Статья Педагог будущего-пример реализации непрерывного образования


Педагог будущего – пример реализации непрерывного образования
Шестернина Ю.М., учитель
английского языка высшей категории
МБОУ «Гимназия №184», г.Н.Новгород
Аннотация. В статье анализируется роль современного педагога в контексте реализации ФГОС. Рассматриваются исторические данные в понимании личности педагога. Приводятся примеры современного видения данной проблемы с опорой на зарубежные источники. Раскрывается суть педагога будущего, осуществляющего профессиональное непрерывное образование. Приводится пример реализации непрерывного образования с помощью профессионального образовательного маршрута.
Ключевые слова: Стандарт, педагог, непрерывное образование,
коуч, ментор, фасилитатор, модератор, тьютор, эдвайзер.
Future Teacher – example of continuing education’s realization
Shesternina Y.М., an English teacher
highest qualifying category
Gymnasium №184, N.Novgorod Annotation. This paper proposes the analysis of the modern teacher’s role in a context of FSES realization. The teacher’s person given in historical understanding is considered. It provides examples of modern vision of the given problem with a support of foreign sources. It offers the essence of the future teacher who is carrying out professional continuing education. The example of continuing education’s realization is provided by means of a professional educational route.
Keywords: Standard, teacher, continuous formation, coach, mentor, facilitator, moderator, tutor, advisor.
Меняется мир вокруг нас, меняются ожидания, предъявляемые новому человеку, гражданину, личности. Этот процесс бесконечен и постоянен. Понимать и принимать данные изменения спокойно и продуктивно, идти в ногу со временем – объективная реальность нашей жизни. Современный педагог должен уметь это делать сам, а также учить этому своих учеников.
В разные времена значение и роль педагога понимались по-разному. Это можно проследить по изменениям определений в толковых словарях. У греков – это ученый раб, сопровождавший детей своего господина в школу; в начале XX века – это учитель, воспитатель, сведущий в воспитании [2]. С середины XX века – это специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой [4]. В начале XXI века педагог – это уже не только тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой, но и тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности [1].
Наряду с изменением понимания роли и сути личности педагога, в последнее время происходит расширение этого понятия. Появляется все больше иностранных слов, иллюстрирующих и раскрывающих педагога с разных сторон: коуч, ментор, фасилитатор, модератор, тьютор, эдвайзер.
В современном международном понимании «коуч» – это специалист, который способствует успешному достижению определенной цели, получению позитивно сформулированных новых результатов в жизни и работе. Основные признаки хорошей работы коуча: отсутствие готовых советов и решений, партнерские взаимоотношения, способность вдохновить на самостоятельный выбор действий, достижение гарантированного результата. При групповой работе профессиональная роль коуча заключается в умении помочь участникам своей команды работать более эффективно [3]. Данная роль педагога, судя по определению, наиболее полно отражает те требования, которые предъявляются к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Менторство традиционно понимается в образовании как диадические, личностные долговременные взаимоотношения между опытным наставником и студентом-новичком, которые позволяют последнему развиваться профессионально, академически или личностно [3]. В зарубежных источниках представлены следующие модели менторства [6, 3]:
Модели менторстваМодели Описание Источник
Модель наученияМентор выступает как учитель, передающий правила и ценности, которые должны быть усвоены учеником Child and Merrill (2003),
Jones et al (2005)
Компетентностная модель Ментор связывает обучение с практическим применением полученных знаний Child and Merrill (2003),
Jones et al (2005)
Рефлективная модель Ментор выступает в роли конструктивного критика, участвующего в оценке обучения Child and Merrill (2003),
Jones et al (2005)
Модель культиватора Ментор помогает понять особенности профессиональной культуры
Hobson and Sharp (2005)
Модель спонсора Ментор помогает установить необходимые профессиональные связи, выступает в роли менеджера Hobson and Sharp (2005),
Robins (2006)
Модель психолога Ментор помогает найти безопасное место для выплеска эмоций
Hobson and Sharp (2005)
 
Модель просветителя Ментор помогает создать возможности для профессионального обучения Hobson and Sharp (2005)
 
Модель развития Ментор помогает достичь личностного и профессионального роста через рефлексию
Robins (2006)
Примечательно то, что все функции ментора заключаются в активизации собственных возможностей учащихся. Это касается и постановки цели, и выбора способов действия, анализа и оценки полученных результатов, что позволяет уйти от модели репродукции готового знания, устаревшей модели образования.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился в конце XIV века в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже). С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Тьютор – исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, сопровождая процесс индивидуального продвижения в школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования [3].
Эдвайзер – это преподаватель, выполняющий функции академического наставника студента, обучающегося по определенной специальности. В современной образовательной практике можно выделить три основные функции эдвайзера: 1) помогать личностному росту студентов; 2) помогать в разработке контента учебных программ; 3) помогать поддерживать традиции в студенческой культуре конкретного университета [3]. В контексте школьной практики, данная функция может быть реализована в сфере работы с одаренными учениками: при подготовке к олимпиадам различного уровня, а также при сопровождении выполнения научных работ учащихся.
Фасилитатор  – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Фасилитатор помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Тем самым он облегчает процесс коммуникации, делая его комфортным для всех участников. В групповых тренингах преподавателя, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как дирижера оркестра. Иногда термин «фасилитатор» путают с термином «модератор», поэтому важно разграничить содержание этих понятий:
-     модератор следит за исполнением установленных правил и норм, а фасилитатор помогает членам группы выстроить путь к решению задачи;
-     модератор не отслеживает формирующееся содержание с позиций соответствия решаемой задаче, в то время как основная задача фасилитатора – повысить эффективность работы группы [3].
Проанализировав перечисленные выше модели педагога, можно сделать вывод о том, что они плавно перетекают одна из другой, местами дублируют, местами дополняют функционал друг друга, в зависимости от различия ситуаций и образовательных задач. Они дают современному учителю огромное поле для самореализации, возможность воплощения и применения всех сторон своей педагогической личности в разных формах и видах образовательной деятельности, что будет способствовать реализации такой важной задачи современного образования: формирование саморазвивающейся личности учащегося.
Кто же он – педагог XXI века, педагог будущего? Фасилитатор, модератор? По нашему мнению, педагог будущего – это, в первую очередь, личность цельная, способная на самопознание и саморазвитие, сочетающая в себе все новые качества и роли педагога и готовая не столько транслировать свои знания, но учить пользоваться ими, стремиться получать и добывать новые, совершенствуя способы их применения. Реализация ФГОС основного и среднего (полного) общего образования [5], предполагает использование системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Речь идет не только об учащихся, но и о самом педагоге, который обязан осуществлять непрерывное профессиональное образование, применяя инновационные формы и методы, формируя личность учащихся, а также демонстрируя подобное отношение к образованию на своем собственном примере, реализуя свой собственный образовательный маршрут.


Список литературы:
Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах, Ефремова Т.Ф. – 2006.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.
Соколова Е. И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4, 2013.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение.2011. – 48с.
Mentoring and Coaching for Professionals: A STUDY OF THE RESEARCH EVIDENCE, 2008.
URL: www.nfer.ac.uk/nfer/publications