Мастер — класс по музыке на тему: Новые образовательные стандарты: деятельностный подход на уроках музыки.



Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьников и обеспечивается целенаправленным формированием у них универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
   Реализация системно - деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС.
ЗАДАЧИ:
Рассмотреть актуальность введения новых ФГОС
Раскрыть суть системно-деятельностного подхода.
Раскрыть собственный опыт в реализации системно-деятельностного подхода.
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
 Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Реализация технологии системно - деятельностного подхода  предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся,  которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.
По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность,  искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость,  умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).
Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной.  Одним  из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Система дидактических принципов
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
     Для построения урока в рамках ФГОС  важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
В чём же сущность деятельностного подхода?
Она раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.
 Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам. «Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».
Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в педагогической практике является "учебная деятельность". Но если мы употребляем понятие "учебная деятельность", то должны вкладывать в него определенный смысл. Выше уже говорилось о том, что основная масса учителей воспринимает это понятие на наивно-бытовом уровне, а не как научную категорию. В то же время ясно, что о научном подходе в обучении можно говорить только тогда, учебная деятельность понимается именно как научная категория. Это очень сложное образование, обладающее рядом специфических особенностей, которые выделяют его в особый вид деятельности и которые, конечно же, необходимо учитывать при ее организации. Вот как я вижу эти особенности:
Учебная деятельность проектируется и организуется не для себя, не субъектом деятельности, а другим человеком - обучающим;
Цель учебной деятельности задается другим человеком (обучающим) и может быть не известна субъекту деятельности, т.е. обучаемому. Как правило, обучаемому дают задачи, и цель для обучаемого – решение этих задач;
Цель и продукт учебной деятельности - не преобразование внешних объектов, а изменения в самом субъекте деятельности, обучаемом (обучаемый переделывает, преобразует, изменяет себя);
     Главными целями введения этого метода  являются:   
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной   аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Я работаю по программе разработанной на основе программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 10 лет, откорректировав ее с учетом музыкально-творческого самораскрытия природного таланта каждого школьника.
Программа направлена на максимальное раскрытие духовно-нравственного потенциала музыкального искусства. Привлекает опора на отечественную музыкальную культуру.
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, обеспечивающие самообучение и за порогом школы. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности; -предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Предлагаю разработанный вариант структуры урока по технологии деятельностного метода и результаты его внедрения.
На первом этапе, этапе самоопределения к деятельности организую положительное самоопределение учеников к деятельности на уроке. Для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу» - эмоциональный настрой) создаю соответствующие условия с помощью вопросов о настроении, с которыми дети пришли на урок, и музыкального приветствия (успехи детей на уроке всегда тесным образом связаны с интересом и комфортностью). Далее выделяю содержательную область «могу». При этом введение учащихся в мир музыки осуществляется  через сказочных героев, через игровую ситуацию, загадку, беседу. В итоге на данном этапе происходит включение каждого ученика в деятельность (под звуки музыки дети совершают различные двигательные действия, занимая свои места).
На втором этапе, во время актуализации и фиксации затруднения в деятельности, идет подготовка мышления детей к «открытию» нового знания. Эта задача решается различными способами деятельности школьников: в пении, слушании, движении, игре на музыкальных инструментах. Во – первых, добиваюсь актуализации знаний, умений, накопленного жизненного и музыкальногоопыта, необходимого для формирования нового умения. Во – вторых, провожу подготовку голосового аппарата к исполнению музыкального произведения, применяя упражнения на выработку правильного дыхания и звукообразования.
При подготовке к уроку для этого этапа подбираю цикл вопросов развивающего характера, где необходимо сравнить и выделить главное в музыкальном произведении.  Опирающиеся на прием сравнения (определение разницы в исполнении , в чем она появляется, какое исполнение лучше и почему). Вопросы рассчитаны на самостоятельность творческих действий.
В завершение этапа создаю затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, которые фиксируются с помощью проблемного задания (учебной задачи). При этом проблемное задание обязательно отвечает следующим  требованиям: оно должно быть личностно значимым для ученика, представлять посильную трудность и подталкивать ученика на  «открытие» нового знания.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Мои ученики выполняют исследовательские, творческие проекты. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.
Главными целями введения этого метода являются:   
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решаю главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
В основе деятельностного подхода к обучению рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов, игры, уроки-путешествия, уроки-исследования.
Для развития креативности школьников была разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.
Так, первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное:
«Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.
«Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.
Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:
«Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).
Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:
1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.
2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.
3. «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.
Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:
- систематичность и последовательность;
- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;
- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.
Заключение.
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1.      Использование дифференцированных заданий.
2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.
3.      Использование метода проектов.
1.      Использование дифференцированных заданий.
Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.
Список литературы.
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926
Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000
Имакаев В.Р. Феномен учительства в социально-философском и гуманитарно-проектном измерениях. Дисс. на соиск. уч. степ. док. филос. наук. – Пермь. 2005
Имакаев В.Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. – Пермь. 2002
Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. 2001, №2
Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. – М. 1977
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.1946
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995
Мастер - класс по музыке
на тему:
"Новые образовательные стандарты:
деятельностный подход на
уроках музыки".
Выполнила учитель музыки
МБОУ Богданихской СШ
Коногорова Ольга Петровна
2016 год