Коучинг-сессия Каким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?


Коучинг-сессияКоуч: Жусупова К.С., сертифицированный учитель русского языка и литературы 3 базового уровня ГУ «Средняя школа №8 отдела образования акимата г.Костанай»
Название занятия: Каким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?
Цель: определить с учителями наиболее эффективные виды и формы контроля знаний с целью повышения мотивации к обучению учащихся
Задачи:
обосновать необходимость использования разнообразных видов и форм контроля знаний в обучении;
научить выявлять проблемы и преодолевать барьеры в определении эффективных видов и форм контроля знаний на уроках;
научить правильной организации контроля на уроках.
Ожидаемые результаты осознание учителями необходимости использования эффективных видов и форм контроля знаний на уроках;
умение правильно определить и организовать наиболее эффективные виды и формы контроля знаний с целью повышения мотивации к обучению.
Ресурсыкомпьютер (проектор), экран, маркеры, листы А-4 и А-3, карточки с заданиямиХод занятия
Этапы проведения Время Действия преподавателя Действия участников
Позитивный настройМотивация на совместную деятельность. 2 мин Разминка: «Добрая информация»
снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости
Задание: 2 участников, наполненные информацией от коуча, в течение 30 секунд раздают ее с помощью рукопожатия. выполняют задания коуча.
Деление участников на группы.
Вызов
Мозговой штурм
Презентация «Нетрадиционные виды контроля»
Групповая работа
Раздается дидактический материал
1. "Традиционные виды контроля знаний"
2. " Нетрадиционные виды контроля знаний "
3 мин.
3 мин.
5 мин
10 мин. Делит участников на 5 групп с помощью игры «Сложи пазл» (на обороте картинки-пазла – задание «Угадай вид контроля знаний»)

Задает вопросы:
Презентация видеоролика.
- Скажите, пожалуйста, что вы думаете по поводу увиденного и услышанного? Насколько актуален контроль знаний?
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на коучинге? Какая мысль отражена в эпиграфе?Как связан эпиграф с темой нашего коучинга? (обращение к эпиграфу:
Важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся - укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь - учебного. В.А. Сухомлинский
Каким образом систему контроля знаний сделать более гибкой, разнообразной, учитывающей психологические особенности детей разного возраста, позволяющей разглядеть в каждом своем ученике личность яркую, талантливую?
Демонстрирует, сообщает, комментирует
Составление и защита проекта «Контроль на уроке с помощью приема …»
Коуч комментирует вид задания. См.: на обороте картинки-пазла – задание «Угадай вид контроля знаний».
Определи вид контроля знаний (см. справочные материалы «Методы и формы контроля усвоения знаний учащихся по русскому языку», соотнести с картинкой-пазлом) и определить, верное ли утверждение.
- Проверьте, насколько вы были верны в своем предположении. Инструктирует. Раздает дидактический материал.
(Самостоятельное прочтение справочного материала, затем обсуждение прочитанного в группе, составление опроса других групп (Структура, характер опроса , действия учителя, ученика, используемые стратегии и ресурсы...) ).
Выступление спикеров групп. Защита постера по совместно разработанным критериям оценки:
1. Научность - 1 балл
2.Логическая последовательность изложения – 1 балл
3. Эстетика оформления – 1 балл Рассаживаются за столы
Знакомятся с видеоматериалом, делятся мнениями, обсуждают
Слушают, делают пометки
Отчет групп 6 мин. Слушает Спикеры команд защищают кластеры
Рефлексия 3 мин. Направляет. Наблюдает. Предлагает учителям ответить на вопросы:
- Можете определить причины, по которым опрос учителя может быть неэффективным, и предложите, как избежать образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося?
- Как можно построить опрос, чтобы добиться эффекта хороших ответов учеников?
- Какие виды вопросов вы бы включили, для того чтобы добиться более высокого порядка мышления учеников?
- С какими трудностями вы сталкиваетесь при контроле знаний?
- Каким образом вы дифференцируете вопросы для учащихся разных способностей?
Выслушивает. Делает выводы слушают, отвечают, делают выводы
Работа в группах
Прием Фишбоун7 мин « Каким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?» Составление постера
Обсуждают.
делятся мнениями, обсуждают, составляют постерОтчет группРефлексия
Обсуждение и обмен мнениями 5 мин
2 мин Защита постеров спикерами. Взаимооценка постера по методу «Две звезды и пожелание».
Выслушивает
- Могут ли стратегии и приемы, использованные вами при контроле знаний, повысить мотивацию к обучению учащегося? Каким образом?
Спикеры команд защищают постеры. Смотрят, обсуждают, оценивают
делятся мнениями, обсуждают, делают выводы
Обращение к видеоролику-интервью 1 мин Обратимся к в/ролику-интервью. Как же дети решили проблему контроля знаний? делятся мнениями, делают вывод
Итоговая рефлексия 5 мин Метод “пяти пальцев”:
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный палец) – близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный палец) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?
Б (большой палец) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Отвечают на вопросы анкет.
Подведение итогов 1 мин. Подводит итог, благодарит за сотрудничество. Благодарят за проведенное занятие. Прощаются.

Тема: Каким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?
Цель: определить с учителями наиболее эффективные виды и формы контроля знаний с целью повышения мотивации к обучению учащихся
Задачи:
обосновать необходимость использования разнообразных видов и форм контроля знаний в обучении;
научить выявлять проблемы и преодолевать барьеры в определении эффективных видов и форм контроля знаний на уроках;
научить правильной организации контроля на уроках.
Ожидаемые результаты осознание учителями необходимости использования эффективных видов и форм контроля знаний на уроках;
умение правильно определить и организовать наиболее эффективные виды и формы контроля знаний с целью повышения мотивации к обучению.
Ресурсыкомпьютер (проектор), экран, маркеры, листы А-4 и А-3, карточки с заданиямиХод занятия
I. Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас сегодня на нашем коучинге.
II. Мотивация на совместную деятельность.
Прежде чем приступить к занятию, я попрошу вас встать в круг и пожатием руки как можно большему количеству людей передать добрую информацию за 30 секунд. Все ли успели передать и получить добрую информацию? Надеюсь, что каждый из вас будет носителем только доброй информации, ведь мы знаем, что нашим детям необходима только добрая информация.
(Разделение учителей на группы, посредством игры «Пазлы»)
III.Презентация видеоинтервью с учащимися школы по поводу видов и форм контроля знаний
А теперь вашему вниманию представляется видеоролик.
- Скажите, пожалуйста, что вы думаете по поводу увиденного и услышанного?
-Насколько актуален контроль знаний? Прошу каждую группу поделиться мнением. А теперь попрошу вас прочитать эпиграф нашего коучинга.
-Какая мысль отражена в эпиграфе? (обращение к эпиграфу: Важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся - укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь - учебного. В.А. Сухомлинский)-Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
-Как связан эпиграф с темой нашего коучинга?
Подумайте, даю вам 1 минуту. Каковы ваши версии?
Тема сегодняшнего коучинга: Каким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?
-Каким образом систему контроля знаний сделать более гибкой, разнообразной, учитывающей психологические особенности детей разного возраста, позволяющей разглядеть в каждом своем ученике личность яркую, талантливую?
-Как сделать интересным не только сам урок русского, но и систему контроля знаний?
-Какие формы контроля значительно повышают уровень владения знаниями, дают школьнику мотивацию обучения?
-Перечислите, какие вы знаете приемы. (Корзина идей) Давайте обратимся к презентации Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном итоге, прививают интерес к предмету. Эти задания имеют положительное эмоциональное воздействие на ребенка, да и сложный материал усваивается гораздо легче. Большинство заданий развивают у детей наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, логику, то есть те психические процессы, которые необходимы для успешного усвоения и других учебных предметов.
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, т.е. творческой.
Л.А. Щипачёва в статье «Нестандартные задания на уроках русского языка» выделяет следующие признаки нестандартных заданий:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
необычные условия работы;
активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
IV. Презентация «Нетрадиционные виды контроля»
V. Групповая работа
Раздается дидактический материал
1. "Традиционные виды контроля знаний"
2. " Нетрадиционные виды контроля знаний "
VI.Составление и защита проекта «Контроль на уроке с помощью приема …»
А теперь предлагаю поработать в группах. См.: на обороте картинки-пазла – задание «Угадай вид контроля».
- Проверьте, насколько вы были верны в своем предположении. Инструктирует. Раздает дидактический материал.
(Самостоятельное прочтение справочного материала, затем обсуждение прочитанного в группе, составление опроса других групп (Структура, характер опроса, действия учителя, ученика, используемые стратегии и ресурсы...) ).
Выступление спикеров групп. Защита постера по совместно разработанным критериям оценки:
1. Научность - 1 балл
2.Логическая последовательность изложения – 1 балл
3. Эстетика оформления – 1 балл
Рефлексия.
-1гр.Можете определить причины, по которым опрос учителя может быть неэффективным, и предложите, как избежать образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося?
-2гр. Как можно построить опрос, чтобы добиться эффекта хороших ответов учеников?
- 3гр.Какие виды вопросов вы бы включили, для того чтобы добиться более высокого порядка мышления учеников?
- 4гр.С какими трудностями вы сталкиваетесь при контроле знаний?
-5гр.Каким образом вы дифференцируете вопросы для учащихся разных способностей?
VII. Работа в группе. Прием Фишбоун « Каким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?» Составление постера
Защита постеров спикерами.
Рефлексия. Обсуждение и обмен мнениями Взаимооценка постера по методу «Две звезды и пожелание».
- Могут ли стратегии и приемы, использованные вами при контроле знаний, повысить мотивацию к обучению учащегося? Каким образом?
-Обратимся к в/ролику-интервью. Как же дети решили проблему контроля знаний?
-Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения Применение таких методов контроля помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:
Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;
Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;
Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;
Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;
Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).
И, наконец, самое важное - учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.
Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с ними, являются их авторами, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ.
VIII. Итоговая рефлексия Метод “пяти пальцев”:
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный палец) – близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный палец) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?
Б (большой палец) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
IX. Подведение итогов
Приложение1) Картинки-пазлы «Угадай-ка»
Методы и формы контроля усвоения знаний учащихся по русскому языку
1) ?1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.
Направленность контроля - проверка практических и творческо-интеллектуальных (творческий ? и ? с продолжением) умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Метод ? в зависимости от целей проверки может быть представлен такими его разновидностями, как выборочные, свободные, творческие и собственно контрольные.
2) ?1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная и письменная.
2.Вид проверки - промежуточный или итоговый контроль.
3.Направленность контроля - проверка общеучебных, практических и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся; знаний о языке.
4.Методический комментарий. ? рассматривается как разновидность отчета учащихся о результатах самостоятельной учебно-исследовательской работы, являясь одновременно одной из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. ?, в отличие от конспекта, представляет собой новый, авторский текст. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
3) ?1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная и письменная.
2.Вид проверки - промежуточный или итоговый контроль.
3.Направленность контроля - проверка общеучебных, практических и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся; знаний о языке.
4.Методический комментарий. ? ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает решение определенной проблемы. Для решения данной проблемы могут быть использованы различные методы исследования, средства обучения. Кроме того, полагается интеграция знаний и умений из различных областей науки, техники, творческой сферы. Результатом ? должно стать либо конкретное решение проблемы, либо некий продукт, готовый для использования.
4) ?1. Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
2. Вид проверки - промежуточный или итоговый контроль.
3. Направленность контроля - проверка общеучебных, практических умений и навыков; творческо-интеллектуальных умений.
4. Методический комментарий. ? - это вид проверочной работы. В сущности, любую самостоятельную работу учащихся, цель которой - проверка качества усвоенного материала, можно назвать ? (т.е. нацеленной на ? ).
5) ?1. Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
Вид проверки - текущий и промежуточный контроль.
Направленность контроля - проверка практических умений и навыков.
4. Методический комментарий. ? как форма проверки знаний позволяет осуществить контроль за усвоением умений и навыков, приобретенных в процессе изучения какой-либо темы.
? может быть направлена на разные виды деятельности: умение решать орфографические и пунктуационные задачи, выполнять грамматические разборы, выявлять и исправлять ошибки.
2) Соотнести с картинкой-пазлом «Угадай-ка» и определить, верное ли утверждение.
Методы и формы контроля усвоения знаний учащихся по русскому языку
Рассказ (сообщение, доклад учащегося)
1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная.
Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.
Направленность контроля - проверка прежде всего практических, а также общеучебных умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Сообщение как метод текущего контроля может быть использован при проверке домашнего задания, что нацелено на выяснение понимания изучаемой темы и готовности к восприятию нового материала. Как метод промежуточного контроля сообщение предполагает проверку усвоения материала по определенному разделу и может быть включено в зачет в конце четверти. В рамках итогового контроля сообщение может предполагаться при проведении экзамена по предмету
Учебный ответ
1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная.
Вид проверки - текущий, промежуточный.
3.Направленность контроля - проверка прежде всего практических, а также общеучебных и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Учебный ответ - самый распространенный метод контроля, который может быть использован из урока в урок и предполагать контроль по той или иной теме. От сообщения учебный ответ отличается тем, что учащиеся практически не имеют времени на подготовку, а проверка направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Устный ответ по структуре представляет рассуждение, в котором выделяется тезис (утверждение) и его аргументация. Об истинных знаниях учащегося можно судить на основании содержащихся в аргументации примеров и комментариев к ним.
Нахождение, подбор и анализ языковых явлений
1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная.
Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.
Направленность контроля - проверка практических, общеучебных умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Данный метод контроля используется из урока в урок, а также может стать элементом промежуточного и итогового контроля, входя в состав контрольной работы, зачета или экзамена. Независимо от вида проверки метод предполагает, что учащийся умеет в результате наблюдения за языковыми явлениями и их анализа прийти к ответу на вопрос, который требует определенного отбора языковых единиц или указанного обобщения.
Списывание
1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная.
Вид проверки - текущий.
3.Направленность контроля - проверка практических, общеучебных умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Списывание - вид письменной работы, нацеленной на развитие прочного навыка правописания. В старших классах к списыванию часто прибегают как на уроках грамматики, так и на уроках развития речи. Однако цель работы усложняется. Поскольку в старших классах одной из задач обучения является развитие аналитического мышления, на первый план при списывании выступает анализ языковых фактов и явлений; учащиеся осмысливают языковые решения автора текста; вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.
Группировка слов по видам орфограмм
1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная или устная.
Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.
Направленность контроля - проверка практических и общеучебных умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Данный метод контроля используется из урока в урок, а также может стать одним из элементов промежуточного и итогового контроля, входя в контрольную работу, зачет или экзамен. Независимо от вида проверки метод предполагает, что учащийся умеет в результате наблюдения за языковыми явлениями и их анализа прийти к правильной группировке слов в соответствии с поставленным заданием.
Диктант
1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.
Направленность контроля - проверка практических и творческо-интеллектуальных (творческий диктант и диктант с продолжением) умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Метод диктанта в зависимости от целей проверки может быть представлен такими его разновидностями, как выборочные диктанты, свободные, творческие и собственно контрольные.
Выборочные диктанты ставят перед собой цель проверить правописание слов, научить распознавать в тексте те или иные языковые явления различного уровня. Текст выборочного диктанта не записывается полностью. Из него выбираются лишь определенные языковые единицы, предусмотренные заданием. Диктанты этой разновидности предполагают текущий контроль и могут быть основой самостоятельной работы на уроке.
Свободные диктанты нацелены на развитие памяти учащихся в отношении содержания предложений и грамматических и лексических средств, выражающих этот смысл, и также могут использоваться лишь в качестве текущего контроля. Данная разновидность диктантов предполагает запоминание предложения или нескольких предложений, связанных одной мыслью, при одноразовом прочтении учителем и запись по памяти. Объем запоминаемого текста зависит от уровня подготовленности учащихся к такому типу работы, от характера предложений. Так, предложения большого объема и осложненной структуры целесообразно предлагать отдельно; более простые синтаксические конструкции могут быть объединены. В целом объем запоминаемого учащимися текста определяется самостоятельно учителем.
Творческие диктанты сопровождаются дополнительным заданием, связанным с продолжением текста или с написанием мини-сочинения, развивающего тему написанного диктанта. Такие диктанты - хорошее средство развития речи учащихся; они развивают самостоятельность мышления, учат критически осмыслять ту или иную информацию, проблему и могут использоваться в качестве текущего и промежуточного контроля.
Собственно контрольные диктанты предполагают итоговую проверку знаний и умений учащихся. К каждому контрольному диктанту обычно предлагается блок грамматических заданий, связанных с текстом.
Изложение
1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.
Направленность контроля - проверка практических и творческо-интеллектуальных (изложение с продолжением) умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Изложение как метод контроля реализуется в следующих разновидностях: подробное, сжатое, выборочное и с элементами сочинения. Подробное изложение требует полного, детального пересказа текста; сжатое изложение нацелено на краткую передачу основной мысли определенного содержания; выборочное изложение предполагает пересказ лишь той части текста, в которой звучит какая-либо обозначенная учителем проблема; изложение с творческим заданием включает написание мини-сочинения по определенному заданию.
Сочинение
1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.
Направленность контроля - проверка практических и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся.
4.Методический комментарий. Основная задача учителя - научить писать сочинение, которое является показателем способности учащегося к аналитической мыслительной деятельности, к критическому анализу и творческо-интеллектуальной работе. В этих целях необходимо, чтобы ученики при работе над текстом представляли все этапы написания сочинения. В противном случае создаются работы, в которых нарушается логика в изложении, обнаруживается подмена тезиса, темы и т.д.
При анализе предложенной темы учащийся должен определить:
что и о чем писать (изобретение смысла);
2)зачем, для чего, с какой целью писать (обоснование темы, концепции речи);
3)как написать, чтобы реализовать цель высказывания (выбор стратегии речи);
4)какие использовать средства и способы достижения цели (выбор тактики).
Трехчастное деление текста сочинения - одна из характеристик хорошего сочинения.
Комплексные методы контроля
Комплексные методы контроля в основном используются в качестве способа итоговой проверки знаний, умений и навыков учащихся. Из них наиболее часто применяются такие, как реферат, проект и тест.Реферат
1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная и письменная.
2.Вид проверки - промежуточный или итоговый контроль.
3.Направленность контроля - проверка общеучебных, практических и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся; знаний о языке.
4.Методический комментарий. Реферат рассматривается как разновидность отчета учащихся о результатах самостоятельной учебно-исследовательской работы, являясь одновременно одной из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Реферат, в отличие от конспекта, представляет собой новый, авторский текст. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Таким образом, реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Специфика реферата: в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений и оценок; в нем дается ответ на вопрос, что существенного по интересующей проблеме содержится в конкретном тексте.
Реферат как метод проверки знаний, умений и навыков учащихся включает следующие этапы или приемы учебной деятельности:
1.Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование
темы.
Изучение основных источников по теме.
Составление библиографии.
4.Конспектирование или тезирование необходимого материала.
5.Систематизация зафиксированной и отобранной информации.
Определение основных понятий темы.
Корректировка темы и основных вопросов анализа.
Разработка логики исследования проблемы, составление плана.
9.Реализация плана, написание реферата.
10.Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата.
Проверка оформления списка литературы.
Редакторская правка текста.
13.Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.
Указанные приемы в первую очередь носят общеучебный и творческо-интеллектуальный характер и связаны с умением отбирать и структурировать материал, логически выстраивать мысли, формулировать цель, задачи, актуальность рассматриваемого вопроса, объект и предмет изучения. Практические умения, связанные со спецификой предмета, проверяются непосредственно в содержательной части реферативной работы, а также в способности соблюдать учебно-научный стиль речи, особенно в заключительной части - резюме.
Проект
1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная и письменная.
2.Вид проверки - промежуточный или итоговый контроль.
3.Направленность контроля - проверка общеучебных, практических и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся; знаний о языке.
4.Методический комментарий. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает решение определенной проблемы. Для решения данной проблемы могут быть использованы различные методы исследования, средства обучения. Кроме того, полагается интеграция знаний и умений из различных областей науки, техники, творческой сферы. Результатом проекта должно стать либо конкретное решение проблемы, либо некий продукт, готовый для использования.
На уроках русского языка из всех разновидностей проектов в большей степени для осуществления контроля знаний, умений и навыков учащихся подходят такие, как: - исследовательские, имеющие четкую структуру и приближенные к научному исследованию или совпадающие с ним;
- информационные, имеющие также четкую структуру и направленные на обработку какой-либо информации; - практико-ориентированные, обладающие четкой структурой и направленные на учебно-методическое обеспечение процесса обучения предмету.
Тест
1. Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
2. Вид проверки - текущий, промежуточный или итоговый контроль.
3. Направленность контроля - проверка общеучебных, практических умений и навыков; знаний о языке.
4. Методический комментарий. Тест - это задание на деятельность и эталон ответа или решения. Тесты по русскому языку могут включать задания на проверку:
- знаний о языке как системе (задания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию, синтаксису);
- речеведческих знаний (связанных с умением определить основную мысль текста, средства связи в нем, типы речи, стили речи, языковые средства);
- специальных учебных умений (владение способами действия с языковым материалом, например, лингвистическим анализом);
- орфографической и пунктуационной грамотности;
- культурноречевых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических);
- владения стилистическими нормами;
- умения анализировать текст;
- умения создавать текст в определенном жанре и стиле.
Перечисленные задания предполагает итоговый тест.
Контрольная работа
1. Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
2. Вид проверки - промежуточный или итоговый контроль.
3. Направленность контроля - проверка общеучебных, практических умений и навыков; творческо-интеллектуальных умений.
4. Методический комментарий. Контрольная работа это вид проверочной работы. В сущности, любую самостоятельную работу учащихся, цель которой - проверка качества усвоенного материала, можно назвать контрольной (т.е. нацеленной на контроль). Однако в последнее время в связи с расширением форм контроля (и контрольный диктант, и тест, и сочинение, и изложение и т.д.) возникла необходимость определить для контрольной работы отдельные признаки.
Контрольная работа предусматривает проверку комплекса знаний по данной изученной теме. Как правило, в структуре контрольной работы выделяют 2 части: теоретическую и практическую, таким образом, определяя объем проверяемых знаний, умений и навыков.
В теоретической части от учащихся требуется аргументировано ответить на поставленный вопрос, продемонстрировать приобретенные навыки.
Контрольная работа как форма проверки чаще встречается в старших классах, чем в 5-8, поскольку именно для данной возрастной категории характерно активное развитие логического мышления, формирование умения доказательно отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно решать трудные логические задачи. Теоретическая часть контрольной работы нацелена именно на это.
Вместе с тем наряду с развитием процессов мышления особое внимание в контрольной работе уделяется реализации навыков построения доказательств в письменной речи.
Практикум
1. Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.
Вид проверки - текущий и промежуточный контроль.
Направленность контроля - проверка практических умений и навыков.
4. Методический комментарий. Практическая работа как форма проверки знаний позволяет осуществить контроль за усвоением умений и навыков, приобретенных в процессе изучения какой-либо темы.
Практическая работа может быть направлена на разные виды деятельности: умение решать орфографические и пунктуационные задачи, выполнять грамматические разборы, выявлять и исправлять ошибки.
Объем практической работы может быть самым разным: можно для выполнения работы отвести как целый урок, так и часть урока. Практическая работа отличается от лабораторной своей направленностью на проверку усвоенных знаний, а не на поисковую деятельность.
Все задания носят репродуктивный характер.

3) Нетрадиционные виды контроля

Кроссворд
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Викторина
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
Эссе
В качестве достаточно эффективного и активизирующего учебный процесс метода контроля и проверки знаний учащихся более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) можно предложить эссе. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.
Формы использования эссе
Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме. Анализируя зарубежный и отечественный опыт применения эссе, можно говорить о четырех формах использования данного метода:
1) эссе - самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа);
2) эссе - 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу;
3) эссе - 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала (обычно пишет)
4) эссе - 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего дается задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа).
Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.
«Блиц- опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.
Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.
«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами : «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.
Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.
«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо
(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.
«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла.
Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть . Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или сделает меньше других).
«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.
«Найди ошибку». Вариант 1. Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.
Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.
«Пинг-понг». Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.
Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.
«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.
«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.
Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.
Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».
Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.
1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.
2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.
3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.
«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую- будь добр, отвечай.
При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух- трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.
«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно - что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.
«Узнай меня». На уроке русского языка, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.
«Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.
«Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.
«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.
“Чистая страница”. У всех на партах чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал, упущенное в ответе или расширить ответ. Затем свои вопросы ребята задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать весь класс при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку, упущение и подготовить вопрос.
Диаграмма Венна - используется с целью побудить обучающихся к сопоставлению и сравнению, что побуждает их к мыслительной деятельности высшего порядка: синтезу/анализу/оценке. Другим преимуществом этого вида деятельности, согласно когнитивной психологии, является то, что в памяти хорошо хранится информация, синтезированная в виде схемы. Очень эффективна при подведении итогов урока, хотя возможно и использование ее для мотивирующей фазы.
Шаг 1.Дать время подумать над тем, что общего и в чем разница в сравниваемых явлениях – индивидуально, затем в парах. Дается для работы в группе, если это было предметом обсуждения в течение всего урока.
Шаг 2.Делаются два больших круга с общей частью для обоих кругов (иногда возможно несколько кругов). В общую часть записываем общее, в отдельные круги отличия по каждому явлению. 
«Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Синквейн – 5 минут. Автор новой формы стихотворения американская поэтесса Аделаида Крэпси. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Например:
Учитель.
Творческий, добрый
Учит, воспитывает и опекает.
Мне нравится работа учителя.
Наставник.
«Горячий стул» применяется для развития умения использовать и предъявлять полученные знания по терминологии. По желанию к доске выходит обучающийся, садится на стул спиной к доске, лицом к классу. На доске учитель пишет термин. Все остальные обучающиеся, не называя слова, характеризуют его. Сидящий должен назвать термин.
«Толстые» и «тонкие» вопросы Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.Толстый. Тонкий.
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
План коучингаКаким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?
Важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся - укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь - учебного.
В.А. Сухомлинский
I. Приветствие..
II. Мотивация на совместную деятельность. Разминка «Добрая информация»
(Разделение учителей на группы посредством игры «Пазлы»)
III.Презентация видеоролика
- Скажите, пожалуйста, что вы думаете по поводу увиденного и услышанного? Насколько актуален контроль знаний?
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? Как связан эпиграф с темой нашего коучинга?
-Каким образом систему контроля знаний сделать более гибкой, разнообразной, учитывающей психологические особенности детей разного возраста, позволяющей разглядеть в каждом своем ученике личность яркую, талантливую?
IV. Презентация «Нетрадиционные виды контроля»
V. Групповая работа. Составление и защита проекта «Контроль на уроке с помощью приема …» См.: на обороте картинки-пазла – задание «Угадай вид контроля».
- Проверьте, насколько вы были верны в своем предположении.
Самостоятельное прочтение справочного материала, затем обсуждение прочитанного в группе, составление опроса других групп (Структура, характер опроса , действия учителя, ученика, используемые стратегии и ресурсы...) .
Выступление спикеров групп.
Защита постера по совместно разработанным критериям оценки:
1. Научность - 1 балл
2.Логическая последовательность изложения – 1 балл
3. Эстетика оформления – 1 балл
VI. Рефлексия. Работа в группах (ответить на вопрос):
-1гр.Можете определить причины, по которым опрос учителя может быть неэффективным, и предложите, как избежать образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося?
-2гр. Как можно построить опрос, чтобы добиться эффекта хороших ответов учеников?
- 3гр.Какие виды вопросов вы бы включили, для того чтобы добиться более высокого порядка мышления учеников?
- 4гр.С какими трудностями вы сталкиваетесь при контроле знаний?
- 5гр.Каким образом вы дифференцируете вопросы для учащихся разных способностей?
VII. Работа в группе. Прием Фишбоун « Каким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?» Составление постера
Защита постеров спикерами. Взаимооценка постера по методу «Две звезды и пожелание».
Рефлексия. Обсуждение и обмен мнениями- Могут ли стратегии и приемы, использованные вами при контроле знаний, повысить мотивацию к обучению учащегося? Каким образом?
-Обратимся к в/ролику-интервью. Как же дети решили проблему контроля знаний?
.
VIII. Итоговая рефлексия Метод “пяти пальцев”:
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный палец) – близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный палец) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?
Б (большой палец) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
IX. Подведение итогов