Почему идет дождь и дует ветер.Урок окружающего мира в 1 классе.


Почему идет дождь и дует ветер?
Природоведение  (1 класс)
Учебник:
Страницы:
Наглядно-демонстрационные материалы:
1. Иллюстрации: королевич Елисей, Царевна - Лебедь, Солнце,Луна и звёзды.2. Для схемы на доске: река, солнце, капельки.3.Аудиозапись.
Вводная часть:
.Орг.момент.Уч: Сегодня у нас урок необычный. На уроке мы должны с вами повторить о том, что изучали на прошлом уроке. А что мы должны повторить узнаете, отгадав загадки.Загадки читает хорошо читающий ученик.)1) Красная девица по небу ходит.. (Солнце)2) Что видно только ночью? (Звёзды)3) Над бабушкиной избушкой, висит хлеба краюшка. (Месяц)Уч. Так, о чём мы должны сегодня повторить? (Ответы детей)Обобщение учителя.Мы должны повторить, что такое солнце, луна и звёзды.Уч. А что нового сегодня узнаем, отгадайте.1) С неба пришёл, в землю ушёл. (Дождь)2) Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас подгоняет. (Ветер)Уч. так, о чём мы с вами будем говорить на уроке? (Ответы детей)Обобщение учителя.Мы узнаем, почему идёт дождь и дует ветер.Урок сегодня у нас сказочный. А какая сказка придёт к нам, отгадайте.Инсценирование данного отрывка учителем. (Рисунок зеркала)Уч. Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?И ей зеркальце в ответ:«Ты прекрасна, спору нет.Но царевна всех милее,Всех румяней и белее»Как царица отпрыгнёт.Да как ручку замахнёт,Да по зеркальцу как хлопнет,Каблучком то, как притопнет.«Ах ты мерзкое стекло!Это врёшь ты мне назло!»Уч. Из какой сказки отрывок? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)Уч: Кто автор сказки? (А.С.Пушкин)Уч. Ребята, а кто знает, что произошло в этой сказке? (Ответы детей)II. Повторение пройденного.Повторить знания детей о луне, солнце и звёздах.Уч. За невестою своей,Королевич ЕлисейМежду тем по свету скачетНет как нет! Он горько плачет,И кого не спросит онВсем вопрос его мудрёнКто в глаза ему смеётсяКто скорее отвернётся.Уч. Ребята, давайте поможем Елисею найти невесту.Тогда мы должны преодолеть все препятствия на его пути.Уч. К красну солнцу, наконец, обратился молодец:(Аудиозапись)«Свет мой солнышко!Ты ходишь круглый год по небуСводишь зиму с тёплою веснойВсех нас видишь под собой.Аль откажешь мне в ответеНе видало ль, где на светеТы царевны молодойЯ жених ей!»Уч. Ребята солнце готово показать дорогу Елисею, если мы расскажем емувсё, что знаем о нём.(Ответы детей) (Солнце – ближайшая к Земле звезда.Солнце создаёт нам день.Солнце это огромный пылающий шар, оно больше Земли.Без солнечного света не было бы жизни на Земле).Уч. Тёмной ночки ЕлисейДождался в тоске своейТолько месяц показалсяОн за ним с мольбой погнался(Аудиозапись)«Месяц, месяц, мой дружокТы встаёшь во тьме глубокойКруглолицый, светлоокийИ, обычай твой любяЗвёзды смотрят на тебяАль откажешь мне в ответеНе видал ли где на светеТы царевны молодойЯ жених ей!»Уч. Месяц укажет дорогу дальше Елисею, если мы расскажем, что знаем о луне и звёздах. Я начну предложение, а вы должны его закончить.1. Все звёзды – это огромные пылающие…(шары)2. Звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что…(Находятся далеко от Земли.)3. Все звёзды отличаются…(по размеру и цвету)4. Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в… (созвездия)5. У большого ковша больно ручка хорошаТри звезды – и все подряд, как алмазные горят.Что это за созвездие? (Большая Медведица)6. Луна движется вокруг….(Земли)7. Луна не испускает свет. Она словно зеркало…(отражает) свет (солнца)8. На луне нет …(воздуха) поэтому люди там не …( не живут)9. А ещё на луне нет…(воды)
Основная часть:
III. Изучение нового материала.Уч. Ребята, вы справились с заданием луны и звёзд. Королевич Елисейблагодарит вас и спешит дальше. Отгадайте, к кому направили Елисеялуна и звёзды?(Аудиозапись – шум дождя.)Уч. Что вы услышали? (Ответы детей)Так к кому же направился Елисей? (Ответы детей)Физ.минутка.Дождик, дождик! Что ты льёшь?Погулять нам не даёшь.Дождик, дождик! Полно лить!Деток, землю, лес мочить.После дождика на даче,Мы по лужицам поскачем!(Аудиозапись)«Дождик, дождик, мой дружок!Аль откажешь мне в ответеНе видал ли где на светеТы царевны молодойЯ жених ей!»Уч. Ребята, у дождика сегодня плохое настроение. Не знает, дождик, откудаон берётся. Как получается?Кто знает, что происходит с водой, когда она нагревается? (Испаряется)Значит, когда вода нагревается, то она превращается в пар т.е. вневидимые капельки воды.Послушайте историю одной капельки, которая жила в пруду. Жила на свете капелька,Как все кто жил в пруду.Не слушала родителей,Куда хочу, пойду.С подружками резвиться,Могла, хоть целый день.Смеяться и кружиться,Ей никогда не лень.Могла поплыть налево,Направо плыть могла.Могла подпрыгнуть смело,Подумаешь, дела!Её усатый дядя сом,Устал предупреждать.- Там солнце греет всё кругом,И может в гости взять.- Я к солнышку хочу взлететь,Хочу всех выше стать!Чтобы от туда посмотреть,Куда ещё слетать?Она подпрыгнула смелей,Ей солнца луч дало:- Давай же капелька, смелей,Смотри, как тут светло!И что же с капелькой стряслось?Лишь только пар взлетелПредупреждение сбылось,Вдаль дядя сом смотрел.Весь пар на облако присел,Зашёл в прохладный зал.И кто хотел, кто не хотелВодою снова стал.Тут грозный гром как зарычит,На солнца яркий луч!И ветер вдруг как засвистит:- Я тоже, мол, могуч!И хлынул дождик проливной,Всю землю окропилИ вот поток уже речнойВсе капли подхватил.И наша капля среди всех,К пруду плывёт скорей.И слышен кап звонкий смехСреди лугов полей.Ну, что? – спросил усатый сом:- Ведь я не зря кричу.Ты, знаешь дядя, дело в том,Я снова так хочу!Заерепление:Уч: Где жила капелька?Что же с ней случилось? (Ответы детей)Практическая работа.У вас на парте тоже есть капельки.Представьте, что эти капельки из нашей реки Колпь. На Земле оченьмного таких рек, озёр, морей, океанов, луж. И все они состоят из таких воткапелек воды.. Давайте прикрепим наши капельки на доску. (дети поочереди выходят и прикрепляют капельки над речкой). Солнце нагреваетводу, капелькам становиться жарко, они превращаются в пар иподнимаются высоко в небо, т.к. там холодно. Вверху, их собирается оченьмного, они сталкиваются друг с другом, и из двух маленьких получаетсяодна большая. Их становится так много, что образуется большая туча(учитель перемещает капельки в тучу и закрывает ими солнце).Капелек всё больше и больше, они становятся всё тяжелее и тяжелее. Они не могутбольше держаться на верху. И начинают падать на землю в виде дождя.Капельки возвращаются обратно в нашу речку. Прошёл дождь, выглянулосолнышко, высушило лужи, нагревает воду в реке. Наши капельки сноваиспаряются, поднимаются высоко в небо, образуют тучу и проливаютсядождём обратно на землю. (на доске появляется аппликация: река,капельки, солнце, туча, дождь.)Закрепление по учебнику: стр. 92.1) Чтение вывода детьми вслух.- Что такое туча?- Из чего состоит туча?- Почему капли падают на землю, и получается дождь?- Какие бывают дожди?Рассмотрите рисунок внизу учебника в рамке.- Как бы вы назвали дождь слева? (ответы детей)- Прочитайте слева название этого дождя.- Рассмотрите дождик в середине. Дайте название. Прочитайте название.- Обратите внимание на третий дождь. Как бы вы его назвали?Прочитайте название.- Возьмите простой карандаш, и закрасьте тот дождь, который вынаблюдали в природе.- Назовите, какой дождь вы наблюдали. (ответы детей)Уч. Рассмотрите картинку в средней части страницы.- Что вы видите на картинке?- Почему растения и животные радуются дождику? (ответы детей)Уч. Настроение у дождика улучшилось. А сейчас нарисуем дождик в тетради.Первый ряд будет рисовать грустный дождик, а второй – весёлый.Работа в тетради стр. 37 зад. 2 сам-но, 3 кол-но.Уч. Рад дождик тому, что вы узнали, как он появляется. Дождик показалКоролевичу Елисею дорогу дальше. Королевич направился навстречус… кем? Отгадайте.(Аудиозапись - шум ветра.) Уч. К кому отправился Елисей?Физ.минутка с гантелями. «Ветер дует…»(Аудиозапись)«Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе.Не боишься никого,Кроме бога одного.Аль откажешь мне в ответеНе видал ли где на светеТы царевны молодойЯ жених ей!» «Постой»Отвечает ветер буйный,«Там за речкой тихоструйнойЕсть высокая гора,В ней глубокая нора.В той норе во тьме печальнойГроб качается хрустальный…В том гробу твоя невеста»Уч Ветер дальше побежал,Королевич зарыдал…Жалко стало ветру Елисея. Он решил ему помочь, но с условием, еслиЕлисей ответит на вопрос, «Какой бывает ветер?» и получит ветер сам.Работа по учебнику стр. 93.(Дети читают и выбирают вслух слова, которыми можно описать ветер).Уч. Ребята, а как можно получить ветер? (Ответы детей)Давайте поможем Елисею получить ветер. Все вместе дружно подуем нашарик, лежащий на столе. (Дети дуют на шарик – получают ветер)(Аудиозапись – звон разбитого стекла)Уч: Гроб разбился! Дева вдругОжила…Глядит вокругИзумлёнными глазамиИ качаясь над цепями,Привздохнув произнесла«Как же долго я спала!»(На доску вывешивается рисунок Царевны)И с невестою своей обвенчался ЕлисейИ никто сначала мираНе видал такого пира…Уч. А как же возникает ветер? (Ответы детей)Обобщение: чтение вывода учителем из учебника стр. 93.Пр.раб. Вытяните руки вперёд. Представьте, что на левой ладошке у вас тёплыйветер, а на правой – холодный. Тёплый ветер – лёгкий, он поднимаетсявверх (поднимают вверх левую руку), а холодный тяжелее, он опускаетсявниз (опускают правую руку вниз). Внизу холодный воздух нагревается иснова поднимается вверх, а тёплый воздух приходит на место холодного(дети выполняют движение руками вверх, вниз) Так и получается ветер.
Завершающая часть:
Итог урока. Ресурсный круг.Дети выходят к доске, встают полукругом.Уч. Что ты слышал на уроке?Что ты видел на уроке?Что ты почувствовал на уроке? (Ответы детей)Уч. Давайте подарим тепло наших рук друг другу. Прикоснёмся ладошкамидруг к другу.