себя снежинками, закрыли глаза и полетели (Дети закрывают глаза). Мы летим над полями и лугами.. Вот и лес! Медленно опускаемся на поляну. Открываем глаза. Здесь нас ждут интересные загадки. Попробуйте их отгадать. Правильно ли вы ответили, можете проверить, посмотрев на экран. Слушайте первую загадку, будьте внимательны!
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… снежинки.
Сейчас на экране мы увидим картину-отгадку. Вы ответили правильно. А вот вторая загадка.
Драгоценным ожерельем
Спать ложится на деревья,
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов (снег).
Верно! Теперь следующие загадки. Будьте внимательны!
Рыбам жить зимой тепло,
Крыша-толстое стекло (лед).
Молоко над речной плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Видно стало далеко (туман).
То спокойная, то шумливая,
И широкая, и красивая.
Любят плавать в ней и нырять,
Огороды, сады ее водой поливать (река).
II. Основная часть.
Воспитатель:Молодцы! Дети, посмотрите на экран и скажите что это?
Дети: Фонтан.
Воспитатель: А что льется в фонтане?
Верно, вода. Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Молодцы! Хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы). Правильно. Поводят опыты. Представьте себе, что вы юные ученые. Наденьте халаты! Вспомните, как нужно работать в лаборатории. (Повторяют правила: нужно быть аккуратным, внимательным и работать осторожно). Дети, садитесь все на стульчики и скажите, какие свойства воды мы уже знаем.
Дети: Вода не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и вкуса.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Сегодня мы с вами откроем еще одну тайну воды. У нас на столе подносы со стаканами, в которых находятся разные вещества. Будьте внимательны: в стакане с красной полосой находится сахар, в стакане с желтой полоской –соль, а в стакане с синей полоской-мука. Запомнили, в какой посуде что находится?
Воспитатель напоминает о том, что нужно соблюдать правила безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно осторожно.
Воспитатель: Обратите внимание, у вас на столе находится стеклянные баночки с водой. Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с солью налейте воду и хорошо размешайте ложкой.
Самостоятельная работа детей (размешивание соли в воде).
Воспитатель: Что случилось с солью?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: Теперь налейте воду в стакан с сахар и размешайте. Что случилось с сахаром?
Дети: Он растворился в воде.
Воспитатель: А теперь налейте воду в стакан с мукой и размешайте. Что произошло с мукой?
Дети: Мука тоже растворилась в воде.
Воспитатель: Значит, соль, сахар в воде растворяются. При этом какая вода в стакане?
Дети: Вода в стакане прозрачная.
Воспитатель: Верно! Мука тоже растворилась в воде. Какая вода в этом стакане?
Дети: Вода в стакане мутная.
Во время работы дети пользуются салфетками, чтобы вытереть нечаянно пролитые лужицы воды.
Воспитатель: Да, вода мутная, но ее можно очистить с помощь салфеток, которые лежат на подносах. Это самый простой способ очистки воды. Давайте проведем опыт (показ, как установить салфетку в воронку, затем вставить в воронку в чистую банку).
Воспитатель: У всех все получилось правильно. Какие вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно, понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала прозрачной, чистой.
Воспитатель: Куда делась мука?
Дети: Вся мука осталась на салфетке.
Воспитатель: Дети, как же мы ее очистили?
Дети: С помощью фильтра.
Воспитатель: Что помогло нам очистить воду?
Дети: Фильтр.
Воспитатель: Мы провели опыты. Окаком свойстве воды вы сегодня узнали? Какую тайну воды открыли?
Дети: Вода растворяет соль, сахар, муку.
Физминутка
Воспитатель: Воду можно очистить по-разному. Мы узнали самый простой способ очистки воды. Но с чистой водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая течет из крана в наши квартиры тоже очищенная. Сначала воду берут из реки, затем она попадает на специальные станции, где с помощью фильтров, похожих на наши, воду очищают от песка и грязи. И только после этого вода попадает в водопроводный кран в квартире. Человек не может жить без воды.
Дети, давайте повторим, как вода попадает в наши квартиры (Ответы детей).
Работа с таблицами.
(Дети должны на карточках провести линии, указав, как вода попадает в наши квартиры)
Итог: Воспитатель: Вода- самое удивительное вещество на планете. Вспомним еще раз чудесные свойства воды.
Дети: Вода-жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Вода-добрый друг человека вспомним стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница вода», давайте его послушаем:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В лужайке, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Дети, почему же нельзя прожить без воды? Как нужно относиться к воде? (Ответы детей).