Дистанционное обучение в ОГИ как реализация частного аспекта концепции непрерывного образования.


Студенты:
Залиева ГюльнарНовикова Виктория
филологического факультета
кафедры «Педагогики и методики преподавания»
группы И.Я. 3.2.
Научный руководитель:
Яровова Татьяна Викторовна
АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»
(г. Одинцово, Московская область)
Дистанционное обучение в ОГИ как реализация частного аспекта концепции непрерывного образования.
Аннотация
В статье определена роль дистанционного обучения в Одинцовском гуманитарном институте в концепции непрерывного образования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, непрерывное образование.
Ускорение социально-экономического и научно-технического прогресса оказывает огромное воздействие на все стороны материального и духовного производства, систему общественных отношений, на самого человека. Динамизм развития общества выступает реальной первопричиной необходимости и безотлагательности перестройки образования, поиска новых способов овладения необходимыми знаниями и методов их преподавания.
В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обусловливала постоянно структуры и содержания образования. Сложился тип "конечного" образования, при котором однажды полученные человеком знания сохраняли свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности. В условиях революционных темпов обновления техники и технологии, форм организации труда скорость из изменения стала на много превосходить темпы смены поколений людей. Сегодня время разработки и внедрения новых технологий стало соизмеримым с периодом подготовки специалиста. Нередко, за время, пока студенты получают образование, успевают смениться многие условия и темпы работы в выбранной ими специальности. Стремительно развиваются и обновляются технологии, все время увеличивается информационный поток, который необходимо перерабатывать и учитывать в современной жизни. Фактически получается, что молодое поколение готовится к жизни и к работе в таких условиях, в которых в период подготовки еще мало что известно. Из этого вытекает ряд требований к качеству современного специалиста- умение самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск, принимать оригинальные и быстрые решения, быть творческой личностью.
Все это побуждает человека постоянно обновлять свои знания и получать новые, соответствующие требования реальной ситуации. Это означает, что получение образования становится не отдельным этапом в жизни человека, а проходит через всю его жизнь. Непрерывное образование выступает не просто в качестве внешнего требования к человеку, а предстает в виде внутренней потребности личности, средства самореализации человека в жизни.
Отсюда возникает и ряд требований для самого учебного процесса. Системе образования необходимо решить многие проблемы, связанные с повышением эффективности ее деятельности, с возможностью реализации процесса образования в более массовом масштабе.
Система дистанционного обучения – это удобная форма взаимодействия обучающегося, проживающего в любом регионе России, с ведущими учеными, специалистами, методистами и педагогическими работниками, которые разрабатывают актуальные темы и предлагают передовые авторские методики.
Наибольшее распространение сегодня получает использование в системе дистанционного образования глобальной сети INTERNET, которая является уникальным механизмом распространения информации и механизмом общения в независимости от географического положения.
Дистанционные технологии дают возможность получить необходимые знания по многим специальностям людям, не имеющим возможности посещать занятия в очном или заочном ВУЗе (например, по состоянию здоровья, по семейным или служебным обстоятельствам), а также желающим получить не конкретную специальность, а пройти отдельный курс по интересующему направлению, даже зачастую не ставя цели получить диплом.
На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной проблемой следует считать непрерывность образования. Какая бы его сфера ни затрагивалась, какие бы аспекты обучения, воспитания, развития человека ни рассматривались, возникает необходимость выразить свое отношение к таким сторонам образования как: всеохватность, т.е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп; преемственность, т.е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве общесоциальных целей и способов их реализации; индивидуализированность, т.е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума.
На сегодняшний день модель непрерывного образования в системе колледж – вуз активно реализуется. Реальная обстановка в системе непрерывного образования в настоящее время складывается следующим образом: колледж работает по своим учебным стандартам, вуз - по своим, и, зачастую, образовательные программы дублируют дисциплины, на что уходит дополнительное время. Так, например, в Одинцовском гуманитарном институте, после окончания колледжа, студенты при желании поступают в институт, где продолжают обучение. Как и в любом колледже, студенты учатся 3 года и при поступлении в институт, зачисляются на второй курс бакалавриата, при этом учитывается их успеваемость при обучении в колледже.
Отсутствие преемственности образования значительно увеличивает сроки теоретического обучения, сокращая практическую направленность образования. Высшее образование должно предполагать углубление и расширение знаний, полученных в колледже, на практике же сталкиваемся с тем, что дисциплины, в полной мере изученные на среднем уровне, вновь повторяются практически в том же объеме на высшей ступени образования, не давая дополнительных знаний.
Следующая, не менее важная проблема видится в том, что методическое обеспечение дистанционного образовательного процесса разработано не в полном объеме. Так как дистанционное обучение предполагает практически самостоятельное обучение по предложенным учебно-методическим комплексам, то к методическим материалам должны предъявляться повышенные требования в плане более подробного изложения теории и подробных комментариев практического решения предложенных заданий. Зачастую же по изучаемой дисциплине предлагается перечень вопросов и практических заданий, а разъяснения по вопросам отсутствуют, что значительно усложняет для студентов изучение дисциплины.
Но, не смотря на проблемы, дистанционное образование с каждым годом привлекает все большее количество студентов, так как позволяет совмещать обучение с практической деятельностью. Поэтому идею непрерывного образования следует развивать более интенсивно, подготавливая методические материалы, используя в обучении инновационные педагогические технологии, позволяющие привлекать все большее количество студентов.
В настоящее время, одной из наиболее актуальных задач для любого ВУЗа и для образовательной системы государства в целом, является задача реализации дистанционного обучения. Обучение, использующее дистанционные методы и технологии способно предоставить любому человеку свободные, гибкие, адаптированные под его потребности и возможности условия получения образования.
В Одинцовском гуманитарном институте уже практикуется дистанционное обучение. И с каждым годом оно становится популярнее. Это очень удобная система, как для преподавателей, так и для студентов. Преподаватели затрачивают меньше времени на проверку работ. Студенты же могут выполнять работы дома, используя при этом все возможные ресурсы. Задания к промежуточной аттестации или контрольной работе разрабатываются преподавателями, при этом учитывается разработанный на семинаре или лекциях материал. По желанию преподавателя в разработанном им материале может существовать ограничение по времени и количество попыток.
В отличие от традиционных систем дистанционное образование позволяет построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию обучения, пройти ее, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде, удовлетворить потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.
В период модернизации практически всех жизненных процессов, нужны новые шаги по реформированию образования. Будущие специалисты должны быть всесторонне развитыми, творческими личностями способными интенсивно работать и постоянно совершенствовать свои способности. Модель непрерывного образования должна занять достойное место в реформируемой системе профессионального образования. Достижение целей непрерывного образования невозможно без создания многоуровневой системы образования, которая позволила бы исключить дублирование образовательных программ, более рационально распределить время обучения студентов.
Реализация многоуровневой модели непрерывного образования наиболее рациональна через организацию дистанционного образовательного процесса в высшем учебном заведении по программам обучения, что позволит в полной мере совместить теоретическое обучение с практикой.
Чем доступнее будет информация и способ ее получения, тем более массовый характер получит образование, а, следовательно, появится реальная возможность достижения социальной гармонии общества.
Литература:
Аношкина В.Л., Резванов С.В.- Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Выпуск 2. 2001- 5 с.
Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Мираж, 1997.
Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского О.В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986.
Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.: 1996.