Доклад Использование интерактивной доски в начальной школе


Интерактивная доска и её применение в начальной школе
Опыт использования ИКТ для повышения качества образования младших школьников
Цель работы:
распространение опыта работы учителя по применению ИКТ для повышения качества образования младших школьников.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
 Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала
  Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
 • усилить образовательные эффекты;
 • повысить качество усвоения материала;
 • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
 • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
 • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
 
  Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
 
1. Создание презентаций к урокам;
 2. Работа с ресурсами Интернет;
 3. Использование готовых обучающих программ;
 
I. Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
 Более того, презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
 Я часто использую созданные мною презентации на своих уроках на разных этапах урока.
• На уроке математики во время знакомства с таблицей умножения детям предлагаются тренажёры. Во время знакомства с задачами на встречное  движение перед детьми появилась картинка с изображением различного транспорта, который движется навстречу друг-другу. Дети наглядно представляют эту задачу, что облегчает её решение. 
• На уроках русского языка во время изучения темы «Правописание безударных окончаний глаголов» с помощью ребят составлялась памятка «Как написать окончание у глаголов» и эта памятка появлялась перед ними. После изучения темы «Безударные гласные в корне слова » детям было предложено вставить пропущенные буквы, а во время проверки эти буквы раскрывались. На этапе проверки знаний можно предложить ребятам тест, в котором они должны выбрать правильный ответ, а затем сразу же проверить их выбор. Правильный ответ можно выделить другим цветом, или подчеркнуть.
  • На уроке окружающий мир во время изучения темы «Я выбираю здоровый образ жизни» когда разговор шел о правилах личной гигиены, перед учащимися появилась картинка, где были изображены микробы, а потом показала наглядно, как влияет вода на эти микробы – они исчезают. Потом работали с пословицами, надо было составить из частей целые пословицы. Ребята предлагали варианты, а на экране части пословиц соединялись. На этапе подведения итогов по этой теме, было предложено выбрать характеристики для здорового человека. Лишние слова удалялись. Использовались эффекты анимации. Во время знакомства с темой «Лес» детям был предложен кроссворд. Отгаданные слова появлялись на экране вместе с картинками. Все это повышает интерес к изучению предмета. В 4 классе ученики уже сами готовят презентации к своим сообщениям. Отвечая у доски, свой ответ сопровождают показом слайдов. А наличие ИД в классе позволяет корректировать таблицы, вписывать слова в кроссворды и т.д.
• На уроке трудового обучения во время изучения темы «Оригами. Изготовление игрушек», «Лепка. Котёнок», «Работа с бумагой. Ёлочка» были сделаны слайды с изображением поделок (картинки взяты из Интернета), а также показана последовательность изготовления игрушек. Так как картинки были перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделки. Есть возможность вернуться наглядно к любому этапу урока.  
Вывод:
 Презентации позволяют учителю:
 • наглядно представлять материал;
 • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
 • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; повышать познавательную активность обучающихся.
 II. Работа на интерактивной доске.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, что особенно важно в классе слабовидящих детей. У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом, написанное на интерактивной доске, может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
 Используя интерактивную доску, я вместе с учениками не только могу показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.
 
 Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:
 • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
 • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
 • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
 • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
 • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
 
 
 Преимущества для учащихся:
 • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
 • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
 • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
 • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
 • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
 
 
 При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
 • Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
 • Временные затраты на подготовку урока очень велики.
 • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
 Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером, ноутбуками для каждого ученика и проектором.
 
Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов?
 
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
 
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
 
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и налядно-образное мышление).
 
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
 
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
 
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания.
 
Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски  явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения и эффективность моего учительского труда.
 
 О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе
 
 В процессе обучения использую ИД:
 
 • как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
 • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
 • как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
 
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр
 
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.
 
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
 
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотр.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы
 
Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
 
Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.
 
Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученика класса с лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».
Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах.
 
При проведении математических диктантов «Проверь себя» использую таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
 
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.
 
Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка беру на сайте http://school-collection.edu.ru/, тренажеры по математике к учебнику Л.Г.Петерсон - http://babydreams.bestnetservice.com/ (в кабинете есть доступ к сети Internet), а так же готовые авторские программы для начальной школы учителей г.Томска Содержание данных ЭР соответствует тематическому планированию и специфике преподавания предметов по программе. Имеющиеся электронные приложения к учебникам по программе «Школа 2100» предназначены для учителей и содержат набор информационных объектов, которые отображают процессы и явления по предметной области.
Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
 
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
 
Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
 
Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать ее постоянно, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной и средней школе. В связи с этим  необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
Использую это чудо современной техники на каждом уроке в качестве наглядно-иллюстративного метода, как грамматический тренажер и тренажер навыков общения. Готовлю с классом праздники, классные часы, выступаю с различной информацией на педсоветах, родительских собраниях и т.д. Ученики и я получаем от этого огромную пользу и удовольствие.
Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение частей пословиц», «Установление соответствий».  Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в Интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.
 
При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: « Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов».
 
При обучении письменной речи и правописанию мною используются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками». Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.
 
При отработке грамматического материала используются приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем».
 
Большинство учащихся  класса прекрасно владеют компьютером, поэтому готовят самостоятельно различные работы в разных программах, в том числе и проекты по изучаемым темам.
  На мой взгляд, очевидно, что интерактивные доски имеют ряд преимуществ по сравнению с другими средствами обучения. Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для моих учеников.
 
  Вместе с тем считаю неправильными  категорические утверждения, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но отмечаю, что ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал.
  Далее я постарался сформулировать, каковы основные преимущества использования интерактивной доски на уроках  и в работе за рамками урока:
1. Интерактивные доски позволяют мне  увеличить количество иллюстративного материала на уроке, используя подготовленные графические и текстовые файлы, аудио и видеоматериал.
2. Интерактивные доски позволяют учителю в полной мере реализовать использование интерактивных заданий, тестов, упражнений направленных на развитие  навыка счёта, развитие речи, выразительного чтения.
3. В работе творческих мастерских за рамками урока использование интерактивной доски позволяет развивать индивидуальные творческие, интерактивные коммуникативные и артистические способности учащихся.
4. Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, дебатах на уроках.
5. Интерактивные доски позволяют оперативно организовать и проводить мониторинг знаний обучающихся в классе.
 
  Считаю, что использование интерактивной доски на уроках и во внеурочной деятельности также способствует развитию положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
  Существуют ли явные недостатки использования интерактивных досок?
  1. Большой проблемой считаю отсутствие или малодоступность программного обеспечения.
  2.  Увеличиваются временные затраты на подготовку урока.
  3. Необходимо также помнить о временном ограничении работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
 
  В заключение хочу сформулировать основные образовательные технологии, применяемые мной на уроках испанского языка и во внеурочной деятельности с использованием интерактивной доски:
  Применяемые технологии:
  1. коммуникативно-ориентированного обучения
  2. развития познавательных интересов
  3. активизация учебной деятельности
  4. учебно-познавательная игра
  5. информационные технологии