Выступление на педагогическом совете школы ( из опыта работы)


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ )
Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.
Подбор и освоение тематического и речевого материала и на уроке уже носит в себе воспитывающую направленность, развивает у школьников те или иные духовно-нравственные, социокультурные, оценочные компетенции. Например:
2 класс – мое настроение.
3класс – манеры поведения за столом.
4 класс – моя страна, мой город \ поселок.
5 класс - как сделать жизнь в школе интересной.
6 класс - моя семья, мои обязанности в семье
7 класс – что значит дружба, быть другом.
8 класс – нормы и правила поведения.
9 класс – здоровый образ жизни или как хорошо выглядеть.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Возможность высказать свое мнение по тому или иному прочитанному тексту, дать оценку поведения и событий по содержанию прочитанного способствует развитию у учащихся способности к самореализации и самооценке.
Развитие творческих способностей при обучении английского языка непосредственно связано с использованием игровых моментов на уроках, проведении нетрадиционных уроков. Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.
Урок-проект.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.
Апробирование данной методики в 9ом классе прошло в 1 ом полугодии, когда учащимся было предложена работа над проектом по интересующей их теме. Тип проекта выбирался учащимися так же самостоятельно, с учетом их способностей, заинтересованности и желания. Продуктом проекта стала выполненная учащимися мультимедийная презентация.
Учащимися был выбран поисково-информационный проект по темам: «Любимое музыкальное произведение», «Средства массовой информации в жизни человека», творческий проект, когда учащимися был предложен вариант нового телевизионного канала, исследовательский проект. Выбор тем здесь был самым разнообразным: «Любовь -что это такое?», «Проблема бездомных животных», «Все ли вкусное-полезно»
Видео-урок
В целях приобщение школьников к культурным ценностям народа — носителя языка,
большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Во
время просмотра видео-фильма школьники имеют возможность, например, погрузиться в атмосферу взаимоотношений носителей языка, наблюдать за особенностями их мимики и жестов.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся.
Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. С этой целью я использую на уроках видеоматериалы обучающего фильма Английский для начинающих, с предложением теста по проверке понимания увиденного, на младшей ступени обучения- обучающе -игровые мультфильмы Диснея.
Урок-экскурсия.
Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Заочная экскурсия проводилась учащимися 6го класса в Музей мадам Тюссо, в Вестминстерское Аббатство.
Экскурсию на празднование традиционных праздников Великобритании и России проводили ученики 8Б класса.
Урок-спектакль.
Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Урок-праздник.
Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
В школе прошёл праздник Хэллоуина, в подготовке и проведении которого ведущую роль взяли на себя ученики 9А класса, в празднике участвовали учащиеся 5-6 классов.
Праздник Рождества, который прошел в рамках недели иностранного языка, ведущими урока была группа учеников 7 В класса, урок проводился для учеников 4 класса.
Праздник английского алфавита для учащихся 2го класса.
Урок-интервью.
Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Такой урок проходит в 9 классе с проблемным вопросом для обсуждения: Система образования какой страны: России, США или Великобритании совершеннее.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет увлеченность игре. Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как выигрывают одни и те же способные ребята, и увлеченность большинства игроков падает. Игры с элементом удачи включают в себя игры на угадывание, игры с кубиками и картами. Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.
Следуя теории М.Ф. Стронина, я использую в своей работе игры следующих категорий:
1. лексические игры (Найди спрятанное слово, Третий лишний)
2. грамматические игры; (Расставь разбежавшиеся слова, Угадай-ка)
3. фонетические игры; (Попугай, Караоке)
4. орфографические игры; (Расшифруй слово, Найди убежавшую букву)5. творческие игры; ( Это твоя роль, Великий писатель,)Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.