Проект по литературному чтению Живая азбука


Проект "Живая азбука"
1. Паспорт проектной работы.
Название проекта: “Живая азбука”.
Руководитель проекта: учитель Боева Инна Александровна.
Учебный предмет: литературное чтение.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, изобразительное искусство, технология.
Возраст учащихся: 7-11 лет.
Тип проекта: творческий.
Цель проекта:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании “Живой азбуки”
учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,
воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Задачи: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.
Вопрос проекта: Возможно, ли силами детей 1 класса осуществить создание такой азбуки
Предполагаемый продукт проекта: “Живая азбука”.
Этапы работы:
Создание рабочей группы.
Анализ существующих пособий.
Выбор направления деятельности.
Анализ собранного материала.
Иллюстрирование отобранного материала.
Проверка в действии, обмен опытом.
Презентация.
Распределение ролей в проектной группе.
Роль учителя:
координировать весь процесс учебной творческой деятельности,
помогать детям в поиске источников информации,
самому быть источником информации,
поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.
Роль учеников: создание одной страницы азбуки с буквой, на которую начинается имя ребенка.
Актуальность проекта.
Для повышения эффективности коррекционной работы на уроках литературного чтения наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к урокам, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Проектная деятельность способствует обучению ребёнка самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам. Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.
2. Педагогическое описание проекта.
Наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.
В проекте детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проекта, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают.
Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.
Главная задача учителя – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.
Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо.
Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.
Задуманный проект “Живая азбука” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей.
Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей, учителя, родителей, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно занятия проектной деятельностью могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – “учусь сам, обучая другого”.)
Радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность привлекает детей. У них формируется выдержка, настойчивость, сопереживание.
Наблюдая за детьми, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно лучше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта.
По завершению работы над азбукой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.
Детям очень нравятся свои работы, они гордятся ими, узнают свои “произведения искусства” среди множества других, даже через длительное время.
В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к учебной деятельности. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы.
Этапы проекта
1этап. “Раскрыть содержание заданной буквы ”.
Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.
Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.
2 этап. «Оживить букву»
Исследовательские цели: Формировать умение работать с различными материалами при создании анимации
Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.
3 этап. “Найти загадку, отгадка которой начинается на заданный звук”.
Исследовательские цели: Формировать умение находить недостающую информацию в информационном поле.
Воспитательные цели: Воспитывать интерес к изучению русского народного творчества, приобщать детей к чтению художественной литературы.
4 этап. “Подобрать скороговорку, в которой часто встречается заданный звук”.
Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками.
Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.
5 этап. “Записать стихи”.
Исследовательские цели: Формировать умение самим ставить учебную задачу и умение запросить недостающую информацию у эксперта.
Воспитательные цели: Развивать творческие способности, аккуратность и самостоятельность.
6 этап. “Записать сказки”.
Исследовательские цели: Формировать умение самим ставить учебную задачу и умение запросить недостающую информацию у эксперта.
Воспитательные цели: Развивать творческие способности, аккуратность и самостоятельность.
7 этап. “Оформить страницу азбуки по образцу”.
Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.
Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей.
Каждый этап работы над азбукой должен иметь свой конкретный продукт.
Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.